Эволюция управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:05, контрольная работа

Краткое описание

Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий было справедливо установленным.

Оглавление

Позиция 1. Научные школы управления……………………………. 3
Позиция 2. Современные направления менеджмента……………… 8
Позиция 3. Особенности японского и американского менеджмента………………………………………………
16

Файлы: 1 файл

Классическая.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

      Вторая  часть системы – это операции, процессы или каналы, через которые проходят элементы входа. Система должна быть устроена таким образом, чтобы необходимые процессы (производственные, подготовки кадров, материально-технического снабжения и др.) воздействовали по определенному закону на каждый вход, в соответствующее время для достижения желаемого выхода.

      Третья  часть системы – выход, являющийся продуктом или результатом ее деятельности. Система на своем выходе должна удовлетворять ряду критериев, важнейшие из которых – стабильность и надежность. По выходу судят о степени достижения целей, поставленных перед системой.

      Существует  два основных типа систем: закрытые и открытые.

      Закрытая  система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

      Открытая  система характеризуется взаимодействием  с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые  границы системы. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

      Руководители  в основном занимаются системами  открытыми, потому что все организации  являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

      Системный анализ – это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.

      Системный анализ характеризуется главным образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук.                   

      Целью системного анализа является полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с получаемым эффектом.

      Системный анализ, по существу, является средством  установления рамок для систематизированного и более эффективного использования знаний, суждений и интуиции специалистов.

      Системный анализ – это систематизированные методы оказания лицу, принимающему решение, помощи при выборе курса действий путем изучения всей проблемы в целом, определения конечных целей и различных путей их достижения с учетом возможных последствий. Для получения квалифицированного суждения по проблемам используются соответствующие методы, по возможности аналитические.

      Системный анализ предназначен для решения  в первую очередь слабоструктуризованных проблем, т.е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности и содержащих неформализуемые элементы, непереводимые на язык математики.

      Одна  из задач системного анализа заключается  в раскрытии содержания проблем, стоящих перед руководителями, принимающими решения, настолько, чтобы им стали  очевидны все основные последствия  решений и их можно было бы учитывать  в своих действиях. Системный анализ помогает ответственному за принятие решения лицу более строго подойти к оценке возможных вариантов действий и выбрать наилучший из них с учетом дополнительных, неформализуемых факторов и моментов, которые могут быть неизвестны специалистам, готовящим решение.

      Системный анализ означает сознательное систематизированное  применение всей совокупности методов  анализа, уделение большого внимания вопросам неопределенности и проверки полученных результатов на чувствительность к  изменению показателей и факторов, определяющих функционирование системы. Степень чувствительности систем к изменению этих показателей и факторов указывает, на какие из них следует обратить особое внимание, а какими можно пренебречь.

      К числу понятий, на которых основаны важные принципы управления системами, относится понятие обратной связи. Именно оно способствовало установлению принципиальных аналогий между организацией управления в таких качественно различных системах, как машины, живые организмы и коллективы людей.

      Обратная связь означает соединение между выходов и входом системы, осуществляемое либо непосредственно, либо через другие элементы системы (рис. 2.). (Мы при рассмотрении рис. 2. не учитываем классификацию обратных связей на положительные и отрицательные). 

Рис. 2. Пример обратной связи 

      С помощью обратной связи сигнал (информация) с выхода системы (объекта управления) передается в орган управления. Здесь  этот сигнал, содержащий информации о работе, выполненной объектом управления, сравнивается с сигналом, задающим содержание и объем работы (например, план). В случае возникновения рассогласования между фактическим и плановым состоянием работы принимаются меры по его устранению.

      Основными функциями обратной связи являются:  

      1. Противодействие тому, что делает  сама система, когда она выходит  за установленные пределы (например, реагирование на снижение качества);  

      2. Компенсация возмущений и поддержание  состояния устойчивого равновесия системы (например, неполадки в работе оборудования);   

      3. Синтезирование внешних и внутренних  возмущений, стремящихся вывести  систему из состояния устойчивого  равновесия, сведение этих возмущений  к отклонениям одной или нескольких  управляемых величин (например, выработка управляющих команд на одновременное появление нового конкурента и снижение качества выпускаемой продукции);

      4. Выработка управляющих воздействий  на объект управления по плохо  формализуемому закону. Например, установление  более высокой цены на энергоносители вызывает в деятельности различных организаций сложные изменения, меняют конечные результаты их функционирования, требуют внесения изменений в производственно-хозяйственный процесс путем воздействий, которые невозможно описать с помощью аналитических выражений.  

      Ситуационный  подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

      Ситуационный  подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями  и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:

    1. руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса управления, системного анализа, методов планирования …)
    2. каждая из управленческих концепций и методик имеет сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные.
    3. руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменения одной или нескольких переменных.
    4. руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижения целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
 

      Количественный  подход.  Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Толчком к возникновению количественных теорий управления послужило появление и широкое распространение кибернетики, общей теории систем исследования операций и других математических методов.

      Их  сторонники, опираясь на формализованные  описания различных ситуаций, пытались с помощью моделирования найти  оптимальные решения стоящих  перед организацией проблем.

      Метод исследования операций включал в  себя два направления.

      Первое решало задачи:

    • управления запасами (определение оптимальных размеров резервов при условии, что их создание связано с определенными издержками);
    • распределения ресурсов между отдельными потребителями с учетом степени эффективности их использования;
    • массового обслуживания (определение правил и очередности выполнения действий, образующих тот или иной процесс);
    • выбора маршрута и уточнения работ во времени;
    • определения графика замены устаревшего оборудования;
    • поиска оптимального решения путем рационального перебора его вариантов.

      Это имело цель облегчения долгосрочного  планирования, программирования, прогнозирования, создания условий для правильного  принятия решений в обстановке, когда управление сталкивается с огромными объемами информации, учет, оценка, интеграция которой обычными методами невозможны.

      Второе  направление, получившее название эконометрического, состояло в создании моделей, отражающих наиболее характерные черты и закономерности тех или иных экономических явлений и процессов.

      Обычно  модель управленческого процесса может  быть представлена как система уравнений  и неравенств, состоящих из набора переменных величин (известных и  неизвестных) и параметров, отражающих количественные связи между ними. Задавая величину известных переменных («входы» модели), можно на основе математических расчетов определить значения неизвестных («выходы»), иными словами, показать, как будет (или должен) вести себя управляемый объект при воздействии на него тем или иным способом и к каким результатам это приведет.

 

      

      Позиция 3. Особенности японского и американского менеджмента. 

      Современный американский менеджмент в таком  виде, какой сложился в настоящее  время, базируется на трех исторических предпосылках:

      1. Наличие рынка.

      2. Индустриальный способ организации  производства.

      3. Корпорация как основная форма  предпринимательства.

      Американский  экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся  подхода к распределению ресурсов общества. Это – традиции, приказы и рынок. Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.

      Американские  ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

      Японцы  выше других ставят социальные потребности  (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей.

      В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе – это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение.

Информация о работе Эволюция управленческой мысли