Гендерные особенности при принятии управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается во всестороннем рассмотрении и оценке гендерных аспектов управления, а также их характеристик.
Для осуществления этих цели необходимо выполнить следующие
задачи:
выявить гендерные особенности при принятии управленческого решения;
проанализировать проблемы, возникающие при принятии управленческого решения в силу гендерных особенностей;
изучить степень проявления гендерных особенностей личности на различных уровнях управленческой деятельности;
проанализировать гендерную специфику управления на примерах авиакомпаний «Трансаэро » и «»Аэрофлот.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
РЕШЕНИЯ…………………………………………………………………...5
Сущность понятия «гендер» в управлении……………………….….5
Стили руководства мужского и женского менеджмента………..…12
Гендерные различия в мотивации трудовой деятельности………...16
ГЛАВА 2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОАО «ТРАНСАЭРО» и ОАО
«АЭРОФЛОТ» В АСПЕКТЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………19
2.1 Краткая характеристика ОАО «Аэрофлот»……………...…………19
2.2 Краткая характеристика ОАО «Трансаэро»……………………….20
2.3 Сравнительный анализ гендерных особенностей управления ОАО
«Трансаэро» и ОАО «Аэрофлот – Р.А.»………...…………….………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…….…28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…30

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

 

 

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  РЕШЕНИЯ

                                                                                                   Курсовая работа

                                                                                                   Студента 4 курса,

                                                                                                    группы ГМУ41

                                                                                                   

 

Научный руководитель –

Кандидат экономических  наук,

доцент Иванова  О.И.

                                                                                          _____________________

                                                                                           «___»___________2013г.

 

                                                   Рязань 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1  ТЕОРЕТИЧСКИЕ  АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ    

         ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО         

         РЕШЕНИЯ…………………………………………………………………...5

    1. Сущность понятия «гендер» в управлении……………………….….5
    2. Стили руководства мужского и женского менеджмента………..…12
    3. Гендерные различия в мотивации трудовой деятельности………...16

ГЛАВА 2  СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ  ОАО «ТРАНСАЭРО» и ОАО 

          «АЭРОФЛОТ» В АСПЕКТЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ     

          УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………19

2.1  Краткая  характеристика ОАО «Аэрофлот»……………...…………19

2.2   Краткая  характеристика ОАО «Трансаэро»……………………….20

2.3 Сравнительный  анализ гендерных особенностей  управления  ОАО   

«Трансаэро» и  ОАО «Аэрофлот –  Р.А.»………...…………….………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…….…28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…30

 

 

 

 

                                                   

                                                            Введение

        Анализ изменений, происходящих в современном менеджменте, показывает, что соотношение количества мужчин и женщин на управленческих должностях стремительно изменяется. Все больше женщин оказывается вовлеченными в предпринимательство. Активная интеграция женской и мужской моделей поведения в бизнесе формирует предпосылки для изучения гендерных особенностей поведения личности в управленческой деятельности.

          Необходимость исследования данной специфики основной управленческой функции современного руководителя и небольшое количество  сегодня работ, посвященных данной проблеме, определили направление работы, ее объект, предмет, цели и задачи.1

    Объектом исследования в данной работе является руководитель и его                         деятельность.

Предмет исследования - гендерные особенности при принятии          управленческих решений.

        Цель работы заключается во всестороннем рассмотрении и оценке   гендерных аспектов управления, а также их характеристик.

Для осуществления  этих цели необходимо выполнить следующие   

задачи:

    • выявить гендерные особенности  при принятии управленческого решения;
    • проанализировать проблемы, возникающие при принятии управленческого решения в силу гендерных особенностей;
    • изучить степень проявления гендерных особенностей личности на различных уровнях управленческой деятельности;
    • проанализировать гендерную специфику управления на примерах авиакомпаний «Трансаэро » и «»Аэрофлот.

           Необходимость исследования гендерных аспектов управления обусловлена активным проникновением женщин в управленческую деятельность и появлением новой социальной категории «деловых женщин». Для России гендерные проблемы в управлении, в частности, участие женщин в разработке управленческого решения, достаточно актуальны. В первую очередь, это обусловлено демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55%, и по ряду причин она будет расти и в будущем.

В ходе профессиональной адаптации у женщин на первый план выходит социально-психологический аспект, тогда как у мужчин – профессионально - деятельностный. Даже осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины по-разному к ней относятся. В планировании собственной карьеры женщины чаще ориентированы на текущее положение дел, нежели на перспективу развития.

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты  гендерных  особенностей при принятии управленческого  решения

    1. Сущность понятия «гендер» в управлении

Гендер - понятие, рассматриваемее современной социологией как противоположное понятию биологического пола человека. Отличие состоит в том, что биологический пол "выдается" человеку еще до рождения, и изменить его невозможно, если только с помощью хирурга. Гендер же – это весь поведенческий комплекс, присущий мужчинам и женщинам. Гендер может меняться в ходе исторического развития общества. Само понятие "гендер" возникло, когда ученые обнаружили, что биологический пол мало влияет на социальные роли мужчин и женщин. В итоге появилось определение гендера – это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. И мужчины, и женщины, живущие в обществе, должны выполнять свои гендерные роли, которое им приписало это общество. Естественно, в разных обществах и роли будут разными. Таким образом, гендер – это социальная модель человека, которая определяет его положение в обществе.2

 Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого. 
Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать. Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы понравилось, если окружающие допускали бы ошибки в отношении пола ребенка.

В обществе сложилось такое отношение к женщине, которое ориентировало её на первоочередное выполнение обязанностей в семье, усиление традиционной роли женщины-матери.

Мировая практика показывает, что увеличение женского представительства в высшем законодательном  органе обуславливается наличием законов, регулирующих представительство полов в списках кандидатов в депутаты. Так, в скандинавских странах квоты представительства устанавливает государство, в Англии и ФРГ действуют партийные квоты, в Италии требуется чередование кандидатов - мужчин и женщин - в партийных списках.

Сознавая необходимость  обеспечения равного участия  мужчин и женщин в принятии решений, в 2001 году в России принят Федеральный  Закон "О политических партиях", в котором указано, что одним  из основных принципов деятельности политических партий является создание для мужчин и женщин - граждан Российской Федерации - равных возможностей для представительства в руководящих органах политических партий, в списках кандидатов в депутаты и на иных выборных должностях в органах государственной власти и местного самоуправления

В Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении законопроект "О государственных  гарантиях равных прав и свобод и  равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации".

Разработана и  в настоящее время проходит широкое  обсуждение Гендерная стратегия  Российской Федерации, направленная на создание условий для устойчивого  развития страны и человеческого  потенциала, предполагающая учет гендерной  компоненты во всех областях общественной жизни - в политике, экономике, культуре.

Этот программный  документ предполагает устранение все  еще имеющейся в обществе социальной асимметрии по полу, сложившейся не в пользу женщин, которых поэтому  международное право признало "догоняющим полом", "дискриминируемым полом" и т. п.

Это предполагает дальнейшее повышение их роли в обществе при условии ликвидации сложившихся  дискриминационных гендерных асимметрий в сферах доступа к принятию решений, экономическим ресурсам, собственности, в распределении домашнего труда и т. д3

Известно, что  главным условием равенства полов  является экономическая независимость  женщин и мужчин, наличие у них  самостоятельного дохода. Для осуществления  гендерной политики важно на фоне общего повышения благосостояния населения обеспечить сокращение различий в доходах мужчин и женщин, прежде всего, в их заработной плате, добиться равных прав и возможностей в доступе женщин к экономическим ресурсам, собственности, доходам, рабочим местам, бюджетным средствам, кредитам.

Остается актуальной задача по созданию благоприятных условий, способствующих эффективному совмещению материнской функции с профессиональной, с тем чтобы женщина имела  возможность свободного выбора жизненного поведения

В успешном проведении гендерной политики важная роль отводится просветительской работе. Особую актуальность приобретает введение гендерно ориентированного образования - включение гендерных курсов в тематические планы образовательных учреждений всех ступеней, а также в программы курсов повышения квалификации руководителей всех рангов и специалистов.

Задача выдвижения женщин на высшие государственные должности  требует целенаправленной подготовки и повышения квалификации государственных  служащих.

Как позитивную следует отметить практику Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, где введены определенные спецкурсы по проблемам женщин на государственной службе, подготовке женщин-лидеров, организуются различные международные женские симпозиумы, конференции, проблемные "круглые столы".

Гендерные проблемы в управлении не являются новыми для  нашей страны. Государство занималось ими при проведении текущей и  перспективной социальной политики. Однако в текущем столетии вызовы времени требуют повышенного  внимания к этой стороне государственного управления и общественных отношений. От эффективности гендерной политики во многом зависит успешное осуществление общенациональных планов и программ социально-экономического развития России и каждого из ее регионов.4

Сегодня сфера  управления достаточно феминизирована. В органах законодательной власти доля женщин, замещающих государственные должности, составляет 56%, в органах судебной власти и прокуратуры - 68%, в органах исполнительной власти - 72%.

Хотя в настоящее  время ни одна женщина не замещает должность министра, около 40 женщин работают в федеральных структурах в должностях первых заместителей, заместителей министров, статс-секретарей. Это свидетельствует о том, что у женщин накоплен огромный политический опыт и высокий потенциал, который должен быть использован на благо страны в полной мере.

Однако высокий  удельный вес женщин, замещающих государственные  должности, по сравнению с мужчинами, не обеспечивает им соответствующего представительства на должностях, имеющих  влияние на принятие решений. Женщины не имеют реальной возможности в полной мере участвовать в принятии решений, определяющих как условия их собственной жизни, так и будущее страны.

Не может  удовлетворять нас низкое представительство  женщин-депутатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (7,7%). Среди 178 членов Совета Федерации только 7 женщин, это свидетельствует о том, что остается недооцененным их реальный вклад в укрепление государственности.5

Сегодня очевидно, что отстранение женщин от политического  процесса, отсутствие полноправного и паритетного участия женщин в принятии решений не позволяет находить эффективные пути решения общественных проблем, учитывать женский социальный опыт, умение согласовывать разные интересы. Гендерный дисбаланс властных структур негативно сказывается на качестве принимаемых законов. Так, экономическое законодательство, создаваемое российским парламентом, - налоговое, таможенное, кредитно-денежное - в основном ориентировано на создание более благоприятных условий для "мужских" отраслей экономики, чем для "женских" отраслей. Между тем, женщины со своим особым социальным опытом способны сбалансировать власть, сделать ее более современной.

Информация о работе Гендерные особенности при принятии управленческого решения