Конфликты в организациях и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение природы конфликта. Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть, что такое конфликт.
2. Рассмотреть типы конфликтов.
3. Рассмотреть причины возникновения конфликтов.
4. Рассмотрение управления конфликтами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ…………..
. Понятие конфликта и его функции. Типология конфликта……..
. Основные виды конфликтов. Их причины и ошибки…….
. Стадии и структура конфликта…………….
1.4. Причины и последствия конфликта……..
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ….
2.1. Управление конфликтной ситуацией……………
2.2. Переговоры. Общие сведения и подготовка к началу…………..
2.3. Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации …………..
2.4. Методы урегулирования конфликтов………………………
ГЛАВА 3. ОПЫТ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В
ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ………………………………………………….
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 224.50 Кб (Скачать)
    • Различия в манере поведения и жизненном опыте

Эти различия также могут увеличить возможность  возникновения конфликта. Нередко  встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.

    • Неудовлетворительные коммуникации

Плохая  передача информации может быть как  причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Например, если руководство не может донести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и её положение среди конкурентов, подчинённые могут отреагировать так, что темп работы замедлится. Другие распространённые проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубиться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчинённых точное описание должностных обязанностей.

              Возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.

Кроме того, конфликт может уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчинённые не высказывают идей, которые по их мнению, не соответствуют идеям их руководителей. Через конфликты члены группы могут проработать проблемы в исполнении ещё до того, как решение начнёт выполняться.

     Дисфункциональные последствия 

     Если  конфликтом не управляли или управляли  неэффективно, то могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей. 7

  • Неудовлетворённость, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.
  • Меньшая степень сотрудничества в будущем.
  • Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами в организации.
  • Представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.
  • Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
  • Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
  • Смещение акцента: придание «победе» в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы.

                  

 

    ГЛАВА 2. МЕТОДЫ УПРАЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ

    2.1. Управление конфликтной ситуацией     

 

     Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории : структурные и межличностные. Не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать единственной причиной конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответствующую методику.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ СТИЛИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ:

    • Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция- не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы. 8
    • Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что «мы все- одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв». 9
    • Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчинёнными, но он может подавить инициативу подчинённых, создаёт большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала. 10
    • Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме, может сократить время поиска альтернатив.
    • Решение проблемы. Данный стиль- признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации. Ниже приведены некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта: 11
  • Определите проблему в категориях целей, а не решений.
  • После того, как проблема определена, определите решения, приемлемые для всех сторон.
  • Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
  • Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.
  • Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны.

     2.2. Переговоры. Общие  сведения и подготовка  к началу

         Общие сведения о переговорах

     Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

     Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий: 12

    • существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
    • отсутствия значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;
    • соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
    • участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.
    • Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов
 
 
 
 
 

                                                                                                            «Таблица 2»

Возможность переговоров в зависимости от этапа развития конфликта 

  Этапы развития конфликта                  Возможности переговоров
напряженность несогласие переговоры  проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились
соперничество, враждебность переговоры  рациональны 
агрессивность переговоры  с участием третьей стороны 
насилие военные действия переговоры  невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия
 

     На  некоторые из них переговоры могут  быть не приняты, так как еще рано, а на других будет уже поздно их начинать и тогда возможны только ответные агрессивные действия.

     Считается, что переговоры целесообразно вести  только с теми силами, которые имеют  власть в сложившейся ситуации и  могут повлиять на исход события. Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте: первичные группы - затронуты их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров, вторичные группы - затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени. Могут существовать еще и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые. Примером существования множества сил за внешним проявлением одного конфликта является “югославский кризис”.

     Правильно организованные переговоры проходят последовательно  несколько стадий: 13

    • подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);
    • предварительный отбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);
    • поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);
    • завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).

         Подготовка к началу переговоров

     Перед началом любых переговоров крайне важно хорошо к ним подготовиться: провести диагностику состояния  дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать  расстановку сил, выяснить, кто будет  вести переговоры и интересы какой из групп они представляют.

     Кроме сбора информации, на этой стадии необходимо четко сформулировать свою цель участия  в переговорах. В этой связи следует  ответить на такие вопросы: 14

    • в чем состоит основная цель проведения переговоров?
    • какие есть в распоряжении альтернативы? Реально переговоры проводятся для достижения результатов, которые были бы наиболее желательными и допустимыми;
    • если соглашение не будет достигнуто, как это отразится на интересах обеих сторон?
    • в чем состоит взаимозависимость оппонентов и как это выражается внешне?

     Также прорабатываются процедурные вопросы: где лучше проводить переговоры? какая атмосфера ожидается на переговорах? важны ли в будущем  хорошие отношения с оппонентом?

     Опытные переговорщики считают, что от данной стадии, если она правильно организована, на 50% зависит успех всей дальнейшей деятельности.

                                                                                                                  «Таблица 3»

Возможные цели и результаты участия в переговорах 

           Формулировка целей          Возможные результаты
отражают  в максимальной степени наши интересы наиболее желательные  для нас результаты
учитывают наши интересы допустимые  результаты
практически не учитывают наши интересы неприемлемые  результаты
ущемляют  наши интересы совершенно  неприемлемые
 

     Вторая  стадия переговоров - первоначальный отбор позиции (официальные заявления участников переговоров). Эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам известны и вы их учитываете; определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше места для себя.

     Обычно  переговоры начинаются с заявления  обеих сторон об их желаниях и интересах. При помощи фактов и принципиальной аргументации (например, “задачи компании”, ”общий интерес”) стороны пытаются укрепить свои позиции.

     Если  переговоры проходят с участием посредника (ведущего, переговорщика), то он должен каждой стороне дать возможность высказаться и сделать все от него зависящее, чтобы оппоненты не перебивали друг друга.

     Кроме того, ведущий определяет факторы  сдерживания сторон и управляет  ими: допустимое время на обсуждаемые вопросы, последствия от невозможности прийти к компромиссу. Предлагает способы принятия решений: простое большинство, консенсус. Определяет процедурные вопросы.

Информация о работе Конфликты в организациях и пути их решения