Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 03:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование внешней среды и методов ее изучения, исходя из этого необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику категорий внешней среды;
- исследовать особенности и факторы формирования внешней среды организации;
- раскрыть направления формирования внешней среды организации;
- изучить методы исследования внешней среды организации;
- проанализировать проблемы формирования и исследования внешней среды организации.
Введение
3
Глава 1. Понятие внешней среды
5
§1. Общая характеристика категорий внешней среды
5
§2. Особенности и факторы формирования внешней среды организации
11
Глава 2. Анализ формирования внешней среды
16
§1. Направления формирования внешней среды организации
16
§2. Методы исследования внешней среды организации
19
Глава 3. Проблемы формирования и исследования внешней среды организации
27
Заключение
32
Библиографический список
В качестве ближней внешней среды анализируется воздействие на организацию со стороны поставщиков, потребителей, конкурентов (рис. 1).
Выявленные
из полученных перечней (по определенной
процедуре) наиболее значимые параметры
SWOT-анализа позволяют
Рассмотрим, каким образом можно учесть изменения макросреды: как отслеживать эти изменения и прогнозировать их появление.
Для начала определим
структуру окружения
Рис.5 Внешняя среда и методы ее изучения
Ближнее окружение специфично для каждой организации, поскольку включает поставщиков, потребителей и конкурентов. Дальнее окружение представлено шестью сегментами:
Ключевые компоненты названных выше сегментов макроокружения сведены в таблицу 2 (составлено по [1, с. 299-301]).
Таблица 2
Ключевые элементы сегментов макросреды
Рассмотренные сегменты взаимосвязаны, что проявляется в ходе сканирования, мониторинга, прогнозирования и оценивания изменений на уровне дальнего окружения организации (см. рис. 5).
Оценивание текущих и будущих изменений внешней среды рассматривается с точки зрения стратегий и их последствий для организации. Сканирование внешней среды выполняется для выявления имеющихся и возникающих изменений. Мониторинг отдельных трендов окружающей среды и образцов изменения осуществляется с целью определения характера их эволюции.
Проектирование содержит определение будущего направления изменений во внешней среде.
Сканирование.
Чтобы выявить индикаторы (сигналы)
текущих и потенциальных
Индикаторы, полученные на этапе сканирования, затем используются в процессах мониторинга и прогнозирования, что обеспечивает возможность проследить эволюцию перемен и изучать их последствия.
Мониторинг
включает в себя отслеживание конкретного
изменения дальней внешней
«В ходе мониторинга аналитики должны уточнять отношение организации, формируемое на основе интуитивных суждений, по поводу слабых сигналов, наблюдаемых во время сканирования. Такие суждения как позитивного, так и отрицательного характера необходимо отслеживать, чтобы получить им подтверждение, наращивать, модифицировать, обосновывать или отклонить» [1, с. 306].
На этом этапе поиск информации становится более сфокусированным, а тренды аккумулируются в виде образцов, и существо перемен начинает пониматься более глубоко и всесторонне.
Проектирование. Цель проектирования проявляется в разработке планируемых параметров масштаба, направления, скорости и интенсивности изменений, происходящих во внешней среде. Причем, под обозначенными категориями понимается следующее.
Масштаб показывает сущность явлений, учитываемых в ходе проектирования: является ли такое явление узко определенным трендом, таким как эволюция конкретных характеристик функционирования отдельной технологии, или широким образцом, таким как появление крупной технологии ключевого характера.
Направление показывает вектор конкретного тренда или образца. Например, процентные ставки могут повышаться или понижаться; приверженцами определенного стиля жизни могут быть больше или меньше людей.
Скорость описывает, насколько быстро или медленно тренд или образец, который надо спрогнозировать, изменяется.
Степень проявления (интенсивность) описывает силу факторов, вызывающих появление тренда или создание образца.
Чтобы принять
верное стратегическое решение, организация
должна развивать у себя способность
креативного прогнозирования
Выделяют два вида проектирования:
1. На базе
простых показателей
2. На базе
разработки альтернативных
Оценивание
заключается в определении
Рассмотренные процедуры анализа дальнего окружения осуществляются параллельно-последовательно, а связи между ними обеспечивают передачу информации, необходимой для разработки и модификации стратегии.
Таким образом , после оценивания изменений внешней среды наступает время вносить коррективы в действующую стратегию, вырабатывать новые варианты стратегий или их модификации. Но с началом реализации принятых стратегических решений можно опять обратиться к сканированию для отслеживания тех перемен, которые произошли во внешней среде.
Глава 3. Проблемы формирования и исследования внешней среды организации
В качестве анализа возьмем предпринимательские организации, которые сегодня функционирует на рынке товаров и услуг России.
Предпринимательские организации участвуют в формировании внешней предпринимательской среды (ВПС) преимущественно посредством деятельности объединений предпринимателей, создаваемых для защиты прав субъектов предпринимательства, удовлетворения их потребностей в информационных, консультационных, образовательных и иных услугах и содействия развитию предпринимательства.
Значительная роль объединений предпринимателей автору видится в свете Закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии со ст. 17 которого, органы местного самоуправления планируют и реализуют программы «…комплексного социально-экономического развития муниципального образования». Их основными элементами являются конкретные предпринимательские проекты, участвуя в которых объединения предпринимателей могут стимулировать развитие предпринимательства на местном уровне и формировать положи-ельный имидж деловых кругов.
Мировая практика показывает,
что объединения
С целью определения приоритетных направлений формирования благоприятной ВПС в представим краткую характеристику современного состояния ВПС в России. При этом установлено, что основными индикаторами качества предпринимательской среды является численность субъектов предпринимательства, степень простоты входа на рынок и возможность удерживаться на нем.
Анализ статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ показывает постоянное увеличение числа предпринимательских организаций, причем средние темпы прироста частных фирм значительно выше государственных (в 2001-2008 гг. 8,4% и 1,4% соответственно).
Положительная динамика
численности субъектов
Степень простоты
входа субъектов
Вместе с тем наблюдаются более низкие темпы прироста частных предпринимательских организаций, в особенности, малых, по сравнению со странами Центральной Европы (порядка 10-12% в год), а по индексу простоты ведения бизнеса, согласно исследованиям Всемирного Банка, Россия занимает 96 место в списке из 175 стран.
Анализ состояния населения позволяет сделать вывод, что в России достаточно велико число тех, кто потенциально может заниматься предпринимательской деятельностью – 9,6% экономически активного населения, а наблюдаемое снижение предпринимательской активности обусловлено объективными причинами.
Актуальное состояние ВПС России характеризуется:
1) нестабильностью «правил игры» на рынке;
2) отсутствием эффективной
системы применения права на
практике и низким
3) слабым инфраструктурным
обеспечением
4) относительно невысокой по сравнению с развитыми странами долей малого и среднего предпринимательства в объеме ВВП и численностью занятых в этой сфере;
5) сравнительно низкой
инвестиционной активностью в
инновации и модернизацию
6) неэффективной системой ликвидации субъектов предпринимательства.
Анализ основных причин закрытия предпринимательского дела и наиболее значимых проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, выявил факторы, более всего сдерживающие развитие предпринимательства в России. К ним относятся:
- недостатки системы взаимоотношений между государством и предпринимателями, в частности, несовершенство законодательства и высокие административные барьеры;
- общеэкономические факторы – слабое развитие финансово-кредитной системы и, как следствие, недостаток средств у предпринимателей для начала нового дела и его развития; низкая инвестиционная привлекательность предпринимательской среды; неэффективность налоговой системы и др.;
- недостаточное развитие инфраструктуры предпринимательства и ее слабая доступность для хозяйствующих субъектов.
В результате рассмотрения существующей системы взаимоотношений предпринимателей и государства обнаружены следующие проблемные моменты:
1) несовершенство нормативно-
Информация о работе Характеристика внешней среды и методы ее исследования в управлении