Характеристика внешней среды и методы ее исследования в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 03:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование внешней среды и методов ее изучения, исходя из этого необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику категорий внешней среды;
- исследовать особенности и факторы формирования внешней среды организации;
- раскрыть направления формирования внешней среды организации;
- изучить методы исследования внешней среды организации;
- проанализировать проблемы формирования и исследования внешней среды организации.

Оглавление

Введение
3

Глава 1. Понятие внешней среды
5
§1. Общая характеристика категорий внешней среды
5
§2. Особенности и факторы формирования внешней среды организации
11

Глава 2. Анализ формирования внешней среды
16
§1. Направления формирования внешней среды организации
16
§2. Методы исследования внешней среды организации
19

Глава 3. Проблемы формирования и исследования внешней среды организации
27

Заключение
32
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Характеристика внешней среды и методы ее исследования.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Коми  республиканская академия государственной  службы и управления

 

Факультет управления

Кафедра экономики и государственного и  муниципального управления

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Характеристика  внешней среды и методы ее исследования в управлении

 

 

Исполнитель:

Научный руководитель:

 

 

 

 

Сыктывкар

2010

 

Содержание

Введение

3

   

Глава 1. Понятие внешней среды

5

§1. Общая  характеристика категорий внешней среды

5

§2. Особенности  и факторы формирования внешней  среды организации

11

   

Глава 2. Анализ формирования внешней среды

16

§1. Направления  формирования внешней среды организации

16

§2. Методы исследования внешней среды организации

19

   

Глава 3. Проблемы формирования и исследования внешней среды организации

27

   

Заключение

32

Библиографический список

34


 

Введение

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится  и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера. Поэтому основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.

Анализ среды  нужен для определения стратегии  поведения предприятия и проведения этой стратегии в жизнь. Таким  образом, целью данной работы является изучение внешнего окружения  организации  для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.

Данная тема является актуальной, как и вся  теория менеджмента. В новом тысячелетии  наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим  условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.

Целью курсовой работы является исследование внешней  среды и методов ее изучения, исходя из этого необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику категорий внешней среды;

- исследовать   особенности и факторы формирования внешней среды организации;

- раскрыть направления формирования внешней среды организации;

- изучить   методы исследования внешней среды организации;

- проанализировать  проблемы формирования и исследования  внешней среды организации.

Методологической  и теоретической основой исследования избраны системный, организационно-структурный  и функциональный подходы.

Системный подход в теоретической и практической части работы позволит сориентировать исследование на раскрытие целостности объекта изучения и всех её составляющих и сведение их в единую теоретическую картину системно и комплексно.

Организационно-структурный  подход предполагает изучение внутреннего построения организации и её организационных ресурсов.

Функциональный  подход позволит изучить внутреннюю среду и её зависимость от функций  подразделений, должностных лиц, и  организации в целом.

При исследовании данной темы были изучены  и использованы работы Гапоненко А.Л., Басовского Л.Е., Рогожина СВ., Огаркова А.А., Парахиной В.Н., Переверзева М.П., Семикова В.Л., Мильнера Б.З., Глазунова Н.И., Перминовой С, Мухина В.И., Виханского О.С, Уткина Э.А., Радченко А.И., Беа Ф.К. и других авторов.

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие внешней среды

§1. Общая  характеристика категорий внешней  среды

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости  учитывать силы, внешние по отношению  к организации, появилось в конце 50-х годов. Это стало одним из важных вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчёркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опубликованных связями с внешним миром [15, с.45].

Разработка  стратегии деятельности любой организации - коммерческой, общественной, муниципальной - начинается с анализа внешней среды. От того, насколько правильно он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии [10, с.18].

Внешняя - это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать [13, с.6].

Под внешней  средой организации понимаются все  условия и факторы, возникающие  в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений [13. С.6].

Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений [13, с.34].

Среда существования  организации делится на две части. Первая часть - «ближнее» окружение - непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей (рис.1). Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.

Вторая часть - «дальнее» окружение - включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное (рис 1.). Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение. Менеджеры не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах.

Рис. 1  Внутренняя среда организации [13, с.45]

Выделяют следующие  основные характеристики внешней среды:

  • взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;
  • сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;
  • подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;
  • неопределенность внешней среды - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

 

Внешняя среда  обладает определённой сложностью. Под  сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация  обязана реагировать, а также  уровень вариативности каждого  фактора.

Если брать  во внимание число внешних факторов, на которые организация вынуждена  реагировать, т.е. на неё давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, то можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии.

По показателю разнообразия факторов в более сложных  условиях будет находиться организация, использующая многообразные и разные технологии, претерпевшие более быстрое  развитие, чем организация, чем организация, которой всё это не касается.

Наравне с ранее перечисленными характеристиками, внешняя среда также обладает подвижностью.

Подвижность среды  – это скорость с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что  окружение современных организаций  изменяется с нарастающей скоростью.

Однако при  том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых  внешняя среда особенно подвижна. Считается, что наиболее быстрые  изменения во внешней среде затрагивают, прежде всего, такие отрасли, как  фармацевтическая, химическая, электронная, авиационно-космическая, производство компьютеров, биотехнологии, а также телекоммуникации. Здесь оказывают воздействие, прежде всего такие факторы, как изменения технологии и методов конкурентной борьбы. Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов.

Кроме того, подвижность  внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В тоже время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной среды. Учитывая способность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или её подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

Изменения, которые  происходят на мировых товарных рынках и в мировом хозяйстве в  целом, непосредственным образом сказывается  на хозяйственной деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов.

Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных  расчётах рентабельности и эффективности  производства отдельных видов продуктов  и деятельности фирмы в целом, даёт возможность учитывать конкретное условие внешней среды путём применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл НИОКР – производство – сбыт.

Существует  ещё одна характеристика внешнего окружения, которую следует выделить – это её неопределённость. Неопределённость внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в её точности, среда становится более неопределённой, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать её высоконадёжной. Поскольку бизнес всё более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в её точности снижается. Таким образом, чем неопределённее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Информация о работе Характеристика внешней среды и методы ее исследования в управлении