Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:41, доклад
Одним из важных аспектов общего восприятия и оценки организации является впечатление, которое она производит, то есть ее имидж. Независимо от желаний, как самой организации, так и специалистов по связям с общественностью, имидж - объективный фактор, играющий существенную роль в оценке любого социального явления или процесса.
Имидж и репутация: этимологическое соотношение понятий.
Одним из важных аспектов общего восприятия и оценки организации является впечатление, которое она производит, то есть ее имидж. Независимо от желаний, как самой организации, так и специалистов по связям с общественностью, имидж - объективный фактор, играющий существенную роль в оценке любого социального явления или процесса.
Однако, стоит заметить, что имидж часто рассматривают в общем контексте с репутацией. Это является в корне неверным и служит доказательством отсутствия четкого представления о том, что такое имидж
и репутация фирмы . Поэтому исследование посвящено сравнительному анализу двух этих понятий, выявлению их сходств и различий.
Понятие имиджа довольно молодое. Оно происходит от латинского imago, связанного с латинским словом imitari, означающего "имитировать". Согласно толковому словарю Вебстера, имидж - это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта и, особенно, лица [2]. Еще один вариант происхождения имиджа от английского слова image – образ, изображение. Соответственно ему, имидж компании – это некий ее образ, который она передает обществу: потребителям, поставщикам, конкурентам, инвесторам, государству. Имидж – образ, существующий в сознании стейкхолдеров (заинтересованных сторон) в виде потока информации, вызывающего какие-либо эмоции.
Согласно этимологическому словарю русского языка М. Фасмера,понятие репутации от франц. reputation встречается уже в лексике Петра I и вплоть до середины ХХ века воспринималось как синоним понятий «честь», «достоинство» и применялось для характеристики отдельного человека [1]. В последние десятилетия это понятие начали толковать шире, применяя не только к человеку, но и к организации. В наши дни под понятием репутации понимается общее сложившееся мнение о качествах, достоинствах и недостатках организации в сфере делового оборота, которое определяет отношение к ней внешней среды.
Задача репутации в маркетинге схожа с той, которую решает имидж: помогать выведению на рынок новых товаров и услуг, защищать организацию от действий конкурентов, привлекать надежных партнеров. Однако сходные черты на этом заканчиваются, и возникает вопрос о различиях [4].
Проводя сравнительную характеристику, для начала можно отметить что ключевым в определении имиджа является слово образ, в понятии репутация – слова оценка, мнение. Имидж – это целостный образ, существующий в сознании общества. Репутация следует за имиджем компании, и наличие имиджа в сознании аудитории необходимо для работы над репутацией [1].
Основа имиджа – эмоциональное восприятие на подсознательном и бессознательном уровнях. Имидж состоит из деталей и ассоциаций. Имидж создается искусственно и, как правило, за довольно короткий период времени. У каждого члена аудитории создается свой собственный образ фирмы.
Имидж формируется прямым воздействием на органы чувств с помощью различных образов – визуальных, звуковых, например, с помощью рекламы. Имидж можно довольно легко изменять, при этом практически не внося изменений в деятельность компании. Кроме того, имидж может формироваться даже без опыта взаимодействия с компанией. Имидж не является постоянным признаком организации, а представляет собой сильное впечатление, обладающее большими регуляторными свойствами. Вместе с тем, имидж первичен – именно он закладывает фундамент для формирования репутации организации [3].
Репутация связана с оценочными эмоциями, она основывается на рациональной оценке – положительной или отрицательной. Репутация формируется в течение длительного периода времени. В отличие от имиджа, репутация формируется на основе достоверной информации о деятельности компании, а также из собственного опыта взаимодействия с компанией. Можно с уверенностью сказать, что репутация полностью определяется прошлым, а не настоящим и будущим.
Репутация может быть положительной или отрицательной, и это более или менее объективно, поэтому основная задача PR-отдела – выработать критерии определения репутации и сформировать положительную репутацию.
Кроме того, имидж также может изменяться с изменением репутации компании. Например, какие-то негативные события, подпортившие репутацию компании, скорее всего, изменят имидж компании в сознании общественности в худшую сторону [5].
Итак, сравнительный анализ понятий имидж и репутация убедительно показывает, во-первых, некорректность их смешивания и отождествления друг с другом; во-вторых, доказывает, что имидж первичен, он относительно быстро формируется и изменяется без непосредственного взаимодействия с компанией. Именно он закладывает фундамент для репутации, которая в свою очередь, вбирает в себя имидж, так как является более сложным понятием, состоящим и из имиджего восприятия и содержательной части. Следовательно, имидж и репутация относятся друг к другу как форма и содержание.
Список литературы.
Ресурсы удаленного доступа:
1. Акулова А.Ш., Чебыкина М. В.Деловой имидж,его репутация в системе маркетинговых коммуникаций предприятия. [Электронный ресурс] / Чебыкина М. В., Акулова А.Ш. – Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2007_4/
2. Вебстер Р. Толковый словарь Вебстера [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://diskart.ru. ‒ Загл. с экрана.
3. Дагаева Е. А. Сравнительный анализ понятий «имидж», «деловая репутация» и «бренд».[Электронный ресурс] / Дагаева Е. А. – Режим доступа: http://www.proactiveclub.ru/
4. Есть мнение,что имидж и репутация - это синонимы, так ли это? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pr-barrakuda.ru/
5. Шабанова А.А. Имидж и репутация компании в современной экономике.[Электронный ресурс] / Шабанова А.А. – Режим доступа: http://xne1aajfpcds8ay4h.com.
Словари:
1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. – М., 1987. – 832 с.
4