Концепция построения системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является разработка концепции управления государственным вузом на примере Омского Государственного Университета им. Ф.М.Достоевского. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Во-первых, рассмотреть основы современного менеджмента. Во-вторых, рассмотреть специфику управления высшим учебным заведением. В-третьих, проанализировать сильные, слабые стороны имеющейся структуры управления ОмГУ и предложить альтернативную концепцию управления.

Оглавление

Введение
Глава 1.Основы современного подхода к управлению предприятием
1.1. Процесс и система управления предприятием
1.2 Принципы формализации процесса управления
1.3.Система управления государственным вузом
Глава 2. Система управления государственным высшим учебным заведением (на примере Омского Государственного Университета им. Ф.М.Достоевского)
2.1. ОмГУ. Обоснование выбора объекта управления
2.2. Миссия и ключевые цели ОмГУ
2.3.Стратегия развития ОмГУ
2.4. Рекомендации по построению систему управления вузом
2.5.Аргументация эффективности предложенной системы управления
Заключение
Источники и литература
Приложение

Файлы: 1 файл

12.12.11Концепция построения системы управления2 ОмГУ.doc

— 391.00 Кб (Скачать)

— Самоуправление характеризуется  наличием функций на всех этапах управленческого  цикла, начиная с планирования и заканчивая функциями контроля, а коллегиальность связана преимущественно с этапом принятия управленческих решений.

Однако существенным является то, что действующая нормативная  база в плане понимания места  и роли ученых советов в системе  управления вузами дает нечеткие и противоречивые ориентиры, позволяющие проектировать достаточно существенно различающиеся системы управления.

2. Неадекватный фактический  статус ученого совета 
Наряду с невнятностью действующего законодательства в определении ученого совета то ли как органа самоуправления, то ли как коллегиального органа, существует целый ряд проблем с заявленным характером представительности данного органа.

Представительность любого выборного органа реализуется через  соблюдения принципов приоритета представительного органа над исполнительными органами; выборности; представительного характера выборных органов самоуправления; самостоятельности; ответственности представительного органа самоуправления.

Анализ практики управления вузами показывает, что данные принципы применяются весьма ограниченно, оставляя вопросы представительности ученых советов в поле деклараций, благих намерений и управленческого популизма.

3. Размытое распределение  полномочий. Сложным и крайне  запутанным является один из  ключевых вопросов организации управления — вопрос распределения компетенций и ответственности между органами управления.

4. Некомпенсированные  риски выборности руководящих  органов вуза 
Формирование органов управления вузом происходит через процедуру выборов.

Анализ отечественной  и зарубежной истории и современной  практики университетского управления позволяет выделить ряд моделей  организации управления вузом3:

• Ректор вуза избирается не напрямую профессурой  и сотрудниками вуза, а представительным органом — ученым советом либо из числа членов Совета, либо из более широкого круга лиц, не ограниченного членством в Совете.

• Избирается и  ученый совет и руководитель вуза.

• При этом функции  представительного органа и администрации  четко разделены: ученый совет осуществляет функцию представления интересов профессорско-преподавательского состава, функцию нормотворчества и контроля.

• Администрация  вуза выступает исполнительно-распорядительным органом общей компетенции. Представительный орган и администрация организационно самостоятельны и взаимодействуют между собой посредством системы сдержек и противовесов.

• Ректор (президент) университета, избираемый всем составом сотрудников вуза, соединяет в себе полномочия высшего должностного лица вуза и руководителя ученого совета.

• Функции главы  администрации исполняет иное лицо, которое замещает свою должность  по контракту. В данной модели ректор как руководитель вуза в известной  мере противопоставляется администрации  как исполнительному органу университета. Сильная сторона данной модели заключается в том, что здесь имеет место попытка установления гарантий от необоснованной концентрации всей власти в руках одного должностного лица. Но в этой модели заложена возможность конфликта администратора, который возглавляет реализацию исполнительно-распорядительных функций, и ректора (президента), который данными функциями не обладает.

• Эта модель устраняет организационную обособленность представительных органов вуза за счет расширения полномочий ректора, который  выступает одновременно в трех лицах4:

а) как высшее должностное лицо образовательного учреждения;

б) как руководитель исполнительного органа — администрации  вуза;

в) как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности в  качестве главы организации.

Функциональная специализация  представительных и исполнительных органов в данной модели сохраняется.

Расширение полномочий ректора  своим следствием может иметь  и расширение форм его подотчетности  как перед избравшим его коллективом, так и перед самим ученым советом.

Подобная модель сложилась  в российских университетах.

 

Глава 2. Система  управления государственным высшим учебным заведением (на примере Омского  Государственного Университета им. Ф.М. Достоевского)

 

2.1. ОмГУ. Обоснование выбора объекта управления

В 1973 г. вышло Постановление  Совета министров СССР об организации  Омского государственного университета (ОмГУ). Идея создания университета в  Омске получила общественную и государственную  поддержку, и в 1974 г. было открыто  новое высшее учебное заведение – ОмГУ. Западная Сибирь стала единственным в стране экономическим регионом, где каждая область или край имели свой университет, и появление университета в Омске отвечало стратегии социально-экономического и культурного развития Омской области, а отчасти соседних областей России и Казахстана. Ректором ОмГУ был назначен профессор В.В. Пластинин.

В августе 1974 г. был проведен первый набор из 325 студентов, а в  сентябре начались занятия, которые  вели около 40 преподавателей, пришедших  сюда в основном из вузов Омска, Иркутска, Новосибирска, Томска. Обучение сначала проводилось только на двух факультетах: естественных и гуманитарных наук.

В 1974 г. созданы первые кафедры, библиотека, лаборатории, Музей археологии и этнографии, Музей истории ОмГУ. Все они разместились в одном корпусе, полученном в дар от производственного объединения «Омскнефтеоргсинтез».

Постепенно университет  разрастался, открывались новые  факультеты и кафедры.

Первый выпуск специалистов, подготовленных в ОмГУ, состоялся  в 1979 г.В последующие годы университет возглавляли профессор, доктор физико-математических наук Б.А. Рогозин, профессор, доктор физико-математических наук В.В. Тихомиров.

С середины 1990-х гг. ректорские обязанности успешно выполняет  профессор, доктор физико-математических наук Г.И. Геринг, фактически единогласно избранный на этот пост на выборах ректора в 1999 и 2004 гг.

Профессорско-преподавательский  состав нового университета формировался в значительной степени из приглашенных в Омск специалистов Иркутска, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Томска, Москвы и других университетских центров России – талантливых ученых и преподавателей, с интересными идеями и творческой инициативой, огромным стремлением передать опыт лучших университетов страны, создать новый университет с широким спектром гуманитарных и естественно-научных специальностей, высоким научным потенциалом.

Начав с двух – гуманитарного  и естественного, – университет  сегодня имеет в своем составе  Институт математики и информационных технологий, 14 факультетов (физический, химический, компьютерных наук, иностранных языков, исторический, культуры и искусств, международного бизнеса, психологии, теологии и мировых культур, филологический, экономический и юридический), а также Информационно-вычислительный центр, Институт непрерывного открытого образования (ИНОО), Центр довузовской подготовки и профориентации (ЦДПП), Центр содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников, 75 кафедр, около двадцати учебных лабораторий, научную библиотеку, Омский региональный центр информатизации, Центр изучения творчества Ф.М. Достоевского, Лингвистический центр, Ассоциацию выпускников, Музей археологии и этнографии, Музей истории, школы юных специалистов при факультетах (слушатели – учащиеся общеобразовательных школ) и др.

В 2004 г. Омскому государственному университету было присвоено имя  Ф. М. Достоевского, что свидетельствует  о высокой миссии ОмГУ в жизни  общества и своего региона.  

Сегодня ОмГУ им. Ф.М. Достоевского – это полифункциональный образовательный, научно-исследовательский и культурно-просветительский комплекс, осуществляющий на основе перспективных научных проектов профессиональную подготовку и переподготовку кадров по широкому перечню направлений, обеспечивающих инновационное развитие экономики не только региона, но и страны в целом.

Само слово «университет»  родственно лат. universum, что значит «вселенная». Омский государственный университет  им. Ф.М. Достоевского - это не просто высшее учебное заведение, это вселенная  широких возможностей. Атмосфера  университета насыщена знаниями, ответственностью и доверием. Выпускник университета - это отличный специалист с фундаментальными знаниями и широким кругозором.

ОмГУ хранит и преумножает  лучшие традиции классического университетского образования: фундаментальность, единство обучения и исследования, баланс между  гуманитарными и естественнонаучными  знаниями. В наше время, когда до конца не известно, чем именно специалист будет заниматься по окончании вуза - теорией, практикой, управлением или бизнесом, - очень важна фундаментальная база, которая при необходимости позволит выпускнику быстро перестроиться. Реорганизация или упразднение какой-либо отрасли не станет проблемой для нашего выпускника, потому что классическое образование поможет ему реализовать себя в смежных отраслях.

В университете создаются  и успешно развиваются научные  школы по изучению археолого-этнографических  комплексов, по алгебре, геометрии и  топологии. Ежегодно университет проводит более 10 международных, всероссийских и региональных конференций. Для поддержки перспективных исследований молодых ученых проводится конкурс грантов «Молодым ученым ОмГУ».

В целом университет  является важным фактором экономического, социального и культурного развития региона, а университетское образование сориентировано на современный рынок труда. Имена многих выпускников ОмГУ известны всей стране: Г.О. Греф, С.Н. Бабурин и др.

Научная деятельность университета включает широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований в разных областях знаний. Ученые университета ведут научную работу по приоритетным направлениям науки и техники, участвуют в выполнении ряда международных, федеральных и региональных программ, получают гранты Минобрнауки РФ, российских научных фондов- РГНФ и РФФИ, фондов Карнеги, Сороса, Форда и др. Особенно важным стало вхождение в 1997г. университета совместно с омскими институтами СО РАН в Федеральную целевую программу «Интеграция высшего образования и фундаментальной науки», благодаря чему был создан Учебно-научный центр ОмГУ и подразделения СО РАН. 

Формирование  многоукладной образовательной  системы и становление рынка  образовательных услуг оказали  существенное влияние на условия  деятельности государственных вузов. Внешняя среда функционирования вузов стала качественно иной: повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. У государственных вузов возникла острая необходимость адаптации к жестким реалиям конкуренции. Управление государственным вузом в этих условиях должно быть более приспособленным к рыночной саморегуляции. Поэтому все чаще говорят о необходимости стратегического подхода к управлению современным вузом.

Очевидно, что  государственные вузы принципиально  отличаются от коммерческих фирм. Однако, как нам кажется, они смогут существенно повысить эффективность своей деятельности, если примут на вооружение инструментарий стратегического менеджмента.

В сфере образования  постоянно происходят изменения. Данная отрасль имеет стратегическое значение для страны в целом, поэтому вопрос о совершенствовании вуза – это часть глобальной проблемы совершенствования образования. В нашем исследовании мы попытались оценить достоинства и недостатки вуза, провести анализ внешней среды и внести свои предложения по трансформации университета на основе реально имеющихся предпосылок.

 

Рис.2. Организационная структура ОмГУ

 

2.2. Миссия  и ключевые цели ОмГУ

Омский государственный  университет им. Ф.М.Достоевского –  это полифункциональный научно-исследовательский, образовательный и культурно-просветительский комплекс, осуществляющий на основе перспективных научных проектов профессиональную подготовку и переподготовку кадров по широкому перечню направлений, обеспечивающих инновационное развитие экономики страны и региона.

Свою миссию ОмГУ видит в расширении образовательного пространства, удовлетворении потребностей граждан в получении образования, обеспечении рынка труда конкурентоспособными специалистами, интеграции с регионами  российского Севера, Казахстаном и Средней Азией, формировании благоприятного образа Сибири как территории передовых технологий и высокой нравственной культуры.

Реализуя свою миссию, университет предполагает создать  образовательную, исследовательскую  и инновационную среду, позволяющую готовить выпускников, ориентированных на профессиональное развитие, гражданские ценности, социальную ответственность.

Стратегическая  цель университета - стать центром  инновационного образования, коммуникации и информации, продуцирования знания и развития научного потенциала региона.

 

 

2.3. Стратегия развития ОмГУ

Стратегия развития университета предполагает разработку и реализацию программ по приоритетным направлениям деятельности:

  1. развитие фундаментальных и прикладных исследований как основы для получения новых знаний, сохранения и развития научно-педагогических школ, подготовки конкурентоспособных специалистов;
  2. формирование системы непрерывного открытого образования на основе информационных и коммуникационных технологий;
  3. активное взаимодействие с ведущими научными, образовательными, технологическими и культурными центрами в России и за рубежом;
  4. обеспечение международного признания качества образования;
  5. интеграция в точки роста экономики региона: разработка и координация деятельности по реализации крупных проектов социально-экономического и культурного развития города Омска и региона.

Информация о работе Концепция построения системы управления