Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 16:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является применение на практике инструментов стратегического менеджмента при разработке корпоративной стратегии торгового предприятия.
Введение
1. краткая характеристика деятельности организации
2. анализ внешней среды организации. Стратегия развития организации
0. 2.1.анализ микросреды на основе PESTEL-анализа
0. 2.2.влияние финансового кризиса на развитие отрасли
0. 2.3.модель «пять сил конкуренции» М.Портера
3. Стратегические альтернативы и их оценка
0. 3.1.матрица Ансоффа «продукт-рынок»
0. 3.2.формирование портфеля стратегий
0. 3.3.оценка стратегий
0. 3.4.выбор стратегии
Заключение
Список используемых источников
Особого внимания заслуживает рассмотрение приемов анализа сфер бизнеса, вводимых в портфель стратегий фирмы, с точки зрения стратегических соответствий (частный случай синергических эффектов или снижение затрат (увеличение дохода), возникающее в результате появления синергических эффектов в рамках портфеля).
К стратегическим соответствиям не относятся экономии на эффектах масштаба, освоений, выгоды от кооперации, концентрации.
По источникам формирования или статьям затрат стратегические соответствия делятся на:
• производственные;
• маркетинговые;
• управленческие;
по направлению:
донорные;
акцепторные;
по масштабу:
параметрические;
интегральные.
3.3. ОЦЕНКА СТРАТЕГИЙ
Выбор стратегии является непростой задачей, однако еще более сложной является задача подбора соответствующих инструментов для контроля за ходом стратегии и оценки ее результатов. Выбор адекватных средств стратегического контроля позволяет уменьшить издержки осуществления стратегии и сократить время перестройки работы корпорации.
Оценка стратегии является заключительным этапом стратегического планирования и продолжается на всех этапах реализации стратегии. Она может производиться по двум направлениям:
Эффективная система оценки требует наличия четырех основных элементов:
1. Мотивация для оценки. Прежде чем оценка сможет быть произведена, у руководителя организации должно возникнуть желание оценить свои показатели или стратегию, которую он или его команда намереваются реализовать. Такое стремление обусловлено осознанием того, что необходимо достичь соответствия между организацией и предложенной стратегией. Есть другой потенциальный мотивирующий фактор: если руководитель надеется получать вознаграждение в зависимости от соответствия показателей поставленным задачам.
2. Информация для оценки. Другим требованием достоверности оценки является информация в удобной для использования форме, чтобы оценить предложенную стратегию, а также ее последствия после реализации. Для этого требуется эффективная система сбора и обработки управленческой информации, а также полный и достоверный доклад о возможных результатах предложенных стратегий и результатах их реализации.
3. Решения по результатам оценки стратегии. Оценка сама по себе не является завершающим этапом. Она должна направлять решения о выборе стратегии и способствовать определению ее действенности. Для этого должны быть разработаны соответствующие системы корректирующих действий, основанные на оценке представленной информации.
4. Критерии оценки. Стратегии должны оцениваться по определенным критериям. Эти критерии могут быть сгруппированы следующим образом:
Критерий пригодности используется для оценки соответствия стратегии обстоятельствам работы организации, т.е. ее стратегической позиции. Понятие пригодности включает широкую оценку степени соответствия новой стратегии бедующим тенденциям и переменам во внешней бизнес-среде, стратегическим возможностям организации и ожиданиям заинтересованных сторон.
Пригодность
рассматривается как
Таблица 5 – Оценка пригодности стратегических вариантов с помощью концепции о стратегической позиции
Концепция | Что помогает понять эта концепция | Проблемы, которые должна решить стратегия (примеры) |
PESTEL | Рыночные
шансы для роста или Изменение в структуре отрасли |
Отраслевая конвергенция |
Сценарии | Степень неопределенности или риска | Необходимость в «аварийных» планах |
Схема пяти сил | Конкурентные силы | Создание барьеров для новичков |
Стратегические группы | Привлекательность
групп.
Барьеры против мобильности. Стратегическое пространство |
Необходимость перехода в более привлекательную группу |
Ключевая компетенция | Пороговые
отраслевые стандарты. Основа конкурентного преимущества |
Устранение
слабостей.
Использование сильных элементов |
Цепочка создания стоимости | Рыночные шансы для вертикальной интеграции или аутсорсинга | Вертикальная интеграция |
Карта заинтересованных сторон | Приемлемость стратегий для заинтересованных сторон | Как стратегия повлияет на каждую заинтересованную сторону. Как управлять данной политической ситуацией. |
Культурная сеть | «Настоящая»
приемлемость.
Влияние на осуществимость |
Как
после слияния или образования
альянса урегулировать « |
3.4.
ВЫБОР СТРАТЕГИИ
Возможны различные наиболее часто используемые в управленческой практике методы выбора стратегии:
Особенности применения каждого выбора на практике состоят в следующем.
Метод выбора в зависимости от целей сосредоточивается на целях организации, в зависимости от которых и оцениваются альтернативные стратегии. Таким образом, допускается возможность получения различных вариантов стратегии, количественно определенных относительно их сильных и слабых сторон. При этом самый подходящий из вариантов может быть выделен для реализации. Например, если одной из важнейших целей организации является защита окружающей среды, то это и будет использовано для оценки вариантов стратегии (например, создание сети магазинов товаров для ухода за животными).
Однако в действительности, даже в тех случаях, когда применяется рациональный подход к выбору стратегии, часто бывает необходимо переопределить цели в свете изменений положения организации относительно факторов среды. Таким образом, данное действие, описываемое как "пост-рационализация", устанавливает, что цели соответствуют стратегии и, наоборот, стратеги" соответствует целям. Для успешного использования данного метода необходимо, чтобы цели были четко определены и поняты, а также выражены количественно.
Метод обращения к вышестоящему звену управления - достаточно распространенный метод выбора конкретной стратегии из серии альтернатив. Обычно серия жизнеспособных вариантов стратегии совместно с индивидуальными оценками передается более высокому руководству, которое и должно принять решение о конкретном пути действий. Это звено управления впоследствии, руководствуясь своей предпринимательской интуицией, примет решение исходя из того, в какой мере конкретная стратегия соответствует общему предназначению организации.
Наем консалтинговых агентств, не входящих в организацию, - обычное явление при выборе стратегии. Хотя их часто нанимают из-за каких-либо конфликтов внутри организации, широта и глубина опыта персонала агентств в различных вопросах управления ценны сами по себе. Консультанты часто имеют богатый опыт работы с различными организациями, который можно приложить к конкретной ситуации. При принятии решения в таких случаях также необходима объективность.
В оценке стратегии существуют определенные трудности. Они могут быть представлены следующими причинами:
В
ходе реализации появляются факты, которые
иногда вынуждают организацию
4.
Основы менеджмента: Учеб. для
вузов/Д.Д. Вачугов, Т.Е.
5. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М/ Волконогова О.Д., Зуб А.Т. 2004. - 256 с. (Серия «Профессиональное образование»).
6. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики/ Виханский О.С., 2002. - 296 с.
Информация о работе Характеристика деятельности предприятия при помощи Pestel-анализа