Государственная политика по развитию физкультуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственной политики в области развития физкультуры и спорта.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
определить проблемы российского спорта;
изучить законодательные основы регулирования физической культуры и спорта;
рассмотреть характеристику современного состояния физической культуры и спорта в РФ;
выявить основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта в РФ;
определить задачи и перспективы спортивной отрасли.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…..……………….............................3
1 Российский спорт как объединяющая национальная идея………………………………………...5
1.1 Проблемы российского спорта …………………………………………………………………..5
1.2 Законодательные основы регулирования физической культуры и спорта………………...….9
2 Государственное регулирование физкультуры и спорта………………………………………....16
2.1 Характеристика современного состояния физической культуры и спорта в РФ……………16
2.2 Основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта в РФ……………………………………………………………………………………………………....20
2.3 Задачи и перспективы спортивной отрасли………………………………………………...….33
Заключение………………………………………………………………….........................................35
Список использованных источников ………………

Файлы: 1 файл

гос политика по развитию физ-ры.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

преодолеть кризис в развитии спорта высших достижений. Улучшились абсолютные спортивные показатели, наша страна снова начала занимать передовые позиции в мировом спортивном движении;

создать уникальную и достаточно эффективную систему организации и управления спортивным движением в стране. Во многом это определено созданием Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи и принятием Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

усовершенствовать нормативную правовую базу развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях. В первую очередь речь идет о Федеральном законе от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральном законе от 01.12.2007 №310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральном законе от 30.10.2007 №238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» и Федеральном законе от 28.02.2008 №13-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» [3].

Кроме того, в стране в 2002-2010 годах было принято около 300 нормативных правовых актов - кодексов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, направленных на регулирование и дальнейшее развитие физической культуры и спорта в стране:

  • активизировать работу по развитию массового спорта и работу по развитию адаптивного спорта и социальной адаптации инвалидов. Можно говорить о том, что проводимые в России в 2008 году массовые соревнования, такие как «Лыжня России» (более 800 тыс. человек участников), «Кросс наций» (более 1 млн. участников), «Российский азимут» (около 300 тыс. участников), - абсолютно уникальны как по организации этих соревнований, так и по количеству их участников. Сегодня в России на новом качественном уровне возрождено спартакиадное движение. В рамках спартакиад регулярно проводятся многоэтапные спартакиады среди учащихся и молодежи (летние и зимние), инвалидов (летние и зимние), среди сельских жителей (зимние и летние);
  • улучшить научно-методическое обеспечение развития физической культуры и спорта, подготовку сборных команд к международным стартам. Существенно улучшилась материальная база отраслевых образовательных учебных заведений. Приобретение современной научной аппаратуры положительно сказывается не только на эффективности научных разработок, но и на их внедрении. Примером этого может быть работа антидопинговой службы, которая сегодня в России одна из лучших в мире, в том числе и по кадровому обеспечению;
  • активизировать участие российского бизнеса в развитии физической культуры и спорта. Важно отметить, что за последнее время эта поддержка направлена не только на спорт высших достижений и социальную защиту спортсменов, но и на развитие массового спорта, особенно среди подрастающего поколения и социально незащищенных групп населения. За последние годы только Фонд поддержки олимпийцев России выплатил более 3000 грантов действующим спортсменам и их тренерам, а также ветеранам спорта на сумму более 2 млрд. рублей;
  • повысить эффективность и влияние средств массовой информации, особенно телевидения, на вовлечение населения в занятия спортом и пропаганду ценностей физической культуры и спорта. Если до 2002 года в России не существовало круглосуточного спортивного вещания, то в 2003 году был создан телеканал «Спорт». Сегодня телеканал «Спорт» доступен для более чем 63 млн. зрителей в 77 субъектах Российской Федерации, что составляет около 44% от общей численности населения страны. Вещание организовано во всех городах России с населением более 1 млн. человек, в 70% городов с населением от 0,5 до 1 млн. человек и в 36% городов с населением от 100 до 500 тыс. человек. По сравнению с 2003 годом аудитория спортивного канала в настоящее время увеличилась почти в пять раз;
  • повысить значимость и роль России в международном спортивном движении. Ярким примером этого является избрание г. Сочи в качестве столицы XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года, а Казани - столицей проведения Всемирной летней универсиады 2013 года. Значительно укрепились позиции России в международных спортивных структурах и организациях - в частности, во Всемирном антидопинговом агентстве (ВАДА), ряде международных федераций. Впервые представитель Российской Федерации возглавил президиум Конференции сторон - участниц Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте.

Кроме того, за последние четыре года более чем в 2,5 раза увеличилось число проводимых в России чемпионатов мира и Европы.

По данным статистических наблюдений, в Российской Федерации в 2010 году занималось физической культурой и спортом в организованных формах более 21 млн. россиян, что составляет около 15% от общей численности населения Российской Федерации. Среди женщин этот показатель превышает 9%. Начиная с 2003 года число граждан России, регулярно занимающихся физической культурой и спортом в организованных формах, ежегодно увеличивалось почти на 1 млн. человек [7].

Каждый пятый учащийся занимается физической культурой и спортом в спортивных секциях и группах, а доля детей, обучающихся в специализированных спортивных учреждениях, составила 19,1% от общей численности детей в возрасте 6-15 лет.

Количество городских жителей, занимающихся физической культурой и спортом, достигает 15,9 млн. человек, сельских - 5,2 млн. человек, или 20,3% и 13,5% от численности населения Российской Федерации данной категории соответственно.

В настоящее время количество специалистов, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения, составляет около 300 тыс. человек. В Российской Федерации действует 232,9 тыс. спортивных сооружений. Это на 24 тыс. больше, чем в 2002 году. В распоряжении россиян 120,0 тыс. плоскостных спортсооружений, 67,0 тыс. спортивных залов и 3,5 тыс. бассейнов.

От массового спорта - к олимпийским вершинам

Важнейшим событием последних лет не только российского, но и международного масштаба, конечно, является победа г. Сочи в борьбе за право проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года.

На февральском заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи были определены задачи в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр. 

В частности, отмечалось, что, создавая в сочинском регионе новые спортивные и рекреационные ресурсы, необходимо исходить из долгосрочных интересов России и ее граждан, создавать новые, более качественные условия для занятия физкультурой и спортом всей нации.

Подготовка к Олимпийским играм должна включать и программу подготовки спортсменов. Значимость победного выступления сборной команды России на зимних Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи очевидна. Для завоевания первого места в неофициальном общекомандном зачете нашим олимпийцам необходимо выиграть как минимум 14 золотых медалей, а паралимпийцам - успешно выступить во всех видах программы.

Росспорт как федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта в соответствии с поручением Президента и Правительства Российской Федерации совместно с Олимпийским комитетом и Паралимпийским комитетом России, общероссийскими спортивными федерациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающими за развитие спорта в регионах, разработал концепцию комплекса мер по развитию спорта высших достижений и обеспечению системы подготовки сборных команд к Олимпийским зимним играм 2014 года - программу «Результат».

Основные разделы программы:

  • создать организационные, правовые, экономические, информационные и другие условия для полного удовлетворения потребностей сборных команд России;
  • создать современную материально-техническую базу для подготовки спортивных сборных команд России на основе сети федеральных, региональных центров подготовки сборных страны;
  • усовершенствовать многоуровневую систему соревнований, включая спартакиады учащихся и молодежи, для поиска, отбора и дальнейшей подготовки спортивного резерва;
  • разработать и внедрить эффективную систему научного, методического, медицинского, антидопингового и медико-биологического обеспечения членов сборных команд страны;
  • модернизировать систему повышения квалификации тренеров и специалистов; разработать комплекс мер по социальной защите людей, занятых в сфере спорта высших достижений;
  • разработать систему мероприятий по популяризации физической культуры и спорта на примере лучших спортсменов страны;
  • также создать единую государственную информационно-аналитическую систему.

Все вышеперечисленные меры относятся в полной мере и к спортсменам-паралимпийцам.

Итоги выступления в 2008 году спортивных сборных команд по олимпийским зимним видам спорта показали, что по числу завоеванных медалей на чемпионатах мира наши спортсмены заняли второе место. Особенно успешно выступили российские спортсмены на чемпионате мира по биатлону, завоевав 3 золотые медали, это в определенной степени говорит о том, что мы сделали соответствующие выводы и двигаемся в правильном направлении.

Поддерживая тенденцию постепенного возрождения отечественного футбола, Правительство Российской Федерации в 2008 году приняло подпрограмму «Развитие футбола в Российской Федерации» ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

В 2008 году создана Континентальная хоккейная лига (КХЛ). Это событие стало важнейшей вехой на пути возрождения и дальнейшего развития отечественного хоккея с шайбой, имеющего великие победные традиции. В это же время был образован федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта - Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

2.3 Задачи и перспективы спортивной отрасли

 

Задачи, поставленные Президентом РФ, предполагают принятие ряда основных мер, которые необходимы для стимулирования развития физической культуры и спорта [2]. К ним следует отнести:

  • существенное повышение числа граждан России, регулярно занимающихся физической культурой и спортом;
  • обеспечение доступности и равных прав на занятия физической культурой и спортом всем гражданам страны;
  • обеспечение эффективного использования всех имеющихся ресурсов для создания материально-технической базы, позволяющей гражданам России реализовывать свои потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  • коренную модернизацию системы физического воспитания в образовательных учреждениях, и в том числе развитие студенческого спорта;
  • целенаправленную работу по повышению эффективности допризывной подготовки молодежи и их физической кондиции;
  • подготовку новых спортивно-педагогических кадров на основе современных образовательных технологий и систем и решение вопросов по стимулированию их труда;
  • создание эффективной системы организации и проведения спортивных соревнований, в первую очередь среди школьных команд по различным видам спорта;
  • ревизию подготовки спортивного резерва, предусмотрев систему стимулов для тренеров, которые готовят спортивный резерв для спортивных сборных команд страны по различным видам спорта;
  • организацию эффективной системы управления спортом высших достижений;
  • создание современной базы подготовки спортивных сборных команд по олимпийским видам спорта;
  • обеспечение соответствующими научными передовыми спортивными и медицинскими методиками и технологиями учебно-тренировочного процесса на всех этапах подготовки спортивных сборных команд страны по различным видам спорта;
  • создание инфраструктуры паралимпийского спорта.

Таким образом, основной целью является создание условий для того, чтобы спортом в стране занималось не менее половины граждан страны, в том числе 80% детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, для повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения важен весь комплекс, отраженный в данной работе. В тоже время они должны корректироваться с экономическими, социальными и политическими реалиями дня и возможностями государственных, муниципальных органов и общества.

Высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни - не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшие проявления человеческих качеств.

Физическая культура и спорт имеет не только экономическое значение, зависящее на прямую от здорового образа жизни, но и сугубо политическое значение, которое в первую очередь обусловлено подготовкой молодежи к военной службе, а так же развитием спорта высших достижений способствующих росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения, гордости за страну.

В большинстве регионов Российской федерации в настоящее время отмечается тенденция к обеспечению комплексного решения проблем двигательной активности и укрепления здоровья нации – путем целенаправленного внедрения государственных программ по развитию физической культуры и спорта. А так же развитие инфраструктуры, системы подготовки спортивных резервов и подъём массовости занятий физической культурой среди населения.

Наблюдается ориентация территориальных спортивных федераций на совместную работу с соответствующими органами образования, на проведение физкультурно–оздоровительных мероприятий, спортивно – массовой работы среди молодежи: студенты, школьники и т.д. Проекты одобрены министерством образования и науки РФ.

Поддерживая тенденцию постепенного возрождения отечественного футбола, Правительство Российской Федерации в 2008 году приняло подпрограмму «Развитие футбола в Российской Федерации» ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

Государственные программы и проекты переходят из 1 этапа (экспериментального), ко 2 этапу (этап массового охвата) что позволит им окрепнуть и продолжать реализацию намеченных целей. Программы нацелены на повышение числа занимающихся физкультурой и спортом до 30 % к 2015 году и до 40% к 2020 году.

Подводя итог всему вышесказанному хочется отметить что государственные программы, проекты и т.д. направлены на активную борьбу с такими негативными явлениями среди населения, как наркомания, курение, алкоголизм. Они так же направлены на воспитание у подрастающего поколения навыков активного и здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативно-законодательные документы

 

  1. ФЗ РФ  от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 21.07.2014 N 211-ФЗ ) // Консультант плюс, 2014.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Консультант плюс, 2014.

 

Монографии

 

  1. Повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян. Материалы заседания Государственного совета Российской Федерации Москва от 30 января 2012г. - М., 2012.

 

Учебники и учебные пособия

 

  1. Зуев В.Н. Нормативно-правовое регулирование в сфере отечественной физической культуры и спорта / В.Н. Зуев. – СПб. : Петрополис, 2011. - 484 с.
  2. Кучкин С.Н. Актуальные проблемы физической культуры и спорта /С.Н. Кучкин. – Волгоград : 2013. - 327с.
  3. Клименко А.А. Сборник материалов для практической работы в помощь физкультурному организатору на предприятии /А.А. Клименко. – Чита, 2012. -76 с.
  4. Романов А.Д. Физическая культура /А.Д. Романов. - М. : Проспект, 2011.

 

 

Составная часть периодических изданий (газета, журнал)

 

  1. Мурашов В.И. Здоровая молодежь - здоровая Россия / В.И. Мурашов // Культура здоровой жизни. - 2012. - № 1 - С.25-31.
  2. Плешаков А.Н. Потребность в физической культуре как области деятельности / А.Н. Плешаков // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 5.  –С.12-19.
  3. Орлов P.M. Экономика физической культуры и спорта / Р.М. Орлов // Теория и практика физической культуры и спорта.- 2014. - № 1.- С.62-64.

 

Ресурсы сети Интернет

 

  1. Государственная политика в сфере спорта. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-sistemy-upravleniya-razvitiem-fizicheskoi-kultury-i-sporta-v-rossii#ixzz2LOT18g4G, Дата обращения: 14.11.2014
  2. Государственная политика в области физической культуры и спорта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/doc/prj1/, Дата обращения: 14.11.2014
  3. Официальный сайт ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 гг.». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sport-fcp.ru, Дата обращения: 14.11.2014
  4. Физкультура и спорт как объект государственного регулирования. Принципы государственной политики в области физической культуры и спорта. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://uchus.info/catalog, Дата обращения: 14.11.2014
  5. Физическая культура и спорт. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wik, Дата обращения: 14.11.2014

Информация о работе Государственная политика по развитию физкультуры и спорта