Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:44, реферат
Революция 1917 г. в России привела к уничтожению одной системы управления и утверждению новой, так называемой социалистической системы управления производством. Модели социалистов-утопистов были апробированы не раз на небольших объектах - на отдельных предприятиях, в ассоциациях, в городах. Но революция изменила судьбу одного из крупнейших государств в мире, где в одну ночь одна система сменилась на другую. Это потребовало от руководителей молодой социалистической республики оперативной организации, прежде всего прикладных исследовании в области адаптации старых, но полезных средств управления и разработки новых эффективных средств управления.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Вклад В.И.Ленина в становление советской управленческой мысли в 20-е годы ХХ века………………………………………………………………………..4-5
2. П.М. Керженцев: разработка концепции организационного управления..5-6
3. А.А. Богданов: разработка теории организации…………………………………………………………………...6-9
4. Развитие исследований по проблемам НОТ………………………………..9-13
5. Методология изучения организации труда и науки управления…………14-16
6. II конференция по НОТ и ее результаты…………………………………...17-18
7. Достижениях российских специалистов в области управления в 20-е гг...19-28
Существенный вклад в
разработку различных теоретических
и прикладных проблем управления
внесли ученые и исследователи 20-х
годов - И.М. Бурдянский, Н.А. Витке, Э.К.
Дрезен, Ф.Р.Дунаевский, Н.М. Ерманский,
Е.Ф. Розмирович. Эти ученые «по призыву
партии» занялись исследованиями проблем
конкретных наук об организации, в частности,
конкретными задачами «научной организации
труда» (НОТ), в рамках которой разрабатывались
и вопросы управления в целом.
Решением научных проблем управления
занимались несколько специальных
научных институтов и лабораторий:
Центральный институт труда (ЦИТ), Таганрогский
институт труда, Всеукраинский институт
труда, Казанский институт труда, Центральная
лаборатория по изучению труда при
Институте мозга и психической
деятельности (Ленинград), Институт техники
управления (ИТУ) и др. По данным официальной
статистики, в 1923 г. в советской республике
насчитывалось 58 учреждений, так или
иначе занимавшихся вопросами НОТ,
в том числе вопросами
Бурное развитие исследований и успех полученных результатов по проблематике НОТ объясняются, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, возникла острая необходимость решения проблем минимизации трудовых затрат в масштабах всей страны. В годы сурового «военного коммунизма» было не до теоретико-методологических исследований, так как, учитывая последствия гражданской войны, крайнюю хозяйственную разруху, низкую грамотность трудового населения, общественная мысль была вынуждена искать средства скорейшего решения сугубо практических проблем. Поэтому-то и были привлечены для адаптации идеи Ф. Тейлора по хронометражу и нормированию трудовых процессов, оптимизации в организации рабочих мест.
Во-вторых, это направление исследований уже было «на ходу», так как тейлоризм в России был в моде, его изучали и применяли с начала XX в., только теперь исследование парадигм Тейлора получило общественно-политический заказ. Пригодились и оценки тейлоризма, сделанные в свое время Лениным. Однако, как мы знаем, звучать они стали не столько ругательными, сколько рекомендательными. В общем, научному направлению способствовали и ситуация, и удача.
Зарождение нотовского движения в России.
Исторически первой крупной
советской школой управления была научная
организация труда (НОТ). С целью
устранения двусмысленностей в понимании
сути терминов, авторы монографии «Научный
менеджмент. Российская история» начинают
с понятия «научный менеджмент».
В первые годы XX в. научный менеджмент
имел несколько интерпретаций. Тейлор
ввел термин «научный менеджмент», на
русский это переводилось как
«научное управление». Популяризатор
и толкователь принципов
Нотовское движение зародилось в России примерно в то же время, что в США и в Европе. По свидетельству А.К. Гастева, уже в 1904 г. «где-то на Урале, в Лысьве и других заводах делались попытки применения принципов НОТ». Развитие НОТ связано с деятельностью многих крупных ученых. Здесь следует отметить «замечательный труд Белавененца, который по своему упорству и методической стройности чуть ли не оставляет позади работы Джильберта», — писал А. Гастев.
Одной из первых в области
НОТ возникла школа профессора Н.И.
Савина, издавшего труд «Резание металла»,
который в западноевропейской литературе
ставился на один уровень с трудами
самого Ф. Тейлора. Представители этой
школы на основе трудов Ф. Тейлора
и Н.И. Савина начали практическую деятельность
по внедрению принципов научной
организации труда на нескольких
заводах, прежде всего на машиностроительном
заводе «Айваз» в Петербурге, построенном
по последнему слову европейской
техники и организации
Движение по организации
труда и управления получило отражение
и в литературе. Было создано специальное
издательство во главе с инженером
Левенстреном, в журналах «Русское
богатство», «Мир божий», «Журнал для
всех» и других регулярно публиковались
статьи по данной проблеме. В годы Первой
мировой войны и «военного
коммунизма» научные принципы организации
труда не могли получить широкого
распространения, они использовались
в усеченном виде и лишь на отдельных
предприятиях военного производства.
По окончании Гражданской войны,
с переходом к новой
За первые годы советской
власти был накоплен уже и собственный
опыт управления, собрано много фактов
применения теорий управления на практике,
были опубликованы результаты исследований
по НОТ, возникли новые проблемы в
области организации
Мощный толчок процессу становления отечественного научного менеджмента дала I Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, созванная под эгидой НКПС по инициативе Л .Д. Троцкого и начавшая свою работу 20 января 1921 г. В журнале «Организация труда», выходившем в те годы, была дана такая оценка конференции: «первый как в России, так и во всем мире опыт широкого обсуждения вопросов труда». На самом деле Россия уже имела такой опыт и по существу большинства обсуждаемых на съезде проблем. Но некоторые вопросы и результаты были, конечно, специфичными для такого рода собраний. Хотя организатором конференции был Комиссариат путей сообщения, обсуждавшиеся на ней вопросы выходили далеко за пределы транспортной проблематики. Об этом свидетельствуют, например, доклады А.А. Богданова, В.И. Бехтерева, О.А. Ерманского, М.Н. Фалькнер-Смит, С.Г. Струмилина, Г.И. Челпанова и др., в которых поднимались такие теоретические проблемы, как организация труда в масштабах общества, хозяйственная планомерность, физиология и психология труда, отношение к тейлоризму. Решения этих проблем требовала новая организация труда и управления, приходящая на смену тоталитарной системе «военного коммунизма». Появилась необходимость теоретико-методологических обобщений.
Всероссийский форум обнаружил
существенные расхождения в
В ходе дискуссии по вопросу
об отношении к западным концепциям
менеджмента сформировались два
полярно противоположных
Кроме того, конференция
показала достаточно глубокое понимание
ее участниками сложности, многомерности
самого понятия «научная организация
труда и управления», выделив
«не только хозяйственно-техническую
сторону ее, но также общественно-
Однако последующее
На форуме были поставлены и такие чрезвычайно важные вопросы, как необходимость подготовки и введение в программы учебных заведений предметов по научной организации труда и управления производством, создание специальных органов по проведению НОТ в жизнь и пр.
Явившись первым как в России, так и во всем мире опытом широкого обсуждения вопросов труда, конференция стала выдающимся событием в истории формирования отечественного менеджмента. Именно после I конференции широким фронтом под знаменем НОТ начинаются исследования по всей организационно-управленческой проблематике; непродолжительный по времени, но яркий период самоутверждения и быстрого развития менеджмента в России, завершившийся с окончанием нэпа. В этот период вокруг таких ученых, как А.К. Гастев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, П. Есманский, Е.Ф. Розмирович и многих других, формируются первые школы управления.
В 20-е годы получила существенное развитие и теория планирования как главного рычага управления социалистической республикой. Выдающимся теоретиком социально-экономического прогнозирования и планирования был Н.Д. Кондратьев (1887— 1937)1. Активно исследовались проблемы экономического механизма и методов управления производством. Наиболее яркой фигурой среди теоретиков экономических методов управления был Н.И. Бухарин (1888—1938). В противоположность организационной школе теоретики экономических методов управления разрабатывали концепции финансов, денег, цен как главных инструментов управления. Был разработан ряд концепций кооперативных форм организации производства. Крупнейшим теоретиком коопераций в области сельского хозяйства и вообще организатором сельскохозяйственной науки был А.В. Чаянов (1888—1939)2
Не следует забывать, что
процесс становления и развития
отечественного научного менеджмента
происходил в сложных исторических
условиях. В восстановительный, а
затем и в период реконструкции,
при острой нехватке ресурсов от науки
в первую очередь требовалась
разработка чисто практических указаний
того, как следует планировать
производство, стимулировать труд,
работать с наименьшими затратами
времени, материальных и денежных средств.
Внимание ученых было сосредоточено
на таких частных проблемах, как
рациональная организация рабочего
места, совершенствование структуры
управленческого аппарата, упрощение
делопроизводства, создание простых
и дешевых форм учета и отчетности,
постановка контроля над выполнением
заданий и др. Многие работы были
посвящены исследованию отдельных
функций и методов
Однако было бы заблуждением
считать, что в трудные 20-е годы
отсутствовали теоретико-
Важно подчеркнуть, что основоположники научного менеджмента в России, не отрицая определенной роли в управлении интуиции, индивидуальных качеств организаторов, не отрицая наличия искусства, приоритет отдавали изучению и использованию закономерностей и принципов управления, объективно отражающих потребности производства. «Знания и опыт в вопросах управления трудом, — отмечал профессор В.Я. Подгаецкий в работе «Что такое научная организация труда» (1925), — поддаются приведению в определенную систему, поэтому возможно и нужно считать научную организацию труда особой наукою». И чем полнее будет систематизирован управленческий опыт, чем больше будет выявлено и изучено законов и принципов управления, тем полнее и быстрее оно превратится из искусства, посильного лишь немногим индивидуумам, в науку, которой могут и должны овладеть многие хозяйственники. Но это отнюдь не означает исчезновения искусства управления, умения практически воплотить научные обобщения.
Вопрос о наличии устойчивых
закономерностей в
Российскими учеными-управленцами был высказан ряд суждений и о методе науки о менеджменте, представляющих несомненный интерес. Метод любой науки, как известно, призван выработать совокупность определенных способов и приемов исследования и обобщения явлений и процессов изучаемой данной отраслью знаний действительности. Как подчеркивали ученые 20-х годов, в своем развитии метод всегда идет рука об руку с развитием самой науки, способствует ее поступательному движению и сам крепнет в ее достижениях.
Применительно к науке управления российские ученые начала XX в. сформулировали следующие способы и приемы изучения организационно-управленческих процессов:
Информация о работе Эволюция управленческой мысли в советский период