Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении разработки и проведения кадровой политики в фирме.
Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- изучение базовых понятий кадрового менеджмента;
- изучение сущности и назначения кадровой политики организации;
- исследование основных типов кадровой политики;
- исследование важнейших признаков кадровой политики;
- изучение стратегии кадровой политики;
- изучение структуры и категорий персонала организации;
- исследование и разработка кадровой политики;
- изучение организации и проведения набора кадров.
Введение………………………………………………………………………………...3-4
Глава 1. Теоретические основы кадровой политики
1.1 Базовые понятия кадрового менеджмента………………………………………...5-6
1.2 Сущность и назначение кадровой политики организации……………………….7-8
1.3 Типы кадровой политики………………………………………………………….9-10
1.4 Важнейшие признаки кадровой политики……………………………………...11-12
Глава 2. Основы проведения и разработки кадровой политики
2.1 Стратегии кадровой политики…………………………………………………..13-15
2.2 Структура и категории персонала организации…………………………………...16
2.3 Разработка кадровой политики………………………………………………….17-21
2.4 Организация и проведение набора кадров……………………………………...22-26
Заключение…………………………………………………………………………..27-28
Библиографический список……………………………………………………….29-30
разработка программы
удовлетворения будущих потребностей;
разработка профессионально-
Во-первых, определение количественного состава персонала организации и конкретные прогнозы численности и квалификации по отдельным сферам деятельности;
Во-вторых, формирование основы для осуществления отбора кандидатов и организации всей системы профессиональной подготовки и переподготовки в организации;
Определение способов рекрутирования, привлечения персонала, что предполагает определение того, где найти нужных работников, как привлечь их в данную организацию, сколько человек взять извне, а сколько изнутри;
Маркетинг персонала, что
предполагает обеспечение спроса на
рабочие места именно в данной
организации со стороны наиболее
подготовленных людей, в первую очередь
высококвалифицированных
маркетинг внешний, ориентированный на привлечение работников со стороны;
маркетинг внутренний, предполагающий побуждение собственных лучших работников к профессионально-должностному росту и занятию наиболее важных для организации рабочих мест; набор персонала, который нацелен на создание резерва кандидатов, формирование потенциального персонала, т.е. группы лиц, которые в условиях рынка труда и потенциальной избыточности рабочей силы оказываются сориентированными на работу в конкретной организации;
В-пятых, определение желаемых
видов кадрового отбора, который
осуществляется путем выбора из потенциального
резерва тех кандидатов, которые
по своим деловым (профессиональным)
и личностным (психологическим) характеристикам
в наибольшей степени удовлетворяют
разработанной ранее системе
профессионально-
Определение совокупности целесообразных
требований к должностям, что предполагает
оптимизацию распределения
Определение системы заработной платы и льгот; организация системы стимулирования; профессиональная адаптация, которая предполагает:
во-первых, организацию и
постоянную координацию различных
форм собственно профессиональной адаптации
нового работника - "адаптационной
стажировки", щадящего режима работы
в адаптационном периоде, прикрепления
к новичку кураторов-
во-вторых, организацию и
постоянную координацию более сложной
и более значимой в общей структуре
адаптационного процесса социальной или
организационной адаптации
Развитие персонала, что предполагает оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом;
Управление расходами на персонал, что предполагает подсчет на привлечение, обучение, оформление, оценку, оплату персонала, социальные расходы и тому подобное, т.е. все пребывание работника в организации, а также соотнесение расходов с прибылью, которую приносит труд сотрудника;
Профессиональная подготовка
и переподготовка (доукомплектование
штатов выгоднее проводить не путем
привлечения работников извне, а
путем использования
Создание и культивирование
в организации высокой
обеспечение организационных
условий для этого посредством
создания специализированных подразделений
профессионального
Результаты дополнительной подготовки или переподготовки должны быть осязаемо прочувствованы самим работником (как в плане материальных выгод, так и в плане профессионального роста) и видны со стороны всему коллективу, являясь примером и стимулом роста профессиональной компетентности; оценка персонала, что предполагает:
- во-первых, оценку результатов
работы сотрудника со стороны
администрации (и лично
- во-вторых, оценку собственно
персонала (а не результатов
работы), что представляет собой
систему периодической
Повышение, понижение, перевод, увольнение персонала; управление трудовыми отношениями, что предполагает регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами;
Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе;
Организация информации о кадрах, что предполагает:
- Ведение учета и статистики
персонала, информационное и
- Обеспечение оптимального
распорядка работы, что предполагает
составление графиков работы, отпусков,
замены в случае болезни или
прогулов и т. п.; четкое выполнение
этой функции позволяет
Организация нормальных условий труда, что предполагает формирование и соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, технической эстетики, охраны труда и окружающей среды, военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц;11
Управление социальным развитием, осуществляемое посредством организации общественного питания, управления жилищно-бытовым обслуживанием, развития культуры и физического воспитания, обеспечения охраны здоровья и отдыха, обеспечения детскими учреждениями, управления социальными конфликтами и стрессами, организацией продажи продуктов питания и товаров народного потребления, организацией социального страхования;12
Правовое обеспечение, что предполагает: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам.
"Кадровая политика
полностью совмещается с
Кадровая политика находится под воздействием двух групп факторов:
внутренние - цели (ожидания, требования) организации и цели (ожидания, требования) сотрудников;
внешние - коллективное трудовое и правовое регулирование условий труда и индивидуальное трудовое и правовое регулирование условий труда.13
2.4 Организация и проведение набора кадров
"Процесс набора кадров
исходит из потребности в них.
Такая потребность бывает
Сначала на основе планов развития
производства, технического перевооружения
и др. оценивается ее общая величина
на ту или иную дату. Затем рассчитывается
вероятная численность
Её удовлетворение происходит прежде всего путем рационализации использования существующего персонала и сокращения нужды в нем за счет автоматизации производственных процессов, совершенствования структуры организации и системы управления. Остающийся дефицит кадров, а также текущие потребности в них покрываются за счет дополнительного набора, который состоит из двух этапов.
Первый этап. В результате привлечения кадров создается резерв тех, кто способен осуществлять необходимые организации функции. Второй этап. По итогам отбора оставляют наиболее подходящих лиц.
Привлечение кандидатов происходит на основе поиска и вербовки как внутри организации, так и за ее пределами - в учебных заведениях, у конкурентов, через посреднические фирмы, объявления в СМИ.
Особую сложность составляет поиск подходящих кандидатур руководителей, который часто осуществляется рекрутинговыми фирмами.15
Последние располагают для этого необходимым арсеналом средств: специальными картотеками, широкой сетью формальных и неформальных каналов, позволяющих найти необходимого кандидата, вступить с ним в переговоры, пробудить интерес к новой работе, предварительно оценить его пригодность к ней. Внешнее и внутреннее привлечение имеют как свои достоинства, так и недостатки. Акцент на том или другом источнике делается с учетом особенностей ситуации.
Так, преимуществами привлечения людей со стороны считаются: широкие возможности выбора кандидатов; получение новых идей, которые они с собой приносят; снижение общей потребности в кадрах за счет найма дополнительных людей.16
К недостаткам такой формы относят: высокие затраты; ухудшение морально-психологического климата вследствие конфликтов между новичками и старожилами; высокую степень риска из-за недостаточного знания кандидата; плохое знание им организации и необходимость длительного периода адаптации.
Преимущества привлечения своих работников заключаются в низких затратах; возможности предоставления им перспектив служебного роста; быстром заполнении вакансий; хорошем знании людьми организации и известности их самих, легкости адаптации; безболезненном решении проблемы занятости и снижении текучести кадров.
В то же время внутреннее
привлечение ограничивает возможности
выбора, порождает соперничество, снижает
активность оставшихся "за бортом",
сохраняет общий дефицит
"Под отбором кадров
понимается процесс изучения
психологических и
Основными критериями отбора считаются: образование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности, соответствие требованиям будущей должности. В целом критериев не должно быть много, иначе отбор окажется затруднительным.
При отборе кадров принято
руководствоваться рядом
ориентация на сильные, а не на слабые стороны претендента, поиск не идеальных, а наиболее подходящих лиц;
обеспечение соответствия их индивидуальных качеств (образования, стажа., квалификации, опыта, а в ряде случаев пола, возраста, здоровья, психологического состояния) требованиям должности;
выбор лучших специалистов из тех, кто соответствует этим требованиям (но не более высокой квалификации, чем необходимо).
Отбор состоит из двух этапов. На предварительном с помощью профессиограммы, отражающей перечень и степень выраженности желательных качеств претендента, происходит первичное выявление лиц, способных выполнять требуемые функции, и максимальное сужение круга претендентов.
Первичное выявление происходит путем анализа их документов (общих анкет, резюме, характеристик, рекомендаций. Его методы зависят от бюджета, культуры организации, важности должности.