Государственная политика по развитию физкультуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственной политики в области развития физкультуры и спорта.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
определить проблемы российского спорта;
изучить законодательные основы регулирования физической культуры и спорта;
рассмотреть характеристику современного состояния физической культуры и спорта в РФ;
выявить основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта в РФ;
определить задачи и перспективы спортивной отрасли.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…..……………….............................3
1 Российский спорт как объединяющая национальная идея………………………………………...5
1.1 Проблемы российского спорта …………………………………………………………………..5
1.2 Законодательные основы регулирования физической культуры и спорта………………...….9
2 Государственное регулирование физкультуры и спорта………………………………………....16
2.1 Характеристика современного состояния физической культуры и спорта в РФ……………16
2.2 Основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта в РФ……………………………………………………………………………………………………....20
2.3 Задачи и перспективы спортивной отрасли………………………………………………...….33
Заключение………………………………………………………………….........................................35
Список использованных источников ………………

Файлы: 1 файл

гос политика по развитию физ-ры.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

  Однако не в полной мере  используются огромные возможности  и ресурсы страны для развития  физической культуры и спорта. Так, 85% граждан Российской Федерации  не вовлечены в регулярные  занятия физической культурой и спортом, в том числе 64% детей, подростков и молодежи. Такое положение дел сохраняется из-за имеющихся недостатков:

  • все еще низка эффективность деятельности спортивных школ как по вовлечению детей в активные занятия спортом, так и по подготовке резерва для сборных спортивных команд по олимпийским видам спорта;

 

  • не решена проблема укрепления материально-технической базы развития массовой физической культуры и спорта в муниципальных образованиях, особенно в сельских поселениях;
  • не обеспечена проблема существенного увеличения заработной платы преподавателям физической культуры в общеобразовательных школах, что негативно влияет на престиж этой профессии и подготовку молодых кадров;
  • в целом ряде олимпийских видов спорта российские спортсмены еще не могут конкурировать с сильнейшими спортсменами мира;
  • не в полной мере используется потенциал отечественной науки, в том числе академической, в обеспечении подготовки ведущих российских спортсменов к международным спортивным соревнованиям, а также по вопросам спортивного отбора наиболее талантливой молодежи;
  • недостаточно эффективно используются возможности СМИ, в том числе телевидения, для пропаганды физической культуры и спорта;
  • значительная часть лиц с ослабленным здоровьем и инвалидов не имеет возможности регулярно заниматься физической культурой и спортом;
  • имеются проблемы нормативно-правового обеспечения подготовки спортивного резерва;
  • современная система физического воспитания как в образовательных учреждениях, так и в спортивных школах нуждается в серьезной модернизации;
  • отсутствует целенаправленная работа по широкому вовлечению населения в регулярные занятия физической культурой и спортом в производственных коллективах, а также по месту жительства;
  • очень медленно внедряется клубная система организации физкультурно-спортивной работы с населением. Все еще не удается удовлетворить имеющийся спрос населения на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги;
  • недостаточное внимание уделяется развитию студенческого спорта, отсутствует необходимая нормативно-правовая база по вопросам развития спорта среди студенческой молодежи;
  • сохраняется низкий норматив обеспеченности объектами физической культуры и спорта, в частности плавательными бассейнами для потребностей населения в субъектах РФ;
  • не приняты эффективные меры по осуществлению системной работы по переподготовке и повышению квалификации работников физической культуры и спорта, отсутствует система оценки профессионального уровня подготовки специалиста в области физической культуры и спорта;
  • не на должном уровне осуществляется мониторинг физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи [12].

Вместе с тем сегодня имеются все возможности для существенного повышения уровня развития физической культуры и спорта и использования их потенциала для развития общества при условии, что эти вопросы станут приоритетными не только для государства при решении задач по социально-экономическому развитию страны, но и для каждого гражданина России, в иерархии ценностных ориентаций которого они будут занимать ведущие позиции.

За последние годы удалось приостановить кризисные явления и по основным показателям развития физической культуры и спорта достигнуть позитивных изменений, создать фундамент для дальнейших, более активных и целенаправленных действий по развитию физической культуры и спорта в стране. В первую очередь по созданию нормативно-правовой, материально-технической, научной и образовательной базы спортивного движения.

 

 

2.2 Основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта в РФ

 

 Распоряжением Правительства  РФ от 17.11.2008 №1662-р утверждена  Концепция долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации  на период до 2020 года (раздел «Развитие физической культуры и спорта»), которая содержит основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта -создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта [2].

Реализация этой цели будет осуществляться по следующим направлениям. Первое направление - развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:

  • развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, расширение количества спортивных сооружений;
  • развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
  • осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, создание информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооружений;
  • разработка и введение новой системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта;
  • нормативно-правовое обеспечение предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта за счет бюджетных средств негосударственными организациями;
  • реализация информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;
  • развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований. Второе направление - повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, в том числе:
  • модернизация системы подготовки спортивного резерва, научно-педагогических кадров в сфере спорта высших достижений, формирование системы непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;
  • развитие инфраструктуры спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки;
  • обеспечение разработки и внедрения новых эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизация системы научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд страны;
  • обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
  • совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирования тренерско-преподавательского состава;
  • формирование механизмов обеспечения социальных гарантий выдающимся российским спортсменам.

Важными этапами в развитии физической культуры и спорта в стране станут проведение в г. Сочи XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года, а также проведение в г. Казани Универсиады 2013 года.

Установлены следующие целевые ориентиры развития физической культуры и спорта:

  • подготовка нормативно-правовой базы в части обеспечения государственных стандартов, регламентов, финансовых нормативов;
  • увеличение за 2007-2015 годы доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе учащихся, с 14,8 до 30%;
  • увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности: в 2012 году - на 26%, в 2020 году - на 48%;
  • увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общем количестве занимающихся физической культурой и спортом: в 2012 году - на 19,8%, в 2020 году - на 50%;
  • увеличение к 2015 году количества физкультурно-спортивных организаций и физкуль-турно-спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом, прошедших добровольную сертификацию, на 30 объектов (на 100 тыс. жителей) [8].

Реализация этих стратегических задач положительно скажется на улучшении здоровья россиян, демографической ситуации, повышении производительности труда и воспитании подрастающего поколения, подготовке молодежи к защите Отечества, а также на улучшении в целом качества жизни и благосостоянии населения России.

По итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 14 октября 2008 года Президентом РФ поручено Правительству РФ разработать и утвердить стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, предусмотрев в первую очередь:

  • создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения;

 

  • выработку комплекса эффективных мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
  • модернизацию системы физического воспитания в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях;
  • разработку и внедрение инновационных технологий подготовки спортсменов, обеспечивающих их успешное выступление на спортивных соревнованиях;
  • усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
  • совершенствование медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
  • определение системы мер по организации работы с болельщиками и их объединениями. Как отметил Президент Российской Федерации на указанном заседании, «необходимо иметь четкую и выверенную стратегию развития физкультуры и спорта до 2020 года. Ее основная цель - создать условия для того, чтобы спортом у нас занималась практически хотя бы половина наших граждан и не менее 80% детей. Работа над такой стратегией должна быть открытой, это не ведомственный, а публичный документ, к его подготовке необходимо привлечь все регионы, спортивную общественность и бизнес-структуру» [3].

Необходимость такой стратегии обусловлена тем, что развитие физической культуры и спорта в современном обществе является не только важным социальным, но и политическим фактором. Вовлеченность широких масс населения в физическую культуру, а также успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности нации и гордостью государства.

Предложения к разработке законодательного обеспечения стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года.

В настоящее время существует широкий круг федеральных законов и устаревших нормативных правовых актов, регулирующих различные отношения в сфере физической культуры и спорта и носящих разрозненный характер, что не позволяет выделить спортивное законодательство в самостоятельную отрасль права. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в новой редакции определяет лишь общие принципы и не может рассматриваться в качестве кодифицированного акта [1]. В этой связи необходимо провести совершенствование и кодификацию законодательства в области физической культуры и спорта, результатом которой станет разработка и принятие Спортивного кодекса Российской Федерации. Это позволит структурировать и систематизировать спортивное законодательство в единый кодифицированный акт. Спортивный кодекс обеспечит реализацию стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года и создаст новые возможности для развития профессионального, детско-юношеского и массового спорта в стране.

Динамичное развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации

В настоящее время развитие физической культуры и спорта в стране осуществляется в интересах улучшения качества жизни населения, его благосостояния, формирования здорового образа жизни, духовности, гражданственности и социальной активности, особенно подрастающего поколения.

Развитие массового спорта в стране - это задача долгосрочная и многоплановая, поэтому в ее решении должно участвовать все наше общество. Нельзя забывать, что речь идет о духовном, физическом здоровье российской нации, в первую очередь, конечно, молодых людей.

Вовлечение в регулярные занятия спортом россиян уже сегодня положительно сказывается на борьбе с такими негативными социальными явлениями, как пьянство, наркомания, курение, детская преступность. Данные факты в совокупности с другими направлениями государственной политики в социальной сфере способствуют решению демографической проблемы.

За последние несколько лет удалось не только остановить негативные тенденции в развитии массового спорта и физического воспитания подрастающего поколения, но и добиться существенного улучшения количественных и качественных показателей развития физической культуры и спорта в стране.

Выступая на вручении известной премии Мировой академии спорта «Лауреус» Президент России В.В. Путин отметил: «В России растет популярность и профессионального, и массового спорта, особенно среди молодежи. И все больше людей делают выбор в пользу здорового образа жизни, стремятся обрести гармонию между духом и телом... Спорт в России вновь на подъеме» [14].

На сегодняшний день удалось кардинально изменить общественное мнение и отношение государства к роли физической культуры в социально-экономическом развитии страны, в понимании всего спектра значимости спорта в оздоровлении и воспитании населения, прежде всего подрастающего поколения. Для государства вопросы развития физической культуры и спорта являются приоритетными, они постоянно находятся в поле зрения Президента РФ, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что пристальное внимание и ощутимая поддержка спорта со стороны различных ветвей государственной власти одновременно предполагают ответственность специалистов физической культуры и спорта за то, что делается на практике и с каким эффектом реализуется государственная политика в сфере физической культуры и спорта.

В последние годы существенно увеличилось финансирование физической культуры и спорта, причем из различных источников.

Если в 2004 году из федерального бюджета на физическую культуру и спорт было израсходовано 5,7 млн. рублей, в 2005 году - 7,9 млн. рублей, в 2006 году - 10,2 млн. рублей, то в 2007 году - 22,1 млн. рублей. В 2008 году было выделено 25,2 млн. рублей. По сравнению с 2002 годом затраты из федерального бюджета к 2008 году на капитальные вложения в сферу физической культуры и спорта увеличились более чем в 30 раз [15].

За период с 2002 по 2011 год благодаря системному подходу к решению вопросов развития физической культуры и спорта в стране удалось добиться следующих результатов:

значительно улучшить внимание к развитию физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, что определяется все большим инвестированием в спорт, созданием материально-технической базы для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва. Помимо очевидных спортивных успехов можно отметить и политические результаты: победа Сочи и Казани в борьбе за право проведения крупнейших мировых соревнований - зимних Олимпийских игр и Всемирной летней универсиады - была бы невозможной без демонстрации международному сообществу потенциала российских регионов;

разработать стратегию и приступить к реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», иных федеральных целевых и государственных программ, в которых федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта выступает в качестве государственного заказчика, а также программ развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Росспорт первым из современных отечественных ведомств разработал и внедрил целевую программу, заглянув в практических планах за 2015 год;

Информация о работе Государственная политика по развитию физкультуры и спорта