Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении разработки и проведения кадровой политики в фирме.
Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- изучение базовых понятий кадрового менеджмента;
- изучение сущности и назначения кадровой политики организации;
- исследование основных типов кадровой политики;
- исследование важнейших признаков кадровой политики;
- изучение стратегии кадровой политики;
- изучение структуры и категорий персонала организации;
- исследование и разработка кадровой политики;
- изучение организации и проведения набора кадров.
Введение………………………………………………………………………………...3-4
Глава 1. Теоретические основы кадровой политики
1.1 Базовые понятия кадрового менеджмента………………………………………...5-6
1.2 Сущность и назначение кадровой политики организации……………………….7-8
1.3 Типы кадровой политики………………………………………………………….9-10
1.4 Важнейшие признаки кадровой политики……………………………………...11-12
Глава 2. Основы проведения и разработки кадровой политики
2.1 Стратегии кадровой политики…………………………………………………..13-15
2.2 Структура и категории персонала организации…………………………………...16
2.3 Разработка кадровой политики………………………………………………….17-21
2.4 Организация и проведение набора кадров……………………………………...22-26
Заключение…………………………………………………………………………..27-28
Библиографический список……………………………………………………….29-30
рациональная активная кадровая политика - руководство организации имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее, а кадровая служба располагает средствами не только диагностики персонала, но и прогнозирования ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды;
"авантюристическая активная
кадровая политика —
В таком случае план работы с персоналом строится на достаточно эмоциональном, мало-аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом; второе основание для классификации - принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава:
открытая кадровая политика
- организация прозрачна для
закрытая кадровая политика - организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации.5
1.4 Важнейшие признаки кадровой политики
Важнейшие принципы отдельных направлений кадровой политики организации и их характеристика.
"Кадровая политика
предусматривает в первую
Характеристика важнейших
принципов отдельных
1.Управление персоналом организации
Принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей. Необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации
2. Подбор и расстановка персонала
Принцип соответствия
Принцип профессиональной компетенции
Принцип практических достижений
Принцип индивидуальности
Соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека, уровень знаний, соответствующий требованиям должности, требуемый опыт, руководящие способности (организация собственной работы и подчиненных)
Облик, уровень развития интеллекта, характер, намерения, стиль руководства
3.Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности
Принцип конкурентности
Принцип ротации
Принцип индивидуальной подготовки
Принцип проверки делом. Принцип соответствия должности
Принцип регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей
Отбор кандидатов на конкурсной основе. Планомерная смена должностей по вертикали и горизонтали.
Подготовка резерва на конкретную должность по индивидуальной программе. Эффективная стажировка на руководящих должностях. Степень соответствия кандидата на должность в настоящий момент. Оценка результатов деятельности, собеседования.
4.Оценка и аттестация персонала
Принцип отбора показателей оценки.
Принцип оценки квалификации.
Принцип оценки осуществления заданий
Система показателей, учитывающих цель оценок, критерии оценок, частоту оценок. Пригодность, определение знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности. Оценка результатов деятельности
5.Развитие персонала
Принцип повышения квалификации
Принцип самовыражения
Принцип саморазвития
Необходимость периодичного пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала
Самостоятельность, самоконтроль,
Способность и возможность
6.Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда
Принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы.
Принцип равномерного сочетания стимулов и санкций, мотивации
Эффективная система оплаты труда
Конкретность описания задач, обязанностей и показателей
Побудительные факторы, влияющие
на повышение эффективности труда.
Глава 2. Основы проведения и разработки кадровой политики
2.1 Стратегии кадровой политики
Стратегия управления персоналом находится в зависимости от стратегии кадровой политики.
В настоящее время выделяют
три концепции стратегии
Стратегия управления персоналом
определяется стратегией организации.
Управление персоналом выполняет обслуживающую
функцию, которая заключается в
предоставлении и поддержании
Стратегия управления персоналом является центральной самостоятельной функцией. Занятые в организации работники рассматриваются как самостоятельные ресурсы, при помощи которых, в зависимости от их качества и способностей, выполнять различные задачи, возникающие в условиях рыночной экономики. В данном случае стратегия кадровой политики зависит от имеющихся или потенциальных кадровых ресурсов.
3. Третья концепция является
синтезом двух предыдущих. Стратегия
организации сопоставляется с
имеющимися и потенциальными
кадровыми ресурсами,
"Главной целью службы
управления персоналом
Служба управления персоналом
организации должна разработать
и реализовать следующие
- разработать кадровую
политику, концепцию управления
персоналом и план
- обновить положения о
подразделениях кадровой
- провести необходимые
перестановки в руководящем
- перейти на контрактную систему найма;
- ввести новые методы
подбора, отбора и оценки
-внедрить систему
- разработать программы
профориентации и адаптации
- разработать новую систему
стимулирования и трудовой
- разработать меры по
управлению трудовой
- создать информационную систему по законодательству;
- компьютеризировать работу службы управления персоналом;
- создать службу безопасности организации, если ее нет;
- разработать систему
разрешения конфликтов в
Для реализации этих мероприятий
и поддержания эффективной
Стратегия управления персоналом предполагает:
определение целей управления персоналом, т.е. при принятии решений в сфере управления персоналом должны быть учтены как экономические аспекты (принятая стратегия управления персоналом), так и потребности и интересы работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и т.п.);
формирование идеологии
и принципов кадровой работы, т.е.
идеология кадровой работы должна быть
отражена в виде документа и реализовываться
в повседневной работе всеми руководителями
структурных подразделений
определение условий для
обеспечения баланса между
2.2 Структура и категории персонала организации
Персонал организации имеет свою четкую структуру:
списочная (фактическая) численность, т.е. число сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент (в том числе временно отсутствуют);
явочная численность, т.е. число сотрудников, которые реально работают в организации в данный момент;
структура персонала по стажу (по общему стажу и стажу работы в данной организации);
возрастная структура, т.е. соотношение групп персонала по возрасту;
квалификационная структура, т.е. соотношение работников различного уровня квалификации (степени профессиональной под готовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций (разряды, классы, категории);
структура по полу, т.е. соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины);
профессиональная структура, т.е. соотношение представителей различных профессий или специальностей, обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области;
структура персонала по уровню образования, т.е. соотношение работников, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки - бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.
Персонал организации условно подразделяется на следующие категории:
руководители - лица, осуществляющие функции общего управления;
специалисты - лица, осуществляющие основные виды деятельности, экономические, инженерно-технические, юридические и другие функции;
технические исполнители - лица, осуществляющие подготовительную и вспомогательную деятельность, оформление документов, учет, хозяйственное обслуживание.9
2.3 Разработка кадровой политики
Основные направления кадровой политики: кадровое планирование, включающее в себя три этапа:
оценка наличных кадровых ресурсов, их количественной обоснованности (дифференцирование по видам работ и подразделениям), качественно-квалификационных характеристик, выявление "кадрового дефицита", т.е. слабых мест, которые в наибольшей мере затрудняют функционирование организации с точки зрения ее персонального состава;
оценка будущих кадровых потребностей, прогноз численности и квалификационного состава персонала с точки зрения необходимости достижения краткосрочных и перспективных целей организации;