Эффективность управленческих решений: понятие и оценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Управленческие решения в сфере туристического бизнеса специфичны. Причиной тому может быть зависимость не только состояния внутренней среды организации как, например, квалификация персонала, но и в большой степени от внешней среды – от конкурентов, партнеров (гостиниц, гидов), природных, политических, социальных составляющих, популярности туристических маршрутов и т.п.

Файлы: 1 файл

Эффективность управленческих решений.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

    «__________________________________» 
     
     
     
     
     
     

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    по  дисциплине «Управленческие  решения» 
     
     

Эффективность управленческих решений:

  понятие и оценка. 
 

    Студента  ____ группы  

    ______________________________________________________ 
     

    Научный руководитель:

________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    г.____________________

    20__

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Процесс разработки и принятия управленческого решения сложен и  играет решающую роль в развитии организации. Само управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента1.

     Управленческие  решения в сфере туристического бизнеса специфичны. Причиной тому может быть зависимость не только состояния внутренней среды организации  как, например, квалификация персонала, но и в большой степени от внешней среды – от конкурентов, партнеров (гостиниц, гидов), природных, политических, социальных составляющих, популярности туристических маршрутов и т.п.

     Конечно, существует определенный алгоритм принятия управленческого решения, но здесь  немаловажную роль играет креативность решений. Конкуренция в туристической среде такова, что удержать постоянных клиентов и привлечь новых можно только благодаря информированности и быстрому реагированию на изменения на рынке. Система обратной связи позволяет четко формулировать проблемы и цели туристической компании и гибко перестраиваться на новые стратегические цели.

Объектом  исследования является туристическая  компания «...» (Санкт-Петеребург), занимающаяся предоставлением туристических услуг, продажей авиа- и ж/д билетов, экскурсионными услугами, бронирования гостиниц, помощи в получении виз и загранпаспортов. Предметом исследования - управление и принятие эффективных управленческих решений. Субъект решения – исполнительный директор (в подчинении которого находится финансовый директор) совместно с генеральным директором. Уровень принятия решения – высший уровень менеджмента.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Охарактеризовать управленческие решения, дать их понятие и оценку, описать организацию процесса принятия  управленческого решения;
  • Отразить факторы, влияющие на эффективность управленческих решений;
  • Проанализировать специфику управленческих решений в туристической отрасли;
  • Описать и оценить эффективность управленческих решений в компании ООО «...».

Целью данной курсовой является оценка эффективности управленческих решений по ценовой политике туристической фирмы ООО «...». 
 
 
 
 
 
 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений

1.1.  Управленческие решения: понятие и сущность. Организация процесса принятия управленческого решения

 

     Управленческое  решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

     Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты  или полного снятия проблемы, т. е. приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным. Для этого проблемы следует формализовывать, т. е. количественно определять разницу между фактическим и желаемым состояниями объекта по его параметрам, а также выполнять структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей. Поскольку ресурсы для решения проблем ограничены, следует ранжировать (определять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска. Решения должны быть направлены на реализацию дерева целей, обоснованными, адресными, обеспеченными ресурсами.

    Управленческие  решения имеют ряд специфических особенностей:

  • их разработка и, тем более, реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов;
  • они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок;
  • каждое из них в значительной мере определяет последующие решения;
  • ответственность за принимаемые решения очень высока.

    В качестве основных проблем при разработке УР можно назвать следующие:

  • давление сроков;
  • быстрая смена условий и возникающих проблем и задач;
  • недостаток квалификации персонала, вызванный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой стороны, карьерный рост менеджера часто опережает рост его квалификации;
  • нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество;
  • ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации;
  • необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между персоналом;
  • засилье рутины и др.

    Цель управленческого решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам2. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

     Выделим следующие этапы и операции процесса принятия решения:

     1) выявление управленческой проблемы  или задачи;

     2) предварительная постановка цели;

     3) сбор необходимой информации;

     4) анализ информации;

     5) определение исходных характеристик  проблемы с учетом накладываемых ограничений;

     6) уточнение цели и критерия  управления, окончательная  формулировка;

     7) обоснование и построение формализованной  модели проблемной ситуации;

     8) разработка альтернативных вариантов  решения проблемы;

     9) выбор метода решения;

     10) экономическое обоснование выбранного решения; I

     11) согласование решения с органами  управления и исполнителями;

     12) окончательное оформление и утверждение  решения;

     13) организация выполнения решения;

     14) контроль выполнения решения;

     15) стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков;

     16) установление обратной связи  с лицом, принимающим решение,  и (при необходимости) корректировка  цели и задач.

     Процесс разработки управленческого решения  относится к разряду управленческих процессов. Аналогично производственным процессам управленческие процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К. обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным — все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т. п.

     Проектирование  процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.

     Упрощенная  блок-схема разработки управленческого  решения представлена на рис. 1.

               

Рис. 1. Упрощенная блок-схема разработки управленческого решения

1.2. Факторы, влияющие на управленческие решения

 

    Поскольку организованным действиям присущи  сложности, а управленческие решения принимаются людьми и влияют на них, при принятии решений необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов. Рассмотрим важнейшие моменты, от которых непосредственно зависит, как принимаются решения и насколько эффективными они будут.

    1. Личностные оценки руководителя содержат субъективное ранжирование важности качества или блага. В отношении принятия решений оценки выступают в качестве компаса, указывающего человеку желательное направление, когда приходится выбирать между альтернативами действий. Важно подчеркнуть, что все управленческие решения, а не только связанные с вопросами социальной ответственности и этики построены на фундаменте чьей-то системы ценностей. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения3. Исследования подтверждают, что ценностные ориентации влияют на способ, которым принимаются решения.

    Немаловажное  значение имеют культурные различия, хотя, как можно ожидать, существует сходство ценностных ориентации управляющих из разных стран.

    Некоторые организации используют формальные декларации о корпоративных ценностях, чтобы решения, принимаемые руководителями, и действия всех работников организации  отражали общую систему ценностей. Организации, провозгласившие декларации о ценностях, доводят до сведения людей ожидания, опирающиеся на признание таких ценностей, посредством разнообразных форм обучения,

    Помимо  различий личностных оценок типичным затруднением при определении оптимальных  альтернатив является среда, в которой принимаются решения.

    2. Среда принятия решения. При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск. Понятие «риск» используется здесь не в смысле опасности. Риск скорее относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результат.4 В ходе оценки альтернатив и принятия решений руководитель должен прогнозировать возможные результаты в разных обстоятельства или состояниях природы. По сути дела, решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства традиционно классифицируются как условия определенности, риска или неопределенности.

    3. Информационные ограничения. Информация - это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций5. Она необходима для рационального решения проблем. Порой информация недоступна или стоит слишком дорого. Поэтому руководитель должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации. Если информацию получить по приемлемой цене непросто, но такая возможность скоро появится, самое правильное для руководителя – отложить принятие решения. Здесь, правда, сделано допущение, что время не является критическим фактором, и потери от задержки будут более чем перекрыты выгодой. Выгода издержки по большей части субъективно оцениваются руководителем, что в особенности относится к оценке руководителем стоимости собственного времени и ожидаемых в результате принятия решения улучшений. Большое место среди перечисленных факторов уделяется проблеме надёжности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в ходе передачи информации. Большое место уделяется положениям, связанным со спецификой ролевой позиции и интересов тех, кто перерабатывает информацию в процессе её прохождения от нижних ярусов организации до субъекта решения.

Информация о работе Эффективность управленческих решений: понятие и оценка