Кадровое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:44, реферат

Краткое описание

В 70-80гг в практике управления стал применяться систематический анализ перспективных потребностей организаций и фирм в отдельных категориях персонала. Сегодня все большее число компаний выделяют как самостоятельный вид деятельности кадровых служб кадровое планирование, или планирование человеческих ресурсов.
Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических реформ и движением к здоровой конкуренции, заставляют организации России уделять значительное внимание долгосрочным аспектам кадровой политики, базирующейся на научно обоснованном планировании.

Файлы: 1 файл

Кадровое планирование.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

 Итак, полностью эффективным  кадровое планирование является  лишь в том случае, если оно  интегрировано в общий процесс планирования (рис. 1.1). В качестве интегрированной составной части планирование кадровое планирование имеет своей задачей предоставление работающим рабочих мест в нужный момент и в необходимом количестве в соответствии с их способностями и склонностями.

 

 

СТАДИИ ПРОЦЕССА КАДРОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ.

 

Процесс кадрового планирования состоит из четырех базисных шагов:

1. Определение воздействия  организационных целей на подразделения  организации;

2. Определение будущих  потребностей (необходимых квалификаций будущего персонала и общего числа служащих, которые требуются для достижения данной организацией поставленных целей);

3. Определение дополнительной  потребности в персонале при  учете имеющихся кадров организации;

4. Разработка конкретного  плана действия по ликвидации потребностей в персонале.7

 В отечественной  литературе мне встретилась немного  усеченная трактовка этапов кадрового  планирования:

1. Оценка наличного  персонала и его потенциала;

2. Оценка будущих потребностей;

3. Разработка программы по развитию персонала.8

 Примем за основу  первый вариант и рассмотрим  подробнее каждый из этапов  кадрового планирования.

 

 1. Определение влияния стратегических целей организации на отдельные ее подразделения.

 

 Как подчеркивалось  ранее, кадровое планирование должно базироваться на стратегических планах организации. Фактически это означает, что цели кадрового планирования должны быть производными от целей организации. Иными словами, специфические исходные требования в виде набора характеристик, которыми должны обладать служащие, должны быть определены исходя из целей организации в целом.

 Цель - определенный  мотив, который находит свое  отражение в неких желаемых  характеристиках.

 Процесс установки  целей начинается с утверждения  глобальной стратегической задачи, или миссии, которая определяет будущее организации. Все остальные цели сформулированы на ее основе. Она используются, чтобы установить краткосрочные (текущие) цели. Краткосрочные цели в основном имеют временной график и могут быть выражены в количественных характеристиках. Девизиональные и ведомственные цели являются производными из краткосрочных целей организации. Этот способ называется каскадным подходом к установке целей,

 Каскадный подход, не есть форма "нисходящего"  планирования, где цели переданы "вниз" более низким уровням организации. Идея такова, что в процесс планирования, должны включаться все уровни управления. Такой подход ведет к восходящему и нисходящему потокам информации в течение процесса планирования. Это также гарантирует, что цели сообщаются и координируются через все уровни организации.

 Каскадный подход  при правильном использовании  включает и менеджеров среднего  звена, и отдел кадров в полный  процесс планирования.

 На ранних стадиях  отдел кадров может влиять  на установку цели в плане обеспечения информацией относительно имеющихся человеческих ресурсов. Ниже приведены некоторые предложения для интегрирования кадровых планов в стратегические планы организации.

 Интегрирование кадрового  планирования в бизнес-план организации.David R. Legh администратор общего планирования управления разработок из компании Robbins & Mayers, сообщает, что "для преуспевания кадрового планирования необходима интеграция его в стратегическое планирование."

 Некоторые из полученных Robbins & Mayer "уроков" в области кадрового планирования:

1. Знание деловой стратегии.  Верхнее звено кадрового планирования  должно быть хорошо знакомо  с стратегическим планом компании  и должно гарантировать, что  любые предположения сделанные  при разработке кадровых планов  непротиворечат деловой стратегии.

2. Цикл бизнес-плана  и кадровое планирование должны  быть синтегрированы. Robbins & Mayer находят,  что это интегрирование поощряют  действующих администраторов задумываться  о персонале, хотя их чаще  волнует только бизнес-план.

4. Кадровое планирование должно  быть общей целью. В Robbins & Mayer система кадрового планирования  позволила верхнему руководству  распознавать, что непрерывный рост  компании, был вынужден недостатками  человеческого ресурса и что  необходимо внимание к данной проблеме в верхних уровнях организации.9

 

  2. Определение будущих потребностей.

 После того, как организационные,  девизиональные и ведомственные  цели были установлены, необходимо  произвести собственно постановку  кадровой проблемы. Здесь как  бы заключен вопрос: что необходимо производству с точки зрения его кадрового обеспечения? Параметры заданной производственной программы и организационная структупа фирмы определяют требуемое колическтво рабочей силы. И ее качество (уровень знаний, опыта, навыков).

 Разрабатывается как общая  потребность в рабочей силе, так  и потребности по отдельным  должностям и специальностям. Чтобы  не определять потребность конкретно  по каждой узкой специализации,  активно используется группировка  по различным параметрам.

 Здесь главное не рассматривать квалификации и способности представленных служащих, а определять квалификации и способности, которые требуются для достижения поставленной цели. Предположим, что цель промышленного отдела - повышение выпуска продукции определенного наименования на 10 процентов. Когда эта цель установлена, менеджер отдела должен определить как это переводится в кадровые потребности. Хорошая точка старта здесь -сделать обзор текущего описания задания. Если это было сделано, менеджеры находятся в более адекватном положении, чтобы определять квалификацию и навыки работника(ков), необходимые для достижения цели.

 И здесь менеджерам приходит  на помощь ряд техник для  анализа содержания работы. Это  фотография рабочего места и  проведение собеседования с теми  работниками, которые сейчас выполняют эту (или подобную) работу. Остановимся на этих методах чуть подробнее.

 В ходе использования первого  из выше названых методов (фотографии рабочего времи) определяются и регистрируются во времени задачи и действия, выполняемые работником. По результатам такого исследования могут быть достаточно точно определены степень целесообразности и ранг значимости отдельных трудовых действий.

 Другой метод предусматривает  сбор необходимой информации  путем собеседования с работниками или их непосредственноми руководителями. Возможно также использование анкетного опроса, когда заполняют стандартный опросный лист или дают в свободной форме письменное описание содержания выполняемой ими работы.

 Эти методы предоставляют  реальную возможность учесть мнение непосредственного исполнителя работы, но с другой стороны на оценку содержания работы могут повлиять субъективное восприятие реципиента, стереотипность его представлений о трудовом процессе. 10

 Последний шаг в этой фазе - перевести квалификационные требования и способности в типы и количество служащих.

 

  3. Учет имеющихся кадров при определении числа необходимой рабочей силы.

 Здесь должен быть дан  ответ на вопрос: что есть и  в чем несоответствие с тем,  что необходимо? То есть происходит оценка кадровых ресурсов фирмы. Суть планирования в том, что оценка принимает вид постоянного отслеживания, а не периодических мероприятий (ответ на вопрос "Что есть?" всегда готов).

 На этом этапе работа должна  вестись в трех направлениях:

1. оценка, анализ состояния наличных ресурсов (их количество, текучесть, качество, результативность труда, заслуги, компетентность, оптимальность их загрузки и так далее);

2. оценка внешних источников. К  ним относятся работники других  предприятий, выпускники учебных  заведений, учащиеся;

3. оценка потенциала указанных  источников (качественные резервы  развития ресурсов).

 В соответствии  с эволюцией кадровой политики (от функции снабжения готовой  рабочей силой к функции всемерного  развития и максимального использования уже занятых работников) происходит переход от оценки внешних источников к более тщательному анализу состояния и потенциала внутренних ресурсов. При этом сама оценка носит все более активный характер: от учета количественных и качественных параметров к исследованию потенциала.

 Особое значение  ресурсный блок приобретает в  условиях инновационного процесса, поскольку кадры составляют важнейший элемент научно-технического потенциала фирмы, причем работающий в режиме активной обратной связи (генерирование нововведений). В данном блоке выявляются те, кто способен развиваться в неопределенных условиях (новаторов), оценивается их пригодность к творческой работе. Часто меняется и единица оценки, ею становится группа работников.

 Следующая ступень  - оценка соответствия требований  и ресурсов (в настоящее время  и в будущем). Выявление разрыва  окончательно корректирует количественную и качественную потребность в кадрах. Очень важно установить природу несоответствия требуемого и имеющегося, поскольку этим обуславливается круг мероприятий по его ликвидации.

 

  4. Методы прогнозирования кадровых потребностей.

 Прогнозирование потребностей в персонале организации может быть выполнено при использовании ряда методов (по отдельности и в комплексе). Понятно, что, независимо от используемого метода, прогнозы представляют собой определенные приближения и не должны рассматриваться в качестве абсолютно верного результата, этакой "истины в последней инстанции".

 Методы для прогнозирования  потребностей в персонале могут  быть основаны либо на , скажем  так, суждениях, либо на использовании  математики. Суждения включают оценки  управляющих и методику Дельфи.

1. При использовании  метода оценок управляющих менеджеры  представляют оценки будущих  потребностей укомплектования персоналом. Эти оценки могут быть произведены  как верхним управленческим звеном  и передаваться "вниз", или же  управленцами более низкого уровня и передаваться "вверх" для дальнейшего изменения. Хотя наибольший успех возможен при комбинации этих двух вариантов.

2. При методике Дельфи  каждый из экспертов делает  независимую оценку того, каким  будет следующий запрос, руководствуясь всеми основными допущениями. Посредники, представляют прогноз и предположения каждого эксперта другим, и позволяет экспертам пересматривать их позиции, если это надо. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не появляется согласие.

 Методы, основанные  на использовании математики, включают различные статистические методы и методы моделирования. Статистические методы используют исторические данные для проектирования будущего состояния. Одним из них можно считать экстраполяцию - наиболее простой и часто употребляемый метод, который состоит в перенесении сегодняшней ситуации (пропорций) в будущее. Привлекательность этого метода состоит в его доступности. Ограниченность заключается в невозможности учесть изменения в развитии организации и внешней среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования и для организаций со стабильной структурой, действующих в относительно стабильных внешних условиях.

 Методы моделирования  обычно обеспечивают упрощенный  просмотр кадровых потребностей  в организации. При изменении входных данных кадровые разветвления могут проверяться для различных сценариев потребностей в персонале.

 Если брать во  внимание историю, то прогнозы, основанные на суждениях, использовались чаще чем те, которые основаны на использовании математики. Методы экспертных оценок - более простые и обычно не требуют сложных исследований. Однако сейчас, учитывая быстрое увеличение числа ПК, можно предположить что методы, основанные на математике, будут использоваться чаще.

 Отдельно выделяю  методы определения необходимой численности кадров предприятия. При этом следует различать :

- общую потребность  в персонале, представляющую собой  всю численность персонала, которая  необходима предприятию для выполнения  запланированного объема работ  (брутто-потребность в кадрах),

- дополнительную потребность,  количество работников, которое  необходимо в планируемом периоде  дополнительно к имеющейся численности  базового года, обусловленное текущими  нуждами предприятия (нетто-потребность  в кадрах).

5. Разработка конкретных планов.

 Как только требования  к персоналу определились, должны  разрабатываться планы действия  для достижения желаемых результатов.  Если требования сети указывают  потребность для добавлений, планы  должны делаться набирать, выбирать, ориентировать, и подготавливать определенные количества и типы необходимого персонала. Если уменьшение в трудовом составе необходимо, планы должны делаться так, чтобы реализовать необходимые корректировки. Если время не имеет значения, естественное изнашивание может использоваться, чтобы уменьшать трудовые издержки. Однако, если организация не может предоставлять роскошь естественного изнашивания, то число может сокращаться или при уменьшении общего числа служащих или при создании других корректировок, которые не приводят к отставке служащих.

 Имеются четыре  базисных пути, как сократить  общее число служащих:

(1) Сокращения производства;

(2) Истечение срока,  завершение;

(3) побуждения к раннему  уходу в отставку;

(4) побуждения к добровольному  уходу с должности. Сокращение  производства, в противоположность истечению срока, принимает что вероятно, служащие будут набираться вновь некотором количестве. Большинство планов ранних уходов в отставку и уходе с должности обеспечивает некоторое финансовое побуждение к этим отставкам.

 Подходы, не приводящие к отставке служащих включают

(1) реклассификацию;

(2) пересылку; 

(3) распределение работы.

 Реклассификация включает  или понижение в должности  служащего, понижение возможностей  работы, или комбинации этих двух. Обычно, реклассификация сопровождается уменьшением оплаты. Пересылка включает перемещение служащего в другую часть организации.

Информация о работе Кадровое планирование