Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:01, реферат
Осуществляются коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.
При рассмотрении коммуникационного процесса необходимо учитывать, что а условиях человеческого общения важно не только то, как информация передается, но и то, как формируется, уточняется, развивается. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой вещи. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается.
Теоретическая часть 3
Введение 3
Восприятие человеком окружения 5
Виды коммуникаций 7
Внешние коммуникации 9
Внутренние коммуникации 10
Вертикальные коммуникации 11
Горизонтальные коммуникации 12
Коммуникационный процесс 13
Зарождение идеи 14
Кодирование и выбор канала. 15
Передача 16
Декодирование 17
Обратная связь 17
Шум 18
Структура коммуникаций 19
Коммуникационные барьеры 20
Практическая часть 24
Управление коммуникациями в корпорации «МакКессон» 24
Использование обратной связи с работниками с фирме «Интернэшнл Пейпер» 26
Как фирма «Леви Страус» поддерживает контакты 26
Литература: 29
Передача
На третьем
этапе отправитель использует канал
для доставки сообщения
(закодированной идеи или совокупности
идей) получателю. Речь идет о физической
передаче сообщения, которую многие люди
по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций.
В то же время передача является лишь одним
из важнейших этапов, через которые необходимо
пройти, чтобы донести идею до другого
лица.
Передача информации
осуществляется с использованием знаковых
систем.
Существует несколько знаковых систем,
используемых в коммуникационном процессе.
При классификации коммуникативных процессов
условно можно выделить вербальную коммуникацию,
где в качестве знаковой системы используется
речь, и невербальную коммуникацию, когда
используются различные неречевые знаковые
системы.
Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. В структуру речевого общения входят значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов, взамен которых применяются любые символы. Основные функции невербальных средств - это дополнение и замещение речи, отражение эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Хотя речь является
универсальным средством
Декодирование
После передачи
сообщения отправителем получатель
декодирует его.
Декодирование — это перевод символов
отправителя в мысли получателя. Если
символы, выбранные отправителем, имеют
точно такое же значение для получателя,
последний будет знать, что именно имел
в виду отправитель, когда формулировалась
его идея. Если реакции на идею не требуется,
процесс обмена информацией на этом должен
завершиться.
С точки зрения
передачи и восприятия смысла сообщения
коммуникативная схема
Обратная связь
Точность понимания
получателем смысла высказывания станет
очевидной для отправителя
Эффективный обмен
информацией должен быть двусторонне
направленным: обратная связь необходима,
чтобы понять, в какой мере сообщение
было воспринято и понято. Руководитель,
который не наладит обратную связь
для получателя информации, обнаружит,
что эффективность его
Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований двусторонний обмен информацией (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотя и протекает медленнее, тем не менее эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.
Шум
Хотя шум не
является в точном смысле слова этапом
коммуникации, но его просто нельзя
обойти стороной, так как он оказывает
очень значительное влияние на качество
коммуникации. Шум - это любое вмешательство
в процесс коммуникации, искажающее
смысл сообщения. Источники шума,
которые могут создавать
Необходимо учитывать, что шум присутствует всегда, поэтому на всех этапах процесса коммуникации происходит некоторое искажение значения передаваемого послания.
Высокий уровень
шума определенно приведет к заметной
утрате смысла и может полностью
блокировать попытку
Структура коммуникаций
Коммуникационная сеть включает потоки посланий, или сигналов, между двумя или более индивидами. Она соединяет определенным образом участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков.
Коммуникационная
сеть состоит из вертикальных, горизонтальных
и диагональных связей. Вертикальные
связи осуществляются сверху вниз от
руководителя к подчиненному. Горизонтальные
связи осуществляются между равными
по уровням работниками или
- это связи с другими начальниками и подчиненными.
Взаимосвязь этих сетей создает реальную
структуру организации.
Возможности развития коммуникационной сети ограничивают, как правило, размеры подразделений в организации. Увеличение размера группы приводит к возрастанию количества возможных коммуникационных отношений. Поэтому от того, как построена коммуникационная сеть, зависит ее влияние как на сокращение, так и на увеличение разрыва между посланным и полученным значением. и соответственно деятельность персонала может отличаться большей или меньшей эффективностью.
Особенно важно знание типов коммуникационных сетей или структур коммуникаций в группе. Среди существующих коммуникационных сетей для групп разной численности можно выделить четыре основных типов: колесо, цепь, круг, сложный круг (или всеканальная) (рис. 2 ).
Рис.2. Типы коммуникационных
сетей в группе
[pic]
Колесо Цепь Круг Сложный круг
Точки (•) - члены группы. Линии (-) - каналы коммуникаций.
Формальная, централизованная
иерархия власти, при которой подчиненные
общаются друг с другом только через
своего начальника, представлена в
сетях типа «колесо». Одно лицо занимает
центральное место в коллективе
и большинство членов этой группы
при определении своей позиции
сориентированы на центр. Это связано
с лидерскими функциями лица находящего
в центре
«колеса», его возможностями оказывать
больше социального влияния на других
членов группы. Оно также связано с ответственностью
за передачу информации и принятие окончательных
решений.
Если члены
группы соединены между собой, как
звенья одной цепи, в которой каждый
поддерживает контакт с кем-то одним,
то мы имеем сеть типа
«цепочка». Последняя отражает последовательно
сеть горизонтальных связей.
В сетях типа «круг» члены группы могут коммуницировать только с тем, кто расположен рядом с ними.
Примером полностью децентрализованных групп являются «всеканальные» сети. которые используются, как правило, тогда, когда необходимо участие всех членов в решении сложных проблем. Такой подход называют еще открытыми коммуникациями.
Коммуникационные барьеры
В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Коммуникативные барьеры существуют как на уровне межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций.
Наше рассмотрение межличностных барьеров сосредоточено на : восприятии; семантике; обмене невербальной информацией; некачественной обратной связи; плохом слушании.
Восприятию и связанным с ним преградам на пути коммуникаций посвящена отдельная глава (смотри пункт 1).
Вступая в информационный контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации. Именно этими символами обмениваются люди в процессе коммуникации. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.
Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.
Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем.
Символ не имеет
неповторимого неотъемлемого
Семантические затруднения могут быть также обусловлены расхождением способов, которыми люди приписывают значение группам символов. Этот момент имеет огромное значение для коммуникации.
Все выше сказанное
можно отнести и к невербальным
символам.
Действительно, ведь люди в силу своих
различий могут интерпретировать разные
невербальные символы такие, как улыбка,
мимика, жесты, взгляды, позы и т.д., совершенно
по разному, а следовательно, будет возникать
шум в процессе коммуникаций.
Другим ограничителем эффективности межличностного обмена информацией может быть отсутствие обратной связи по поводу посланного вами сообщения.
Еще одним барьером
может выступать неумение слушать.
Эффективная коммуникация возможна,
когда человек одинаково точен,
отправляя и принимая сообщения.
Необходимо уметь слушать. Многим кажется,
что слушать означает лишь вести
себя спокойно и дать другому человеку
говорить. Однако это лишь незначительный
фрагмент процесса внимательного, сосредоточенного
слушания.
Как показали исследования, управляющий,
по сути дела, слушает лишь с 25%-й эффективностью.
Согласно другому исследованию, эффективное
слушание является важнейшим качеством
эффективно функционирующего менеджера.
Важно уметь слышать конкретные излагаемые вопросы. Мало воспринимать факты — нужно прислушиваться к чувствам. Выслушивание фактов и чувств — это выслушивание сообщения полностью. Поступая так, вы расширяете свои возможности понять ситуацию и даете знать об уважительном отношении к тому, что в действительности говорящий человек старается передать вам.
Теперь рассмотрим
преграды в организационных
Искажение сообщений
- одна из проблем организационных
коммуникаций, состоящая в изменении
смысла сообщения. Такое искажение
может быть обусловлено рядом
причин:
Сознательное искажение информации может
иметь место, когда какой-либо управляющий
не согласен с сообщением.
Проблемы обмена информацией вследствие
искажения сообщений могут возникать
также вследствие фильтрации. В организации
существует потребность фильтровать сообщения,
с тем чтобы с одного уровня на другой
уровень организации направлялись только
те сообщения, которые его касаются. Для
этого их приходится суммировать и упрощать,
акцентировать одни и отсеивать другие
перед направлением в разные сегменты
организации. Такой отбор может и стать
причиной искажения содержания. Согласно
одному исследованию, лишь
63% содержания информации, отправляемой
советом директоров, доходило до вице-президентов,
40% —до начальников цехов и 20% — до рабочих.
Сообщения, отправляемые наверх, могут
искажаться в силу несовпадения статусов
уровней организации. Руководители высшего
звена обладают более высоким статусом,
поэтому возникает тенденция снабжать
их только положительно воспринимаемой
информацией.