Концепция построения системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является разработка концепции управления государственным вузом на примере Омского Государственного Университета им. Ф.М.Достоевского. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Во-первых, рассмотреть основы современного менеджмента. Во-вторых, рассмотреть специфику управления высшим учебным заведением. В-третьих, проанализировать сильные, слабые стороны имеющейся структуры управления ОмГУ и предложить альтернативную концепцию управления.

Оглавление

Введение
Глава 1.Основы современного подхода к управлению предприятием
1.1. Процесс и система управления предприятием
1.2 Принципы формализации процесса управления
1.3.Система управления государственным вузом
Глава 2. Система управления государственным высшим учебным заведением (на примере Омского Государственного Университета им. Ф.М.Достоевского)
2.1. ОмГУ. Обоснование выбора объекта управления
2.2. Миссия и ключевые цели ОмГУ
2.3.Стратегия развития ОмГУ
2.4. Рекомендации по построению систему управления вузом
2.5.Аргументация эффективности предложенной системы управления
Заключение
Источники и литература
Приложение

Файлы: 1 файл

12.12.11Концепция построения системы управления2 ОмГУ.doc

— 391.00 Кб (Скачать)

 

2.4. Рекомендации  по построению систему управления  вузом

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Сильная сторона  – это преимущество, достоинство, характеристика, которая обеспечивает успех и выигрышность позиций факультета.

1.     Брэнд – лучший ВУЗ Омска, что является значительным вкладом в повышение репутации и существенным элементом имиджа .

2. Фундаментальность  образования, образование носит  академический характер: студенты  учатся учиться, мыслить абстрактно и логически, проводить научную работу.

2.     Сильный преподавательский соста

3.     Наличие системы международных контактов связей: открывает студентам широкие возможности для зарубежных поездок и стажировок и способствует позиционированию факультета на мировом рынке образования.

4.     Разнообразие направлений и специализаций

5.    Наличие связей с государственными и коммерческими структурами для организации практики студентов

6.    Военная кафедра

7.   Техническая оснащенность - имеются компьютерные классы с доступом в Интернет, аудитория для проведения конференций, цифровая камера, проекторы

8.     Система довузовской подготовки поступающих

9.   Возможности получения дополнительного образования:

§       Аспирантура

§       Второе высшее образование

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Слабость –  это отсутствие чего-то важного для  функционирования факультета или нечто, ставящее его в неблагоприятные  условия.

1. небольшой объем финансирования со стороны администрации Университета приводит к тенденции увеличения платных мест и уменьшению количества бюджетных мест

2. нехватка помещений для проведения занятий

3. неорганизованность информационных потоков внутри вуза – выражается в наличии барьеров на пути информации, часто сведения доходят до получателей в искаженном виде или не доходят вовсе

ВОЗМОЖНОСТИ

1. Выход на  международный рынок образования  – присоединение к Болонскому  процессу, рост интереса со стороны  иностранных ВУЗов, приток иностранных  студентов (привлеченных, например, недорогой по сравнению с мировыми ценой на обучение).

2. Сотрудничество с государственными и бизнес структурами на контрактной основе, совместные проекты дополнительного образования и поддержки преподавателей и студентов

УГРОЗЫ

1. Обострение  конкурентной борьбы – выход на рынок других ВУЗов в контексте общего роста уровня конкурентности в отрасли, а также внутренняя конкуренция

2. Отток квалифицированных преподавателей как в другие отрасли (коммерческие) с более высоким доходом, так и в другие ВУЗы и на другие факультеты

3. Неблагоприятная экономическая ситуация в стране – финансовый кризис скажется на платежеспособности студентов платного отделения

4.Неблагоприятная демографическая ситуация в стране – снижение рождаемости грозит уменьшением потока абитуриентов

Мероприятия, предлаг8аемые на основании проведенного SWOT-анализа:

STRENGTHS + OPPORTUNITIES 

стать активным участником международного рынка образования через участие в выставках, семинарах, проведение пиар-компаний, используя знания и инициативы студентов и возможности преподавательского

использовать  дополнительное финансирование для  повышения заработной платы преподавателям

ввести преподавание отдельных курсов, дополнительные программы, адаптированные под запросы конкретных спонсоров с последующим трудоустройством студентов

сформировать  программу обязательной практики студентов с возможностью последующего трудоустройства в зависимости от продемонстрированных результатов

использовать  потенциал и активность студентов  для развития элементов самоуправления (студенческие консультационные советы, представляющие собой механизм обратной связи с главными потребителями образовательных услуг), что в конечном счете должно помочь руководству корректировать свою политику и получить конкурентные преимущества

STRENGTHS + THREATS

проводить пиар компании по продвижению брэнда на рынке образования (выставки, научные  конференции, статьи и иные публикации в СМИ)

использовать  брэнд как инструмент привлечения  студентов (если детей мало, то пусть  уже учатся лучше в МГУ, чем  где-то еще), готовить абитуриентов заранее, предоставляя им некоторые гарантии поступления в виду качественной подготовки

сформулировать  кадровую политику, разработать систему  мотивации персонала и стратегию  привлечения студентов на работу

осуществлять  программы экономической поддержки студентов за счет средств спонсоров

WEAKNESSES + OPPORTUNITIES

сотрудничество  с госструктурами на контрактной  основе может увеличить количество бюджетных мест для студентов (т.е. госструктура будет полностью оплачивать образование студента с целью получения в дальнейшем квалифицированного специалиста для своей организации).

привлечь спонсоров  для строительства новых помещений 

WEAKNESSES + THREATS

усиливать связи  с иностранными ВУЗами на только путем  заключения договоров, но и на практике (многие студенты готовы сами оплачивать свои поездки и стажировки – нужна только организационная помощь)

 

 

2.5.Аргументация эффективности предложенной системы управления

Достижение оптимизации  управлением  невозможно без реализации процессного подхода в организации и управлении деятельности ВУЗа.

Функциональный подход, преобладающий в настоящее время в большинстве вузов, предполагает, что учебное заведение – это механизм, который обладает набором функций, распределенных среди подразделений вуза. Выполняя свои узкоспециальные задачи, сотрудники подразделений перестают видеть конечные результаты труда вуза в целом и осознавать свое место в общей цепочке. Такая система заставляет сотрудников хорошо исполнять функции, но не ориентирует на достижение результата. Функциональный подход приводит к изолированности функциональных подразделений вуза, возникновению своего рода «конкуренции» между подразделениями и неэффективности информационной поддержки, обусловленной частичной автоматизацией.

В отличии от функционального, процессный подход рассматривает всю деятельность вуза как последовательность взаимосвязанных процессов, проходящих через все подразделения, задействующих все службы и ориентированных на реализацию стратегических целей, которые вуз ставит перед собой. Управляя процессами, вуз добивается максимально эффективного использования всех имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Процессный подход является основой построения всех корпоративных  информационных систем. Именно реализация процессного подхода является необходимым  условием успешной реализации в ИС современных управленческих методик.

В качестве методической основы для осуществления стратегического планирования и управления вузом выбрана сбалансированная система показателей, которая заключается в комплексном подходе к оценке результатов деятельности вуза в четырех ракурсах.

 

 

Рис.3. Пример сбалансированной системы показателей

Несмотря на то, что  каждый вуз должен разработать собственную  ССП, процедура создания данной системы  в достаточной степени формализована  и состоит из шести этапов.

Этапы процесса создания ССП:

  1. Миссия
  2. Стратегия
  3. Ключевые показатели эффективности (KPI)
  4. Измерители
  5. Оценка
  6. Действия

Реализация ССП эффективности  вуза позволит:

  1. Решить задачу стратегического планирования и последующего мониторинга достижения стратегических целей вуза.
  2. Сформулировать стратегические цели и задачи вуза в операционных понятиях, доступных для понимания конкретным исполнителем.
  3. Проводить комплексную оценку деятельности вуза.
  4. Ускорить процесс принятия решений на основании сформированных приоритетов в деятельности вуза

Предложенная  концепция позволит добиться следующих  результатов:

  1. совершенствование и постоянное повышение результативности системы руководства и управления университетом.
  2. совершенствование образовательной деятельности (технологии, организации и содержания образования) для постоянного улучшения качества результата образования в соответствии с установленными ожиданиями потребителей образовательных услуг, с государственными образовательными стандартами и достижениями науки;
  3. совершенствование и повышение результативности научной и инновационной деятельности.
  4. совершенствование внеучебной и воспитательной деятельности;
  5. расширение и углубление международного сотрудничества во всех сферах деятельности университета;
  6. совершенствование условий для эффективного и творческого труда всех сотрудников и обучения студентов университета;
  7. совершенствование финансового обеспечение деятельности.

  
Заключение

 

Последнее десятилетие  явилось переломным для отечественной  системы высшего образования. Прежде всего, это выразилось в резком сокращении госбюджетного финансирования. Естественным следствием стало повышение управленческой самостоятельности вузов и растущая конкуренция между ними, направленная на преимущественное получение финансовых средств, не только от государства, но и от потребителей образовательных услуг. В результате, важнейшим условием успешного функционирования и развития вузов стало наличие адекватного механизма управления, позволяющего, с одной стороны, обеспечить достаточное и постоянное финансирование, с другой, гарантировать эффективное использование ресурсов, в первую очередь, финансовых.

Эффективное развитие вузов в условиях растущей конкуренции, характерное для отечественного рынка образовательных услуг, требует  предпринимательской активности не только организации в целом, но и  её подразделений и даже отдельных  сотрудников. Для стимулирования подобной активности требуется особая система внутреннего управления.

Деятельность  вузов все меньше управляется  шаблонами, стандартами, продиктованными  Министерством образования и  науки. Система управления на государственном  уровне строится на условиях делегирования полномочий и ответственности за обеспечение требуемого качества образования на уровень вузов. А такой подход заставляет каждый вуз самостоятельно определять систему ценностей для потребителей своих услуг, формировать их перечень, границы, условия и порядок предоставления услуг. Система оказания образовательных услуг вузов становится все более ориентированной на потребителя этих услуг.

 

 

Список литературы

 

  1. Астапчук В.А., Гаврилов Е.Б. Административная система вуза. Проблемы и решения. Информационно-коммуникационные технологии в управлении вузом: Материалы всероссийской научно-практической конференции (25-28 февр. 2003 года) / ПетрГУ. — Петрозаводск, 2003. — 168 с.
  2. Боровская, М. Функциональные особенности и содержательная сущность управления вузами в системе рыночных отношений / М. Боровская, М. Масыч // Ученый совет.– 2008.– № 6.– С. 55-60.
  3. Васильев Ю С. Экономика и организация управления вузом : учеб. для высш. шк. / Ю.С. Васильев; В. В. Глухов, М. П. Федоров; Под ред. В. В. Глухова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Лань, 2004. - 543 с.
  4. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1
  5. Институциональный менеджмент в вузах : хрестоматия по современным проблемам организации деятельности университетов / Уральский гос. ун-т им. А.М. Горького.– Екатеринбург, 2006.– 169 с.–
  6. Карловский А.В. Формирование системы показателей деятельности высшего учебного заведения // Качество, инновации, образование. – 2008. - №9. - С.16 – 23.
  7. Квасникова, Н. Жизненный цикл организации и инновационные процессы в образовании / Наталья Квасникова // Народное образование.– 2008. – № 8. – С. 85-92.
  8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов : федеральный закон от 10.02.2009, № 18-ФЗ // Российская газ. – 2009. – 13 февр. ; То же // Собр. законодательства РФ. – 2009. – № 7. – Ст. 786 ; То же // Ученый совет. – 2009. – № 4. – С. 56-60.
  9. Образовательный менеджмент: учебное пособие для магистратуры  по направлению «Педагогика» / Иванов Е. В., Певзнер М. Н., Петряков П. А.,  Федотова Г. А., Шерайзина Р. М., Ширин А. Г. / сост.  и общ. ред. Иванова Е. В.  Певзнера М. Н. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. – 412 с.
  10. Ракитов, А. И. Наука, образование, инновации : стратегическое управление / А. И. Ракитов, А. Н. Райков, Е. А. Ковчуго ; РАН, Институт науч. информации по общественным наукам (Москва).– М. : Наука, 2007.– 228 с.
  11. Созинов, В. А. Организация управления в университете : (новая парадигма) / В. А. Созинов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – № 2. – С. 110-117.
  12. Управление высшим учебным заведением: Учебник /под ред. С.Д. Резника, В.М. Филиппова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 768с. – (Менеджмент в высшей школе).
  13. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ
  14. Федеральный закон Российской Федерации от 2 февраля 2011 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статьи 11 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части совершенствования единого государственного экзамена"
  15. Шекшня С.В. Управление современной организацией - С.Пб., Теринвест, 2006. - 368 с.

Информация о работе Концепция построения системы управления