Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:44, реферат
В 70-80гг в практике управления стал применяться систематический анализ перспективных потребностей организаций и фирм в отдельных категориях персонала. Сегодня все большее число компаний выделяют как самостоятельный вид деятельности кадровых служб кадровое планирование, или планирование человеческих ресурсов.
Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических реформ и движением к здоровой конкуренции, заставляют организации России уделять значительное внимание долгосрочным аспектам кадровой политики, базирующейся на научно обоснованном планировании.
Итак, полностью эффективным
кадровое планирование
СТАДИИ ПРОЦЕССА КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.
Процесс кадрового планирования состоит из четырех базисных шагов:
1. Определение воздействия
организационных целей на
2. Определение будущих потребностей (необходимых квалификаций будущего персонала и общего числа служащих, которые требуются для достижения данной организацией поставленных целей);
3. Определение дополнительной
потребности в персонале при
учете имеющихся кадров
4. Разработка конкретного плана действия по ликвидации потребностей в персонале.7
В отечественной
литературе мне встретилась
1. Оценка наличного персонала и его потенциала;
2. Оценка будущих потребностей;
3. Разработка программы по развитию персонала.8
Примем за основу первый вариант и рассмотрим подробнее каждый из этапов кадрового планирования.
1. Определение влияния стратегических целей организации на отдельные ее подразделения.
Как подчеркивалось ранее, кадровое планирование должно базироваться на стратегических планах организации. Фактически это означает, что цели кадрового планирования должны быть производными от целей организации. Иными словами, специфические исходные требования в виде набора характеристик, которыми должны обладать служащие, должны быть определены исходя из целей организации в целом.
Цель - определенный мотив, который находит свое отражение в неких желаемых характеристиках.
Процесс установки
целей начинается с
Каскадный подход, не есть форма "нисходящего" планирования, где цели переданы "вниз" более низким уровням организации. Идея такова, что в процесс планирования, должны включаться все уровни управления. Такой подход ведет к восходящему и нисходящему потокам информации в течение процесса планирования. Это также гарантирует, что цели сообщаются и координируются через все уровни организации.
Каскадный подход
при правильном использовании
включает и менеджеров
На ранних стадиях отдел кадров может влиять на установку цели в плане обеспечения информацией относительно имеющихся человеческих ресурсов. Ниже приведены некоторые предложения для интегрирования кадровых планов в стратегические планы организации.
Интегрирование кадрового
планирования в бизнес-план
Некоторые из полученных Robbins & Mayer "уроков" в области кадрового планирования:
1. Знание деловой стратегии.
Верхнее звено кадрового
2. Цикл бизнес-плана
и кадровое планирование
4. Кадровое планирование должно
быть общей целью. В Robbins &
Mayer система кадрового
2. Определение будущих потребностей.
После того, как организационные,
девизиональные и
Разрабатывается как общая
потребность в рабочей силе, так
и потребности по отдельным
должностям и специальностям. Чтобы
не определять потребность
Здесь главное не рассматривать квалификации и способности представленных служащих, а определять квалификации и способности, которые требуются для достижения поставленной цели. Предположим, что цель промышленного отдела - повышение выпуска продукции определенного наименования на 10 процентов. Когда эта цель установлена, менеджер отдела должен определить как это переводится в кадровые потребности. Хорошая точка старта здесь -сделать обзор текущего описания задания. Если это было сделано, менеджеры находятся в более адекватном положении, чтобы определять квалификацию и навыки работника(ков), необходимые для достижения цели.
И здесь менеджерам приходит
на помощь ряд техник для
анализа содержания работы. Это
фотография рабочего места и
проведение собеседования с
В ходе использования первого из выше названых методов (фотографии рабочего времи) определяются и регистрируются во времени задачи и действия, выполняемые работником. По результатам такого исследования могут быть достаточно точно определены степень целесообразности и ранг значимости отдельных трудовых действий.
Другой метод предусматривает
сбор необходимой информации
путем собеседования с
Эти методы предоставляют реальную возможность учесть мнение непосредственного исполнителя работы, но с другой стороны на оценку содержания работы могут повлиять субъективное восприятие реципиента, стереотипность его представлений о трудовом процессе. 10
Последний шаг в этой фазе - перевести квалификационные требования и способности в типы и количество служащих.
3. Учет имеющихся кадров при определении числа необходимой рабочей силы.
Здесь должен быть дан ответ на вопрос: что есть и в чем несоответствие с тем, что необходимо? То есть происходит оценка кадровых ресурсов фирмы. Суть планирования в том, что оценка принимает вид постоянного отслеживания, а не периодических мероприятий (ответ на вопрос "Что есть?" всегда готов).
На этом этапе работа должна вестись в трех направлениях:
1. оценка, анализ состояния наличных ресурсов (их количество, текучесть, качество, результативность труда, заслуги, компетентность, оптимальность их загрузки и так далее);
2. оценка внешних источников. К
ним относятся работники
3. оценка потенциала указанных источников (качественные резервы развития ресурсов).
В соответствии
с эволюцией кадровой политики
(от функции снабжения готовой
рабочей силой к функции
Особое значение
ресурсный блок приобретает в
условиях инновационного
Следующая ступень
- оценка соответствия
4. Методы прогнозирования кадровых потребностей.
Прогнозирование потребностей в персонале организации может быть выполнено при использовании ряда методов (по отдельности и в комплексе). Понятно, что, независимо от используемого метода, прогнозы представляют собой определенные приближения и не должны рассматриваться в качестве абсолютно верного результата, этакой "истины в последней инстанции".
Методы для прогнозирования
потребностей в персонале
1. При использовании
метода оценок управляющих
2. При методике Дельфи каждый из экспертов делает независимую оценку того, каким будет следующий запрос, руководствуясь всеми основными допущениями. Посредники, представляют прогноз и предположения каждого эксперта другим, и позволяет экспертам пересматривать их позиции, если это надо. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не появляется согласие.
Методы, основанные на использовании математики, включают различные статистические методы и методы моделирования. Статистические методы используют исторические данные для проектирования будущего состояния. Одним из них можно считать экстраполяцию - наиболее простой и часто употребляемый метод, который состоит в перенесении сегодняшней ситуации (пропорций) в будущее. Привлекательность этого метода состоит в его доступности. Ограниченность заключается в невозможности учесть изменения в развитии организации и внешней среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования и для организаций со стабильной структурой, действующих в относительно стабильных внешних условиях.
Методы моделирования
обычно обеспечивают
Если брать во
внимание историю, то прогнозы,
основанные на суждениях,
Отдельно выделяю методы определения необходимой численности кадров предприятия. При этом следует различать :
- общую потребность
в персонале, представляющую
- дополнительную потребность,
количество работников, которое
необходимо в планируемом
5. Разработка конкретных планов.
Как только требования
к персоналу определились, должны
разрабатываться планы
Имеются четыре базисных пути, как сократить общее число служащих:
(1) Сокращения производства;
(2) Истечение срока, завершение;
(3) побуждения к раннему уходу в отставку;
(4) побуждения к добровольному уходу с должности. Сокращение производства, в противоположность истечению срока, принимает что вероятно, служащие будут набираться вновь некотором количестве. Большинство планов ранних уходов в отставку и уходе с должности обеспечивает некоторое финансовое побуждение к этим отставкам.
Подходы, не приводящие к отставке служащих включают
(1) реклассификацию;
(2) пересылку;
(3) распределение работы.
Реклассификация включает
или понижение в должности
служащего, понижение