Конфликты в организациях и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение природы конфликта. Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть, что такое конфликт.
2. Рассмотреть типы конфликтов.
3. Рассмотреть причины возникновения конфликтов.
4. Рассмотрение управления конфликтами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ…………..
. Понятие конфликта и его функции. Типология конфликта……..
. Основные виды конфликтов. Их причины и ошибки…….
. Стадии и структура конфликта…………….
1.4. Причины и последствия конфликта……..
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ….
2.1. Управление конфликтной ситуацией……………
2.2. Переговоры. Общие сведения и подготовка к началу…………..
2.3. Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации …………..
2.4. Методы урегулирования конфликтов………………………
ГЛАВА 3. ОПЫТ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В
ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ………………………………………………….
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

                                                                                             «Продолжение табл. 1»         

снятие  синдрома покорности у подчиненных после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников 
диагностика возможностей оппонентов сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).

         

 В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу

     1. Так, например, конфликт

     может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, в  которую она входит, между организациями  или группами одного или различного статуса.

     Внутриличностный  конфликт, вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися или являющимися несовместимыми: потребностями, интересами, желаниями, чувствами, ценностями, мотивами и т.п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки

     Межличностный конфликт — наиболее распространенная форма

конфликта в организациях. Это, как правило, борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, вакантное место, рабочую  силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый при  этом считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-нибудь другой. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента. Такие черты характера, как импульсивность, вспыльчивость, стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и др., порождают напряженность в человеческих отношениях и в конечном счете могут привести к конфликтам. Например, два начальника, имеющие холерический темперамент, будут часто конфликтовать друг с другом. Также трудно согласовывают свои действия два лидера в одной организации.

            Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда.

Другой  распространенный конфликт этого типа — между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.

     Межгрупповой  конфликт возникает между различными (формальными и неформальными) группами в организации, между высшим и более низкими уровнями управления.

     2. Возможны также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70—80% от всех конфликтов, являются нежелательными для руководителя, так как в них он как бы «связан по рукам и ногам». Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

     3. Допустима также классификация по характеру причин, вызвавших конфликт. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р.Л. Кричевский в книге «Если Вы руководитель...», тремя группами причин, обусловленными:

     • трудовым процессом;

     • психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то

       есть их симпатиями и антипатиями,  культурными, этническими

       различиями людей, действиями руководителя, плохой

       психологической коммуникацией  и т.д.;

     • личностным своеобразием членов группы, например неумением

       контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью,

       некоммуникабельностью, бестактностью  и т.д.

     4. Конфликты различают и по их  значению для организации, а также по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.

     Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых выводит организацию и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания.

     Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации.

    1. Основные  виды конфликтов. Их причины и ошибки
 

            Задача оптимизации социально-психологического климата коллективов диктует настоятельную необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами. Один из первых шагов на пути решения этой задачи - разработка социально-психологической типологии конфликтов. Такая типология предлагается на основе исследования на различных предприятиях. В основе этой типологии лежат взаимосвязи людей в рамках их отношений в первичном производственном коллективе.

     Во-первых, это взаимосвязи функционального характера, определенные совместной трудовой деятельностью. Данные взаимосвязи носят как непосредственный, так и опосредованный характер.

     Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из принадлежности работников к одному первичному производственному коллективу.

     В-третьих, это взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями  людей в общении.

     Исходя  из указанных взаимосвязей, которые  в норме должны иметь согласованный  характер, выделены следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи: 6

     1) конфликты, представляющие собой  реакцию на препятствия достижению  основных целей трудовой деятельности (например, трудности выполнения  данного делового задания, неправильное  решение какой-либо производственной проблемы и т.д.);

     2) конфликты, возникающие как реакция  на препятствия достижению личных  целей работников в рамках  их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения  деловых заданий, считающихся  "выгодными" или "невыгодными"4 недовольство предложенным графиком отпусков и т.д.);

     3) конфликты, вытекающие из восприятия  поведения членов коллектива  как несоответствующего принятым  социальным нормам совместной  трудовой деятельности (например, конфликт  вследствие нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения к труду) ;

     4) сугубо личные конфликты между  работникам, обусловленные несовместимостью  индивидуальных психологических  характеристик - резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.  
 
 

     1.3. Стадии, структура, причины и последствия конфликта  

          Несмотря на специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания:

1) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;

2) переход  потенциального конфликта в реальный  или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

3) конфликтные  действия;

4) снятие  или разрешение конфликта;

5) послеконфликтную ситуацию, которая может быть функциональной (конструктивной) и дисфункциональной (разрушающей).

     Каждый  конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

     Следующий элемент конфликта — цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

     Конфликт  предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

     И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых. Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют

     все перечисленные элементы структуры  конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

     Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.

          У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

    • Распределение ресурсов

Даже  в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство  может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение - люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

    • Взаимозависимость задач

Возможность конфликта существует везде, где  один человек или группа зависят  в выполнении задач от другого  человека или группы. Определённые типы организационных структур увеличивают  возможность конфликта. Такая возможность  возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.

    • Различия в целях

Возможность конфликта растет по мере того, как  организации становятся более специализированными  и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и её разновидностей, потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты- эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна.

    • Различия в представлениях и ценностях

Представление о какой-то ситуации зависит от желания  достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты  ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Различия в ценностях- весьма распространённая причина конфликта. Например, подчинённый может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчинённый может выражать своё мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.

Информация о работе Конфликты в организациях и пути их решения