Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:41, реферат
Одним из основателей школы психологии и челове ческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо (1880--1949).
Элтон Мэйо родился в Австралии. Будучи студентом, изучал психологию, философию, медицину, логику и Шику. Затем поступил в Школу финансов и коммерции при Пенсильванском университете в США. С 1926 г. -- профессор индустриальной социологии в Гарварде.
РЕФЕРАТ
«Эффективность управления и «теория человеческих отношений» Э. Мэйо»
Выполнил
Студент 4курса,
группы 01508
Котляров Е. А.
Томск 2008
Содержание изначение Хоторнскрго эксперимента. Основные положения доктрины «человеческих отношений»
Одним из основателей школы психологии и челове ческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо (1880--1949).
Элтон Мэйо родился в Австралии. Будучи студентом, изучал психологию, философию, медицину, логику и Шику. Затем поступил в Школу финансов и коммерции при Пенсильванском университете в США. С 1926 г. -- профессор индустриальной социологии в Гарварде.
Поводом для возникновения школы психологии и че-ловеческих отношений послужил социальный и психо-логический эксперимент, проведенный группой Мэйо с целью исследования факторов, влияющих на выработку рабочих, и изыскания новых методов интенсификации труда. Работа проводилась на заводе компании «Вестерн Электрик» в г. Хоторне, близ Чикаго, штат Иллинойс. В начале 20-х гг. дела на предприятии шли неудовлетвори-тельно из-за низкой производительности труда рабочих. Поэтому в 1923 г. администрация совместно с учеными Гарвардского университета начала проводить эксперимент по реализации идей Тейлора, т.е. как эксперимент по научному управлению. Этот эксперимент явился логическим продолжением развития теории «научного управление господствующей в то время. Однако эксперимент превзо шел все ожидания, были сделаны крупные открытия, которые и привели впоследствии к возникновению школы человеческих отношений в науке управления.
Первоначальным замыслом работы было определение зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда.
На первом этапе была поставлена задача определить влияние интенсивности освещения на производитель-ность труда. Наряду с экспериментальной была создана контрольная группа. Инженерами-исследователями про-водились эксперименты по увеличению и уменьшению освещения для экспериментальной группы. Производи-тельность труда изменялась в обеих группах (контроль-ной и экспериментальной) вслед за изменением уровня освещенности (соответственно увеличивалась или же уменьшалась в обеих группах). Отсюда был сделан вы-вод, что освещение оказывает на производительность труда очень незначительное влияние. Исследователи поняли, что эксперимент не удался из-за факторов, находя-щихся вне сферы их контроля. Кроме того, был сделан вывод, что трудно проводить исследования в больших группах. Этот эксперимент проводился без участия Мэйо,
На втором этапе в 1926 г. к группе исследователей, в которую входили экономисты, психологи, социологи врачи, присоединился Мэйо -- академически образованный человек своего времени, имел подготовку в облас-ти психологии; он приобрел известность в ходе экспе-римента, проводимого на текстильной фабрике в Фила-дельфии в 1923--1924 гг. по снижению текучести кадров благодаря введению двух 10-минутных перерывов для отдыха.
Объектом эксперимента стала бригада из шести мо-лодых работниц, занятых на операции по сборке реле на конвейере, группа была изолирована от остальных ра-ботников в отдельном помещении и получала за свой труд льготную оплату. В отличие от других работников для этой группы были созданы условия, благоприятные для общения. За время эксперимента 13 раз менялись условия труда: освещенность рабочих мест, температура воздуха, режим работы, питание, система оплаты труда и'т. д. С введением дополнительных перерывов в работе производительность труда возросла, так как снизилась степень утомляемости.
Наблюдатели старались расположить к себе работниц Они вели с ними дружеские беседы, расспрашивали о делах в семье, настроении, здоровьи и даже о сновиде-ниях. За 2,5 года проведения эксперимента выработка работниц возросла с 2400 до 3000 реле. Исследователи сокращали рабочий день и рабочую неделю, но несмотря на это производительность труда оставалась на прежнем уровне. И даже после отмены всех нововведении выра-ботка сборщиц осталась на прежнем уровне.
Ученые были в недоумении. Согласно существующей в то время теории управления, такого не должно было быть. Поэтому им ничего не оставалось, как обратиться к участницам эксперимента. И тогда выяснилось, что главное для роста производительности труда имеет зна-чение, какие отношения существуют у работниц между собоой, а также между работницами и менеджерами. «Короче, рост производительности труда девушек, занятых на сборке продукции, нельзя было объяснить никакими изменениями в физических условиях работы, независимо от того, имела ли работа экспериментальный характер или нет. Однако его можно было объяснить тем, что на-зывалось формированием организационной социальной группы, а также особыми взаимоотношениями с руково-дителем этой группы». Действительно, в процессе про-ведения эксперимента была создана обстановка внима-ния к труду работниц, им внушалось, что их труд имеет важное значение для общества, подчеркивалась их роль в проводимом эксперименте.
В самой группе работниц была создана свободная, непринужденная обстановка. Они подружились между собой, во время работы могли разговаривать друг с дру-гом и отлучаться со своего рабочего места, что ранее в цехе запрещалось. При оплате их труда учитывалась выработка в группе, а не в целом по цеху. По мнению исследователей, все это способствовало формированию у работниц понимания их «социальной значимости», что послужило стимулом к изменению их отношения к сво-ему труду, а следовательно, и к росту производительности труда.
Так возник термин «человеческие отношения», дав-ший начало школе с аналогичным названием. Мэйо счи-тается основным разработчиком теоретических основ этой концепции. В развитии ее практической части при-нял самое активное участие соратник Мэйо по Хоторн-скому эксперименту Ротлисбергер.
Эксперимент длился 8 лет до 1933 г. Это было самое крупное эмпирическое исследование из всех ис-следований, когда-либо проводившихся в области ме-неджмента.
Впоследствии была предпринята попытка повторить полученные результаты с другой группой рабочих, на этот раз с 14 мужчинами-сборщиками. Но эксперимент не удался, так как группа была настроена враждебно и делала все возможное и невозможное для сдерживания роста производительности труда. Наблюдатели отмечали, что в группе появились свои лидеры, сформировались свои нормы поведения и справедливости. Группа опреде-лила «справедливую» норму выработки и осуждала рабо-чих, готовых ее перевыполнять. Те вынуждены были подчиняться мнению большинства. На основании этого неудачного опыта был сделан вывод о том, что необхо-димо изучать психологию малых групп.
Неожиданные результаты эксперимента потребовали продолжения работ. Задачей третьего этапа эксперимент было совершенствование непосредственного руководства людьми и улучшение отношений между сотрудниками и их отношения к своей работе. Однако первоначально со-ставленный план перерос в огромную программу, состоя-щую из бесед с 20 тыс. сотрудников об их отношении к выполняемой ими работе. В результате было выяснено, что производительность труда каждого сотрудника в орга-низации зависит как от самого работника, так и от трудового коллектива. Необходимость выявления этого влияния потребовало проведение четвертого этапа эксперимента
Четвертый этап получил название эксперимента на участке по производству банковской сигнализации. Целью этого этапа было выявить воздействие материаль-ного стимулирования на рост групповой производитель-ности труда. Ученые исходили из посылки, что рабочие, стремящиеся больше заработать, будут оказывать влияние на медленно работающих, чтобы они увеличивали производительность своего труда. Однако и здесь ученых ждала неожиданность.
На практике оказалось, что быстро работающие рабочие не стремятся наращивать темп своей работы, чтобы не выходить за рамки, принятые группой, боясь вызвать неудовольствие других рабочих. Вместе с тем медленно работающие рабочие все-таки делали все возможное для Увеличения производительности своего труда. Они не хо-тели отставать от хороших работников.
На основании Хоторнского эксперимента было сде-лано много научных открытий. Основными из них яв-ляются следующие:
· все проблемы производства и управления должны рассматриваться через призму «человеческих отно-шений», с учетом «социального» и «психологиче-ского» факторов; сам производственный процесс и «чисто физические требования» к нему имеют отно-сительно меньшее значение. Принято считать, что Мэйо научно доказал существование психосоциаль-ного фактора роста производительности труда;
· важность взаимоотношений между рабочими и ру-ководителями; признание роли руководителя в формировании морального климата в трудовом коллективе;
· возникновение понятия «хоторнский эффект» -- повышенное внимание к рассматриваемой пробле-ме, ее новизна и создание условий для проведения эксперимента способствуют получению желаемого результата. На самом деле работницы, зная что они участвуют в эксперименте, старались работать лучше. Поэтому в практической деятельности сле дует стремиться избегать «хоторнского эффекта», учитывая то обстоятельство, что условия во время проведения эксперимента и в действительной ни практически не совпадают.
Безусловно, «хоторнский эффект» оказывал влияние на рост производительности труда, но он был всего одним из факторов. Было установлено, что другим важным фактором повышения производительности является форма контроля. Во время проведения эксперимента был снижен контроль за работой девушек со стороны мастера. Они работали под наблюдением экспериментаторов. Ученые Блюм и Нейлор отмечали, что «перерывы для отдыха, бесплатный обед, более короткая рабочая неделя имели для девушек не такое большое значение как отсутствие непосредственного контроля».
Эти выводы были в корне отличными от основных положений школы научного управления и классической школы, так как основное внимание Мэйо переносил на систему взаимоотношений в коллективе, на человека, рассматриваемого уже не как машина, а как социальное существо. В отличие от Тейлора, Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Мэйо отмечал, что ме-неджеры должны доверять рабочим и стремиться к соз-данию благоприятных отношений в коллективе.
Предметом специального исследования школы чело-веческих отношений становятся чувства рабочего, его поведение, настроения, убеждения и т. д.
Сторонники этого направления считали, что рабочего можно побудить работать более производительно, если удовлетворить его социальные и психологические по-требности.
Мэйо считал, что удовлетворение социальных и пси-хологических потребностей рабочих будет способствовать достижению целей и эффективности организации, по-вышению производительности труда.
В ходе эксперимента была разработана программа инструктирования непосредственных рабочих -- брига-диров, мастеров и начальников цехов, в которой главное внимание уделялось эмоционально-психологическому отношению руководителей к подчиненным. Со временем эта программа вылилась в обширный план промышленного обучения, известный под названием системы TWI (Training within industry).
Хоторнский эксперимент положил начало созданию современной экспериментальной социологии труда. На ее основе возникли самостоятельные дисциплины -- «индустриальная психология» и «индустриальная социо-логия».
Свои взгляды Мэйо изложил в работе «Человеческие проемы индустриальной цивилизации» (1933), которая поучила широкую известность в конце 40-х годов. В годы Второй мировой войны Мэйо продолжал исследования на авиационных заводах Южной Калифорнии. В 1945 г. вышла в свет другая известная его работа «Социальные проблемы индустриальной цивилизации».
В процессе хоторнского эксперимента широко использовался метод интервьюирования. Была разработана программа его использования. Вопросно-ответный способ был сразу отклонен, как неприемлемый для сложившейся ситуации. Работницы предпочитали откровенные беседы, при этом условие конфиденциальности экспериментаторами никогда не нарушалось. Были разработаны правила осуществления интервьюирования. Примерный их пере-чень можно свести к следующему:
· все внимание необходимо полностью сконцентри-
ровать на интервьюируемом человеке;
· надо его слушать, не прерывая и не перебивая; дать возможность собеседнику свободно высказы-ваться;
· не следует вступать в спор и давать советы;
· слушая интервьюируемого, надо четко постараться выделить для себя три момента:
а) то, что он хочет сказать;
б) то, о чем ему не хочется говорить;
в) то, что ему трудно сформулировать без посторонней помощи;
· в случае, если экспериментатору не ясен или не понятен характер проблемы интервьюируемого, можно осторожно сделать уточнение типа: «Именно это Вы хотели мне сказать?», но при этом ни в коем случае не следует искажать смысл беседы или что-то добавлять от себя;
· никогда не разглашать услышанное.
Среди этих правил особое значение придавалось четвертому и шестому. На первый взгляд может показаться, что овладеть этими правилами легко и просто. На самом деле -- это не только важная, но и сложная работа, освоение которой требует специальной подготовки.
На основе использования социологических опросов в процессе проведения хоторнского эксперимента были сделаны практические выводы о роли метода интер-вьюирования. Метод интервьюирования
· позволяет человеку избавиться от переживаний по поводу возникших у него проблем или же яснее их представить. Отдельный человек чувствует себя наиболее защищенным, если он работает в спло-ченном коллективе. И это чувство он теряет, если часто изменяется состав коллектива. У него возникают тревога, беспокойство и неуверенность, часто мнимые и необоснованные. Эти чувства не могут быть компенсированы ни денежным вознаграждением, ни гарантией занятости;
· содействует установлению взаимоприемлемых ношений как с членами коллектива, так и с непо-средственным руководителем;
· стимулирует желание и умение успешно работать со своим начальником;
Информация о работе Эффективность управления и «теория человеческих отношений