Характеристика внешней среды и методы ее исследования в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 03:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование внешней среды и методов ее изучения, исходя из этого необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику категорий внешней среды;
- исследовать особенности и факторы формирования внешней среды организации;
- раскрыть направления формирования внешней среды организации;
- изучить методы исследования внешней среды организации;
- проанализировать проблемы формирования и исследования внешней среды организации.

Оглавление

Введение
3

Глава 1. Понятие внешней среды
5
§1. Общая характеристика категорий внешней среды
5
§2. Особенности и факторы формирования внешней среды организации
11

Глава 2. Анализ формирования внешней среды
16
§1. Направления формирования внешней среды организации
16
§2. Методы исследования внешней среды организации
19

Глава 3. Проблемы формирования и исследования внешней среды организации
27

Заключение
32
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Характеристика внешней среды и методы ее исследования.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

В качестве ближней  внешней среды анализируется  воздействие на организацию со стороны поставщиков, потребителей, конкурентов (рис. 1).

Выявленные  из полученных перечней (по определенной процедуре) наиболее значимые параметры SWOT-анализа позволяют составить  матрицу решений.

Рассмотрим, каким  образом можно учесть изменения  макросреды: как отслеживать эти изменения и прогнозировать их появление.

Для начала определим  структуру окружения организации, поделив ее на ближнее и дальнее  окружение (см. рис. 5).

Рис.5 Внешняя  среда и методы ее изучения

Ближнее окружение  специфично для каждой организации, поскольку включает поставщиков, потребителей и конкурентов. Дальнее окружение представлено шестью сегментами:

  • социальный сегмент включает демографию, стили жизни и социальные ценности;
  • экономическая среда - это обобщенный набор экономических условий и проявление экономической активности бизнеса, которая отражается в уровнях и типах промышленного выпуска, потребления, дохода и сбережений, инвестиций и производительности;
  • политический сегмент включает избирательные процессы, а также административные, регулирующие и правовые институты, принимающие и реализующие законы, нормативные акты и правила в обществе;
  • технологический сегмент относится к уровню и направленности технологического прогресса или совершенствования;
  • экологический сегмент охватывает физические и естественные ресурсы, находящиеся в пределах региона: землю, море, воздух, воду, флору и фауну;
  • институциональный сегмент связан как с физической, так и с интеллектуальной инфраструктурой, а также с институтами, входящими в них. Физическая инфраструктура включает как транспортные элементы (дороги, железнодорожные пути и водные системы), так и коммуникации (почта, телефон и другие системы связи). Интеллектуальная инфраструктура охватывает научные учреждения, университеты и другие организации этого рода.

Ключевые компоненты названных выше сегментов макроокружения сведены в таблицу 2 (составлено по [1, с. 299-301]).

Таблица 2

Ключевые элементы сегментов макросреды

 

Рассмотренные сегменты взаимосвязаны, что проявляется  в ходе сканирования, мониторинга, прогнозирования и оценивания изменений на уровне дальнего окружения организации (см. рис. 5).

Оценивание  текущих и будущих изменений  внешней среды рассматривается  с точки зрения стратегий и  их последствий для организации. Сканирование внешней среды выполняется для выявления имеющихся и возникающих изменений. Мониторинг отдельных трендов окружающей среды и образцов изменения осуществляется с целью определения характера их эволюции.

Проектирование  содержит определение будущего направления  изменений во внешней среде.

Сканирование. Чтобы выявить индикаторы (сигналы) текущих и потенциальных изменений (проблем) в шести рассматриваемых  сферах и получить информацию о будущих  конфликтах или возможностях, организации  должны сканировать эти сферы. В  итоге появляется возможность заблаговременного рассмотрения альтернативных вариантов действий по адаптации к возможным переменам.

Индикаторы, полученные на этапе сканирования, затем используются в процессах мониторинга и  прогнозирования, что обеспечивает возможность проследить эволюцию перемен и изучать их последствия.

Мониторинг  включает в себя отслеживание конкретного  изменения дальней внешней среды  во времени как в части наблюдения за эволюцией трендов, так и за последовательностью событий и  динамикой различных видов деятельности субъектов бизнеса. Задача мониторинга в том, чтобы получить достаточно данных, позволяющих выявить появление типовых видов поведения (образцов), которые как правило, состоят из нескольких новых трендов. Например новый стиль жизни может включать изменения в развлечениях, образовании, потреблении, привычках, связанных с работой и предпочтениями мест проживания.

«В ходе мониторинга  аналитики должны уточнять отношение  организации, формируемое на основе интуитивных суждений, по поводу слабых сигналов, наблюдаемых во время сканирования. Такие суждения как позитивного, так и отрицательного характера необходимо отслеживать, чтобы получить им подтверждение, наращивать, модифицировать, обосновывать или отклонить» [1, с. 306].

На этом этапе  поиск информации становится более сфокусированным, а тренды аккумулируются в виде образцов, и существо перемен начинает пониматься более глубоко и всесторонне.

Проектирование. Цель проектирования проявляется в  разработке планируемых параметров масштаба, направления, скорости и интенсивности изменений, происходящих во внешней среде. Причем, под обозначенными категориями понимается следующее.

Масштаб показывает сущность явлений, учитываемых в  ходе проектирования: является ли такое  явление узко определенным трендом, таким как эволюция конкретных характеристик функционирования отдельной технологии, или широким образцом, таким как появление крупной технологии ключевого характера.

Направление показывает вектор конкретного тренда или образца. Например, процентные ставки могут повышаться или понижаться; приверженцами определенного стиля жизни могут быть больше или меньше людей.

Скорость описывает, насколько быстро или медленно тренд  или образец, который надо спрогнозировать, изменяется.

Степень проявления (интенсивность) описывает силу факторов, вызывающих появление тренда или создание образца.

Чтобы принять  верное стратегическое решение, организация  должна развивать у себя способность  креативного прогнозирования перемен  во внешней среде, отталкиваясь от картины  происходящего в ней.

Выделяют два  вида проектирования:

1. На базе  простых показателей проектирования, в основе которых лежат очевидные  тренды (отражающие данные за  какой-либо период времени) и,  как можно ожидать, в целом  сохраняются в течение какого-либо времени. Например, число людей, достигших пенсионного возраста, можно спрогнозировать с достаточно высокой степенью точности.

2. На базе  разработки альтернативных вариантов  развития будущего. В их основе  нестандартная интерпретация текущих  трендов или новые представления в отношении событий, которые могут иметь место или могут быть вызваны как самой организацией, так и другими участниками рынка.

Оценивание  заключается в определении того, как и почему имеющиеся и ожидаемые  изменения внешней среды влияют на стратегическое управление организацией.  В ходе оценивания осуществляется переход от понимания внешней среды по результатам сканирования, мониторинга и прогнозирования, к уточнению того, что это понимание значит для организации.

Рассмотренные процедуры анализа дальнего окружения осуществляются параллельно-последовательно, а связи между ними обеспечивают передачу информации, необходимой для разработки и модификации стратегии.

Таким образом , после оценивания изменений внешней среды наступает время вносить коррективы в действующую стратегию, вырабатывать новые варианты стратегий или их модификации. Но с началом реализации принятых стратегических решений можно опять обратиться к сканированию для отслеживания тех перемен, которые произошли во внешней среде.

 

Глава 3. Проблемы формирования и исследования внешней  среды организации

В качестве анализа возьмем предпринимательские организации, которые сегодня функционирует на рынке товаров и услуг России.

Предпринимательские организации  участвуют в формировании внешней предпринимательской среды (ВПС) преимущественно посредством деятельности объединений предпринимателей, создаваемых для защиты прав субъектов предпринимательства, удовлетворения их потребностей в информационных, консультационных, образовательных и иных услугах и содействия развитию предпринимательства.

Значительная роль объединений  предпринимателей автору видится в  свете Закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии со ст. 17 которого, органы местного самоуправления планируют и реализуют программы «…комплексного социально-экономического развития муниципального образования». Их основными элементами являются конкретные предпринимательские проекты, участвуя в которых объединения предпринимателей могут стимулировать развитие предпринимательства на местном уровне и формировать положи-ельный имидж деловых кругов.

Мировая практика показывает, что объединения предпринимателей являются эффективным инструментом организации обратной связи между государством и субъектами предпринимательства, обеспечивающей соблюдение интересов последних. Заслуживает внимания опыт развитых стран (Великобритании, Нидерландов, Бельгии и др.), где подобные объединения не только активно участ-вуют в экспертизе законопроектов, способствуя формированию правовой среды, но также выполняют ряд регулирующих функций посредством организаций саморегулирования. Последние являются действенным методом снижения административных барьеров, который может быть применен в России.

С целью определения  приоритетных направлений формирования благоприятной ВПС в представим краткую характеристику современного состояния ВПС в России. При этом установлено, что основными индикаторами качества предпринимательской среды является численность субъектов предпринимательства, степень простоты входа на рынок и возможность удерживаться на нем.

Анализ статистических данных Федеральной службы государственной  статистики РФ показывает постоянное увеличение числа предпринимательских  организаций, причем средние темпы прироста частных фирм значительно выше государственных (в 2001-2008 гг. 8,4% и 1,4% соответственно).

Положительная динамика численности субъектов предпринимательства  преимущественно объясняется наблюдаемым  в стране в 2002-2005 гг. экономическим ростом, для которого характерны: увеличение ВВП и объемов инвестиций в основной капитал, положительная динамика промышленного производства и оборотов розничной и внешней торговли, возвращение капитала из-за границы, увеличение объемов кредитования частного сектора и др.

Степень простоты входа субъектов предпринимательства  на рынок и возможность удерживаться на нем определяется процессами образования  новых предпринимательских структур, которые в 2004-2005 гг. стали интенсивнее, что объясняется действием реформ 2001-2005 гг., направленных на снижение административных барьеров и совершенствование системы налогообложения.

Вместе с  тем наблюдаются более низкие темпы прироста частных предпринимательских  организаций, в особенности, малых, по сравнению со странами Центральной Европы (порядка 10-12% в год), а по индексу простоты ведения бизнеса, согласно исследованиям Всемирного Банка, Россия занимает 96 место в списке из 175 стран.

Анализ состояния населения  позволяет сделать вывод, что  в России достаточно велико число тех, кто потенциально может заниматься предпринимательской деятельностью – 9,6% экономически активного населения, а наблюдаемое снижение предпринимательской активности обусловлено объективными причинами.

Актуальное состояние  ВПС России характеризуется:

1) нестабильностью «правил  игры» на рынке; 

2) отсутствием эффективной  системы применения права на  практике и низким обеспечением  исполнения контрактных обязательств;

3) слабым инфраструктурным  обеспечением предпринимательства; 

4) относительно невысокой по сравнению с развитыми странами долей малого и среднего предпринимательства в объеме ВВП и численностью занятых в этой сфере;

5) сравнительно низкой  инвестиционной активностью в  инновации и модернизацию производства  и технологий;

6) неэффективной системой ликвидации субъектов предпринимательства.

Анализ основных причин закрытия предпринимательского дела и  наиболее значимых проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, выявил факторы, более всего сдерживающие развитие предпринимательства в России. К ним относятся:

- недостатки системы взаимоотношений между государством и предпринимателями, в частности, несовершенство законодательства и высокие административные барьеры;

- общеэкономические факторы – слабое развитие финансово-кредитной системы и, как следствие, недостаток средств у предпринимателей для начала нового дела и его развития; низкая инвестиционная привлекательность предпринимательской среды; неэффективность налоговой системы и др.;

- недостаточное развитие инфраструктуры предпринимательства и ее слабая доступность для хозяйствующих субъектов.

В результате рассмотрения существующей системы взаимоотношений предпринимателей и государства обнаружены следующие проблемные моменты:

1) несовершенство нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности, вследствие неоднозначности законов и наличия несоответствий в них, недостаточной разработанности отдельных правовых актов, слабых гарантий защиты прав предпринимателей, а также тенденций ухудшения законодательного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП);

Информация о работе Характеристика внешней среды и методы ее исследования в управлении