История развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:25, реферат

Краткое описание

Менеджментом также называется система знаний об управлении, которая возникла в конце XIX в., а в начале XX столетия сформировалась в самостоятельную науку, имеющую свой предмет, специфические проблемы и способы их решения. Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Менеджмент, как и любая наука, интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей.

Оглавление

1. Историческое развитие менеджмента…………………………………4
1.1 Исторические предпосылки создания и развития менеджмента……4
1.2 Школа научного управления ……………………………………….... 6
1.3 Классическая школа управления…………………………………….13
1.4 Школа человеческих и поведенческих наук………………………..19
1.5 Школа науки управления (Количественная школа)………………..23
2. Принципы менеджмента………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

    Всё это по мысли Тейлора,  решало две главные задачи:

  1. Обеспечивало наибольшее процветание предпринимателя и развитие фирмы;
  2. Повышало благосостояние рабочих.

    Вознаграждением Тейлор считал  уступки работникам со стороны  администрации, поддержание дружеской  атмосферы, а поэтому рекомендовал  открывать на предприятии столовые, детские сады, различные вечерние курсы как средство «для создания более умелых и интеллектуальных рабочих». Подобные действия должны были, по его мнению, вызвать у рабочих «добрые чувства по отношению к хозяевам».

    Ф.У. Тейлор считал, что интересы предпринимателей и рабочих одинаковы, но рабочие этого не понимают, и пытался с помощью своей системы их объединить, но его методы лишь усиливали отчуждение.  Проблемы стимулирования ему решить не удалось12.

     Предприниматели взяли на вооружение только часть организационных принципов, касающихся повышения производительности труда через его рационализацию, а социальные идеи Ф. Тейлора были отвергнуты как идеалистические13.

     Подводя итоги, можно сказать, что Ф.У. Тейлор своими выводами осуществил прорыв в управленческой мысли, показав, что управлять можно научно. Он предложил строгую научную систему управления трудовым процессом, получившую распространение во многих странах.

     Идеи Ф. Тейлора были развиты  его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта (1861-1919), наиболее близкого  его ученика.

    Особое внимание в своих исследованиях Гантт уделял вопросам стимулирования труда, производственного планирования. Он внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Им была разработана методика премиальной системы, составлены карты-схемы для удобства планирования, получившие название «Гантт-схемы».

     Вслед за Тейлором  Г. Гантт считал, что до каждого рабочего необходимо довести конкретное производственное задание. Кроме того, рабочий должен знать, что в случае его своевременного и качественного исполнения он получит премиальное вознаграждение. Помимо этого, рабочий премируется за перевыполнение норм выработки. Первая премиальная система была разработана им в 1901 г. Рабочему, выполнившему дневное задание, выплачивается премия в 50 центов. При условии выполнения всеми рабочими заданий, мастер также получал дополнительную премию. Внедрение этой системы на ряде предприятий позволило вдвое повысить производительность труда рабочих. Особенность премиальной системы оплаты труда заключалась в сохранении минимального заработка независимо от степени недовыполнения нормы.

      Ганттом был предложен график (график Гантта), по которому каждый  рабочий мог проследить за результатами своего труда и размером заработка за час, день, неделю.

     Гантт рассматривал человеческий  фактор в качестве основного  двигателя повышения эффективности  производства. Но в то же время  он считал, что производство не  следует рассматривать только как источник существования рабочего. Рабочий должен получать удовлетворение от выполняемой им работы.

     Гантт считал, что время принуждения  рабочих к труду ушло в прошлое. Теперь основное внимание необходимо уделять обучению рабочих новым навыкам с целью сокращения непроизводительных затрат времени14.

    Гантт сделал вывод, что система бизнеса должна воспринять социальную ответственность и посвятить себя, прежде всего служению обществу, иначе то, в конечном счете, предпримет попытку сокрушить её, чтобы свободно действовать в   соответствии со своими интересами. Иными словами, он выдвинул идею о социальной ответственности бизнеса и менеджмента15.

     Среди последователей Тейлора  особенно выделяются Фрэнк Гилбрет  (1868-1924) и его жена Лилиан Гилбрет (1878-1958).  Они занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

    В начала 1900-х годов Фрэнк и его жена Лилиан для изучения рабочих операций стали применять кинокамеру в сочетании с микрохронометром для выполнения хронометражных наблюдений. Микрохронометр – это часы, которые изобрел Фрэнк и которые могли записывать интервалы продолжительностью до 1/2000 с. С помощью стоп-кадров Гилберты смогли выявить и описать 17 основных движений кисти руки. Они назвали эти движения терблигами. Это название произошло от фамилии Гилбреты, если её прочитать «задом наперед». Ф. Гилбрет является изобретателем карт и схем технологических процессов, циклографа.

     Большое внимание Гилбреты уделяли  вопросам обучения работников. Максимальное  использование знаний и способностей, рабочих должно быть направлено на повышение благосостояния страны. Управляющие предприятий  также должны иметь достаточные способности и знания. Деятельность предприятий должна в обязательном порядке планироваться и управляться. Без соблюдения этих условий нельзя добиться роста эффективности производства16.

     Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон (1853-1931). Эмерсон  исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.  Г. Эмерсон сформулировал 12 принципов управления,  обеспечивающих  рост  производительности  труда:

  1. отчетливо поставленные цели;
  2. здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске причин;
  3. компетентная консультация с целью совершенствования управления на основе привлечения профессионалов;
  4. дисциплина, обеспеченная тонкой регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением;
  5. справедливое отношение к персоналу;
  6. быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
  7. диспетчирование (регулирование производства). Диспетчирование и планирование рассматривались им в непосредственной связи и единстве;
  8. нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
  9. нормализация условий труда;
  10. нормирование операций на основе рациональных приемов их выполнения;
  11. письменные стандартные инструкции;
  12. вознаграждение за производительность 17.
 
    1.  Классическая школа управления

       В значительной степени ограниченность  тейлоризма была преодолена

 представителями  классического направления  в  менеджменте. У его истоков  стоял Анри Файоль (1841-1925). Объектом интересов Файоля стали организация в целом и процессы управления как таковые, чем до него не занимался никто.

     В деятельности любой организации  Файоль выделял следующие основные  стороны:

  • техническую, т.е. осуществление производственного процесса;
  • коммерческую (закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции);
  • финансовую, связанную с привлечением, сохранением и эффективным использованием денежных средств;
  • бухгалтерскую, заключающуюся в статистических наблюдениях, инвентаризациях, составлении балансов и т.п.;
  • административную, призванную оказывать воздействие на работников;
  • защитную (жизни, личности и собственности людей).

     Каждая из этих сторон нуждалась в управлении18. Однако основное внимание А. Файоль уделил административной  стороне организации, которая заключается в умении управлять персоналом. Файоль рекомендовал использовать санкции как основной метод управленческого воздействия.

     Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя 5 обязательных общих функций:

  1. Планирование – разработка программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки). Планированию Файоль уделял особое значение. По его мнению, планирование составляет наиболее существенную часть управления;
  2. Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Он различат материальную и социальную организацию. Материальная организация – обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация – обеспечение предприятия людьми19.
  3. Распорядительство – доведение до сведения каждого субъекта того, сто он должен делать для достижения поставленных целей. Распорядительство, по Файолю, состоит в том, чтобы в совершенстве знать работников, увольнять нерадивых, подавать положительным пример, активизировать, воспитывать персонал, проводить совещания, обеспечивая этим выполнение задания.
  4. Координирование. Реализация целей организации осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно координировать: упорядочивать, согласовывать, направлять. Это обеспечивает необходимый уровень сотрудничества участников, единство их совместных действий и тем самым облегчает реализацию всех остальных функций20.
  5. Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия21.

  Файоль сформулировал принципы, которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности:

  1. Разделение труда. Цель разделения труда – увеличивать объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий;
  2. Власть и ответственность. Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться. Власть немыслима без ответственности, т.е. без санкции – награды или кары, сопровождающей её действие. Всюду где действует власть, возникает ответственность;
  3. Дисциплина – это, по существу, повиновение, усердие, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявленные соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению;
  4. Единство распорядительства. Служащему может давать приказания относительно какого-либо действия только один начальник;
  5. Единство руководства.  Этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель;
  6. Подчинение частных интересов общим. Этот принцип гласит, что интересы служащих или группы служащих не должны становиться выше интересов предприятия. Необходимо постараться их согласовать;
  7. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего22;
  8. Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности 23;
  9. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с низших и кончая высшими;
  10. Порядок. Файоль подразделял порядок на материальный и социальный. Общеизвестная формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещи на своем месте. Форма социального порядка: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте;
  11. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия;
  12. Постоянство состава персонала. Текучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел;
  13. Инициатива – возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления его также относится к категории инициативы:
  14. Корпоративный дух. Следует создавать дух единства и совместных действий,   развивать бригадную  форму   работы24.

    Наследие А. Файоля было сохранено и распространено благодаря его ученику Линдаллю Урвику. В 1946 г. он издал книгу «Основы администратирования», где выдвинул принцип общей цели у всех субъектов деятельности,  которая является основой их кооперации.

     В близком направлении формулировал свои взгляды на проблемы Генри Форд (1863-1947), ставший автомобильным королем начала XX столетия.

     Форд был, прежде всего практиком,  создавшим уникальную производственную  систему, основанную на движущемся  конвейере. Эта система характеризовалась:

  1. выпуском однородной стандартной продукции на основе использования самых эффективных машин и механизмов, максимальной экономией времени и материальных ресурсов, обеспечивающей минимальную стоимость, удовлетворяющей массового покупателя и максимально прибыльной;
  2. непрерывностью технологического процесса на основе конвейера, связывающего всех участников производства, являющегося основой размещения оборудования, сокращения пути движения предметов труда, обеспечения равномерности темпа и ритма осуществления операций;
  3. концентрацией и рассредоточением производства на основе углубления разделения труда и его специализации;
  4. гибкостью производства за счет замещаемости деталей и узлов, точности на всех ступенях технологии;
  5. развитием стандартизации, повышающей качество и позволяющей быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции;
  6. проектированием и подготовкой производства (разработкой технологий на основе точных расчетов; планированием всего процесса в целом, его ступеней, узлов, связей с учетом всех механизмов, транспортных средств, сырья, материалов);
  7. обеспечением наиболее благоприятного состояния используемого оборудования.

    В целом его основным вкладом  в управление можно считать:  широкое внедрение стандартизации, повышающей качество и снижающей  затраты; организацию движущегося конвейера; регулирование всех процессов из единого центра.

     Другим направлением классической  школы стала концепция «рациональной  бюрократии» крупного немецкого  учёного – юриста, экономиста, социолога,  историка Макса Вебера (1864-1920)25.

     Вебер считал, что по своей эффективности, стабильности, дисциплине и надежности бюрократическая структура является лучшей, чем любая другая организационная форма. Идеальная бюрократия, согласно Веберу, должна обладать следующими характеристиками:

Информация о работе История развития менеджмента