Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:05, курсовая работа
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
1) провести анализ научной литературы по исследуемой проблематике;
2) собрать первичную информацию о деятельности исследуемого объекта;
3) выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
4) разработать рекомендации по оптимизации процесса управления конфликтами на исследуемом предприятии.
Объектом данного исследования является ОАО «Ставропольхлеб».
Предметом исследования – существующие виды и процесс управление конфликтами в данной организации.
Введение……………………………………………....………………...............
3
1 Природа и виды конфликтов в организации…………………………..........
4
1.1 Понятие, структура и значение конфликта в организации………..
4
1.2 Классификация и этапы конфликтов……………………….............
10
1.3 Способы разрешения конфликтов………………………….............
15
2 Анализ хлебопекарной отрасли……………………………..........................
19
3 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Ставропольхлеб»
26
4 Организация менеджмента на предприятии………………………………..
30
5 Анализ управления конфликтами в ОАО «Ставропольхлеб»……………...
36
5 Разработка мероприятий по управлению конфликтами в ОАО «Ставропольхлеб»………………………………………………………...........
39
Заключение…………………………………………………………...................
42
Список использованных источников и литературы……………………….....
44
Многие хлебопекарные предприятия сами вынуждены закупать зерно и перерабатывать его на мельницах на давальческих условиях. Чтобы решить проблему зерна, некоторые хлебозаводы финансируют процесс от поля до прилавка, став одновременно и сельхозпроизводителем, и заготовителем, и переработчиком зерна, и производителем хлеба.
Эта проблема не должна рассматриваться просто в ряду прочих. Ее следует признать на ближайшее время первоочередной по значимости для хлебопечения страны в целом. И без участия государства здесь не обойтись.
Есть проблемы и со снабжением другими ресурсами, например, газом и электроэнергией. Из-за порочной организации снабжения, когда одна организация осуществляет расчеты, а другая - подачу газа или энергии, возникает ситуация круговой безответственности, а в итоге предприятия, исправно вносящие платежи, терпят убытки.
В результате различного рода ограничений, отсутствия эффективной региональной политики в области хлебопечения рентабельность хлебопекарного производства в целом по России в 2004 году составила всего 11,5%, в то время как другие, менее значимые отрасли имеют рентабельность более 23,0%. В таких условиях невозможно накопить средства для замены оборудования, а работа некоторых предприятий вообще становится бесперспективной.
Основные фонды хлебозаводов - это отдельная и очень болезненная проблема. Все последние годы происходила прогрессирующая деградация основных фондов. Их физический и моральный износ достиг 60%, а в отдельных случаях - 80% и более.
Сегодня всем ясно, что потребность в инвестициях для замены устаревшего оборудования превышает реальные финансовые возможности многих предприятий. Основные препятствия находятся, как известно, в сферах налогообложения, кредитно-финансовых взаимоотношений, инвестирования, практики акционирования предприятий. Но прежде всего это налоги. Они уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. В настоящее время все налоги, выплачиваемые большинством хлебопекарных предприятий, поглощают до 90% полученной прибыли, а зачастую общая сумма уплаченных налогов превышает размер прибыли предприятия. В связи с этим необходим ряд мер по льготному налогообложению хлебопекарных предприятий, способствующих обеспечению максимальной ставки налогов, не превышающей 45-50% прибыли предприятия.
Сейчас как никогда нужен Закон о хлебопечении. Однако предложенный Российским союзом пекарей проект закона Государственной Думой был отклонен, в то время как легко были приняты законы о лицензировании и контроле. Например, «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки», где хлебобулочные и макаронные изделия в одночасье были отнесены к продуктам переработки зерна.
Как показала практика, количество контролеров никогда не определяло качество продукции, и их число имеет мало общего с реальными интересами населения. Никто не отрицает, что разумный государственный контроль должен быть, однако та заорганизованная бюрократическая система, которую мы имеем сейчас, и произвол контролеров наносят отрасли только вред. Главными факторами, обеспечивающими качество хлеба, должны быть его конкурентоспособность, высокое качество муки, современная техника, профессионализм работающих, внутренний контроль и самое главное - спрос населения. К сожалению, в последние годы государство практикует все большее ужесточение внешнего контроля и увеличение числа контролирующих, лицензирующих, сертифицирующих, надзирающих и других организаций. В результате отечественное хлебопечение превращается в бесправную отрасль, а такие понятия, как инвестиционная, налоговая и таможенная политика, надежное обеспечение отрасли качественным сырьем, сотрудничество с российской и мировой наукой о хлебе, отодвигаются на задний план. В итоге в 2004 году из 1325 хлебопекарных предприятий, учитываемых Федеральным агентством по статистике по рентабельности, 342 предприятия, т.е. 26%, были убыточны.
Таким образом, приходится констатировать, что юридически закрепленные социальные обязательства хлебопекарных предприятий перед населением страны не в полной мере согласуются с их сырьевыми, материально-техническими, финансовыми и правовыми ресурсами.
Тем не менее есть примеры разумного подхода к организации работы отрасли. В ряде регионов взвешенно подходят к хлебопекарной промышленности, принимая участие в решении проблем и проявляя заботу о перспективах ее развития. Например, Правительство Москвы создало централизованный фонд развития хлебопечения, направляя в него все налоги на прибыль, идущие в местный бюджет. Это позволяет проводить активную работу по расширению и техническому обновлению хлебопекарного производства. В отдельные периоды коэффициент обновления достигает 12% и больше в год.
Активнее начали действовать и в других регионах. В Самарской области, где закрылся городской хлебозавод мощностью 55 т в сутки, прекращено строительство новых хлебозаводов и где материально-техническая база за последние 10 лет развилась только за счет малых пекарен, на государственном предприятии «Самарахлебпром» разработана программа технического перевооружения хлебопекарной промышленности области. Программа нашла понимание у региональных властей: она принята коллегией департамента сельского хозяйства, получила поддержку департамента экономики, одобрена губернатором. Если она будет реализована, то область получит дополнительно до 20 тыс. т хлебобулочных и до 7 тыс. т кондитерских изделий в год.
Активно и самостоятельно осуществляют разработку и реализацию программ развития, обеспечивающих выход производства на новый технический и технологический уровень и освоение новых видов продукции, булочно-кондитерский комбинат в Казани, Коломенский и Серпуховской хлебокомбинаты Московской области, предприятия Липецкой области, Краснодарского края и других регионов.
Но в большой степени стабилизация и успешное развитие отрасли зависит и от самих хлебопеков. Как свидетельствует опыт развитых стран, кооперация и сотрудничество дают более высокие результаты, чем даже конкурентная борьба.
Развал в начале 90-х годов производственных территориальных объединений, технологически и экономически связанных предприятий привел в хлебопечении к образованию заведомо слабых хлебозаводов и вследствие этого к формированию мнимой конкурентной среды. Отсутствие в регионах сбалансированного механизма взаимодействия между хлебозаводами и пекарнями вызывает взаимные претензии, ненужное в большинстве случаев соперничество. Обвальное падение спроса и объемов производства, нехватка инвестиций и оборотных средств, неопределенность перспектив неотвратимо диктуют необходимость поиска новых форм кооперации и взаимовыгодного сотрудничества.
Дальнейшее развитие хлебопекарной промышленности должно сопровождаться высоким интеллектуальным потенциалом науки и производства, которые не могут существовать раздельно. Без внедрения новейших технологий и современной техники многие хлебопекарные предприятия постепенно превратятся в неконкурентоспособные даже на внутреннем рынке. Проблемы с финансированием науки, а речь идет не только о научных исследованиях в области хлеба, неизбежно приводят и уже привели хлебопекарное производство к существенному замедлению его обновления. В стране должна быть четкая техническая политика в области продовольственного машиностроения и, в частности, для хлебопекарной промышленности. Анализируя перспективы ее развития, нельзя оставаться лишь в рамках одной отрасли. Любые программы развития начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей техникой, и это неизбежно будет сопровождаться большими финансовыми издержками. Настало время переходить в отечественном машиностроении от показавшей свою несостоятельность спонтанной политики к государственной.
Налоговая политика для отрасли должна быть справедливой и ясной; рынок сырья - стабильным и доступным; система государственного контроля за качеством хлебобулочных изделий - не чрезмерной, а целесообразной.
Необходимы новые государственные решения, такая государственная практика, которая позволит повсеместно остановить спад производства, усилить роль науки, придать предприятиям новые стимулы и создать такой рынок хлебобулочных изделий, который бы полностью отвечал интересам населения страны.
3 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Ставропольхлеб»
Открытое акционерное общество «Ставропольхлеб» создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992 № 721 и является правопреемником государственного предприятия «Ставропольский хлебокомбинат».
Фирменное наименование общества на русском языке:
Полное наименование - Открытое акционерное общество «Ставропольхлеб». Сокращенное наименование - ОАО «Ставропольхлеб». Местом нахождения общества является Российская Федерация, Ставропольский край, город Ставрополь, ул. Спартака 2а.
Объединение «Ставропольский хлебокомбинат» было основано в 1920 году. Оно долгое время являлось единственным поставщиком хлеба, хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий на рынке Ставрополя. Расширение предприятия осуществлялось вплоть до 1987 г., когда была введена в эксплуатацию третья пекарня. К этому времени объединение «Ставропольский хлебокомбинат» включало в себя два хлебозавода (№ 1 и № 3), булочно-кондитерский завод, четыре пекарни и сеть магазинов и кафе. В результате приватизации начала 1990-х годов объединение «Ставропольский хлебокомбинат» разделилось на два самостоятельных предприятия ОАО «Ставрополъхлеб» и ЗАО «Хлебозавод №3».
В настоящее время ОАО «Ставропольхлеб» - универсальное предприятие, имеющее в своем составе булочно-кондитерский и хлебобулочный заводы, четыре пекарни, шесть магазинов, котельную, транспортное хозяйство, общежитие и автостоянку.
В таблице 1 дана динамика основных экономических показателей деятельности предприятия, характеризующих его размеры.
Таблица 1 – Динамика основных экономических показателей ОАО «Ставропольхлеб»
Наименованиепоказателей |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
Изменение 2004г. к 2002г. | |
Абсол. (+,-) |
Относ., % | ||||
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
64499 |
60675 |
82037 |
17538 |
127,2 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
51705 |
55202 |
70413 |
18708 |
136 |
Чистая прибыль (убыток) тыс. руб. |
9 |
-1831 |
291 |
300 |
- |
Стоимость основных фондов, тыс. руб. |
7025 |
8458 |
9197 |
2172 |
130,9 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
360 |
363 |
362 |
2 |
100,6 |
Анализ данных таблицы 1 показал, что в 2004 году выручка от реализации продукции увеличилась на 17538 тыс. руб. или на 27,2%. Данное увеличение обусловлено эффективной сбытовой политикой предприятия и привлечением крупных клиентов.
В 2002 году чистая прибыль составила 9 тыс. руб., в 2003 г. убыток -1831 тыс. руб., а в 2004 г. прибыль составила -291 тыс. руб.
Численность персонала за исследуемый период практически не изменялась. В 2004 году численность увеличилась на 2 чел. по сравнению с базисным, и составила 362 чел. Темп прироста составил 0,6%. Также следует отметить, что предприятие обеспечено квалифицированным, имеющим большой стаж работы инженерно-техническим персоналом. Это дает ему большое преимущество над конкурентами, работающими на хлебном рынке не столь долгое время.
За исследуемый период увеличился размер основных средств - в 2004 г. он составил 9197 тыс. руб. В сравнении с 2002 годом он увеличился на 2127 тыс. руб. или на 30,9%.
Продукцию предприятия можно разделить на четыре основные группы:
Всего предприятие выпускает более 30 наименований хлебобулочных и более 40 наименований кондитерских изделий. В сравнении с другими предприятиями, занимающимися производством и сбытом хлебобулочной продукции, ОАО «Ставропольхлеб» выгодно отличается широким ассортиментом выпускаемой продукции и потенциальными возможностями его дальнейшего увеличения. Однако, технологическое оборудование предприятия, в отличие, например, от «Хлебозавода № 3», в основной своей массе исчерпало нормативный срок службы.
Рассмотрим динамику и структуру дохода от реализации продукции предприятия (таблица 2).
Наименование показателей |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
Изменение 2004г. к 2002 г. | ||||
Тыс. руб. |
Уд. вес % |
Тыс. руб. |
Уд. вес % |
Тыс. руб. |
Уд. вес % |
Абс. (+,-) |
Отн. % | |
Хлеб белый |
34167 |
53 |
32011 |
52,8 |
48188 |
58,7 |
14021 |
141 |
Хлеб ржаной |
10553 |
16,4 |
10209 |
16,8 |
13637 |
20 |
3084 |
129 |
Булочные изделия |
9810 |
15,2 |
10226 |
16,9 |
12518 |
15,3 |
2708 |
128 |
Бараночные изделия |
4740 |
7,3 |
4902 |
8,1 |
5108 |
6,2 |
368 |
108 |
Кондитерские изделия |
4607 |
7,1 |
2788 |
4,6 |
2050 |
2,5 |
-2557 |
44 |
Прочие |
622 |
1,0 |
539 |
0,9 |
536 |
0,7 |
-86 |
86 |
Всего |
64499 |
100 |
60675 |
100 |
82037 |
100 |
17538 |
127 |
Информация о работе Конфликтные ситуации и пути их решения на материалах: ОАО «Ставропольхлеб»