Инновации в сфере услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является - изучение особенностей внедрения инноваций в сфере услуг.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи: изучить теоретические основы инновационной деятельности в сфере услуг; рассмотреть роль инновационной деятельности в увеличении прибыли предприятий сферы услуг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности в сфере услуг………………………………………………………………………………..6
1.1 Понятие инновации: сущность и классификации……………......................6
1.2 Классификации инновации………………………………………................14
Глава 2.Процесс внедрения инноваций…………………………………….…..18
2.1. Роль инновационной деятельности в увеличении прибыли
предприятия сферы услуг………………………………………………….……18
Заключение………………………………………………………………….……23
Список используемых источников……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

курсовая инновации.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

В реальных инновационных  процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов: формы принятия решения; способа передачи информации; свойств социальной системы, а также свойств самого нововведения.

Свойствами нововведений являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными  решениями; совместимость со сложившейся  практикой и технологической  структурой; сложность; накопленный  опыт внедрения и др.

Один из важных факторов распространения любой инновации  состоит в ее взаимодействии с  соответствующим социально-экономическим  окружением, существенным элементом  которого являются конкурирующие технологии.

Во всех случаях для  принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкретным положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность может быть устранена. Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере приближения предела его распространения.

Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии  имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет сильнее, чем последующих.

Оценить относительные  преимущества нововведений в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает ее шанс на принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда уже многими хозяйствующими субъектами освоены альтернативные технологии и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, следует  научиться отличать инновации от несущественных видоизменений в  продуктах и технологических  процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в продукты материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

В промышленности различаются два типа технологических инноваций - продуктовые и процессные.5

Продуктовые инновации  охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных  продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Примером инноваций радикального типа (принципиально новых) служат микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее.

Процессорные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных  производственных методов, включая  методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачу уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлены с использованием обычных производственных методов.

 

 

1.2 Классификации  инновации

 

Исходя из определения инноваций и анализа современной инновационной деятельности фирмы, целесообразным представляется выделение следующей методологии классификации инициации: по степени рыночной новизны;  по причинам проведения;  по объекту инноваций.6

Классификация инновации по степени рыночной новизны предполагает деление всех нововведений на первичные и вторичные. При этом первичные инновации включают в себя инновации первой волны и инновации второй волны.

Первичные инновации представляют собой результат научных исследований и разработок, производственных усилии и внедрение товаров и услуг на рынок, а также внедрение в процесс производства и сбыта технологических идей, управленческих методов, организационных структур и маркетинговых подходов - принципиально новых для рынка. Под новациями первой волны следует понимать нововведения, основанные на первичном использовании ноной идеи, часто явившейся следствием очередного витка научно - технического прогресса. Многие фирмы, избравшие подобную стратегию, трансформировались в крупнейшие корпорации, известные всему миру: IBM - компьютеры, Xerox («Ксерокс") - копировальное производство, Ford («Форд") - автомобили, General Electric («Дженерал Электрик") - электробытовые приборы, Federal Express Экспресс") - 24-часовая доставка, Du Pont («Дюпон") - новые материалы.7 
Одним из способов пролонгирования периода получения сверх 
прибылей от технологического лидерства является инновационная 
компетенция. Чем многочисленнее и сложнее технологические пара 
метры нового продукта, тем труднее конкурентам определить основные характеристики, с которыми надобно конкурировать. А если 
к сложным технологиям присовокупить и особую внутреннюю культуру фирмы, которая сама по себе порождает инновации, имитировать данный продукт практически невозможно. В дополнение к этому новаторы постоянно стремятся установить тесные отношения с поставщиками 
и дистрибьюторами, что повышает компетенцию и ноу-хау фирмы.

Однако в современном обществе в силу ограниченности ресурсов и технологических возможностей становится все сложнее изобретать принципиально новую продукцию. Поэтому большинство новинок относятся к инновациям второй волны.8

Новаторами второй волны являются те фирмы, которые привнесли глубокие качественные изменения в товары, услуги, технологии, уже существующие на рынке. Среди таких глобально модернизированных товаров можно назвать автомашина с автоматической коробкой передач, персональный компьютер и так дальше. Новаторы второго поколения - это фирмы Синклэр"), Osboume («Осборн") и Apple («Эппл") в области персональных компьютеров, Advanced Memory Systems («Эдвансд Мэмори Системз") - микропроцессоры, Genetech («Дженетэк") - биотехнологии.9

Проведение первичных инноваций требует значительного научно - технического потенциала, новаторской активности и мощно и финансовой базы. Кроме того, надобно учитывать опасность таких проектов. По приблизительным оценкам, процент "провала" нововведений в области производства товаров широкого потреблении составляет 40 % в сфере промышленного производства - 20 %, в сфере услуг - 18 %. Из каждых 10 новаторских фирм в течение двух лет выжинала только одна. Более 60 % первичных инноваций, официально запатентованных, имитируются в течение четырех лет. Однако не только (и не столько) молодые фирны, но и гиганты международного бизнеса, несмотря на ошибки и провалы, продолжают ходить по пути внедрения первичных инноваций. Причиной тому является мощнейшее конкурентное преимущество - новизна. В этой ситуации потенциальные конкуренты вынуждены либо отказываться от проникновения па новый сегмент рынка, либо затрачивать значительные средства для имитации нововведения и придания ему дополнительных конкурентных преимуществ.

По второму пути идут фирмы, внедряющие инновации, которые можно определить как вторичные. Данного рода нововведения представляют новизну только для фирмы, их инициирующей. Это может быть диверсификация деятельности (расширение номенклатуры товаров и услуг), использование новых для фирмы, но уже применяемых в практике управленческих подходов или технологических идеи. В любом случае при данном подходе фирмы экономят значительные средства на фундаментальных и прикладных научных исследованиях, учатся на маркетинговых ошибках новаторов и имеют возможное сконцентрироваться на качестве товаров, расширении ассортиментного ряда и наиболее эффективных методах продвижения входе рыночной фазы ЖЦТ.

 Классификация инноваций по причинам проведения. Очевидно, что любая инновация вызвана теми или иными факторами. В случае, когда компания вынуждена реагировать на произошедшие в предпринимательской среде изменения и адаптироваться к ним с поставленной задачей сохранения или возможного усиления эффективности хозяйственной деятельности, имеют место так называемые адаптационные инновации или адаптационные методы менеджмента.

Если же компания имеет возможности (научные, финансовые, маркетинговые) для предвидения возможных перемен во внешней среде, а иногда и для их стимулирования, то осуществляется стратегический менеджмент, направленный на создание будущих конкурентных преимуществ. Такие инновации можно определить как опережающие.

Третья классификация инноваций предполагает разделение нововведений по объекту (предмету), на который они направлены. Объект инновации целесообразно разделить на четыре типа: продуктовые; управленческие; маркетинговые; технологические.10

Таким образом, нововведения могут касаться либо создания нового продукта (услуги) - продуктовые, либо использования новой технологической идеи, положенной в основу производства, - технологические, либо внедрения новых средств и методов внутрифирменного менеджмента и менеджмента персоналом - управленческие и маркетинговые - применения новых маркетинговых подходов, стратегий и мер.

Исходя из выше сказанного следует отметить, что термин инновация – это превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Инновацию нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Также инновации делятся на первичные и вторичные. Главная функция инновационной деятельности является функция изменения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

2.1. Роль инновационной деятельности в увеличении прибыли

предприятия сферы  услуг

Главная внутренняя цель деятельности любого предприятия или  организации, функционирующих в  условиях рыночной экономики, состоит в максимизация прибыли. Вместе с тем главную цель инновационной деятельности предприятий или организаций можно обозначить как получение определенного числа инноваций в виде новой продукции, технологии, сырья, методов организации, управления и реализации и т. д., обладающих определенными (отвечающими требованиям предприятия) характеристиками. Очевидно, что главная цель предприятия и его главная цель в инновационной деятельности не являются тождественными. Вместе с тем, инновационная деятельность играет решающую роль в максимизации прибыли предприятия.11

Причиной подобного  противоречия является то, что предприятие  как открытая система обеспечивает достижение своей внутренней цели —  получение прибыли за счет придания результатам своей деятельности в виде продуктов (товаров) характеристик, отвечающих требованиям внешней среды предприятия как со стороны потребителей, так и государства. В данном случае инновации как результат инновационной деятельности, с одной стороны, должны быть ориентированы на лучшее, более полное удовлетворение запросов потребителей, а с другой — на получение определенного экономического эффекта в виде прибыли для предприятий, инициирующих их разработку и внедрение.

Во-первых, это расширение номенклатуры реализуемой продукции (услуг). Применительно к уже функционирующему предприятию расширение номенклатуры выпускаемой продукции возможно только по двум направлениям: за счет выпуска новой (ранее не производимой или не реализуемой на данном предприятии) продукции или за счет совершенствования (модернизации или модификации) уже выпускаемой продукции либо оказываемой услуги. Очевидно, что как первое, так и второе направление, обеспечивающее расширение номенклатуры выпускаемой продукции (услуг), а, в конечном счете, ведущее к увеличению прибыли, напрямую, связаны с инновационной деятельностью, так как совокупность работ, связанных с разработкой, освоением и улучшением уже производимой продукции по своей сути является инновационной деятельностью.

Информация о работе Инновации в сфере услуг