Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 16:04, курсовая работа
Целью исследования является эффективного функционирование и развитие команд управления проектами
1. Рассмотреть понятие и принципы формирования команды проекта
2. Изучить этапы и методы формирования команды
3. Изучить подходы к формированию команды управления проектом
4. Дать определение комплексной оценки компетенций членов команды управления проектом на примере ЗАО "Днепр"
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы принципов и методов формирования команды проекта 7
1.1. Понятие и принципы формирования команды проекта 7
1.2. Этапы и методы формирования команды 11
1.3. Подходы к формированию команды управления проектом 18
Глава 2. Использование разработанных моделей и методов в практике управления строительными проектами 26
2.1. Определение комплексной оценки компетенций членов команды управления проектом на примере ЗАО "Днепр" 26
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
4) обеспечивают повышение инновационных способностей исследовательской группы за счет атмосферы творческого поиска;
5) способствуют выработке "духа командности", имеющего значение как мотивирующий фактор для повышения производительности организации в целом.
На основании вышеизложенного, а также в соответствии с рассматриваемыми в аспектами эффективного менеджмента нами сделан вывод, что необходимым условием эффективности проекта является создание профессиональной команды управления проектом.
Например, выделено четыре основных критерия, по которым следует оценивать эффективность деятельности команд - продуктивность, сплоченность, обучение и интеграция, а в эффективной названа команда, которую отличают9:
1) высокая степень согласия и доверия между членами команды;
2) четкая самоидентификация индивидов с командой;
3) общность видения целей и задач команды;
4) профессиональная компетентность и хорошая мотивация членов команды;
5) взаимодополняющие способности и взаимозависимость членов команды;
6) относительно небольшое число членов команды;
7) инициативность и удовлетворенность от работы в команде.
Зачастую используют подход, когда об эффективности КУП судят по показателям экономической эффективности проекта, например, одним из предложенных в способом:
1) по обобщенному критерию экономической эффективности проекта. Проект эффективен, если чистая приведенная стоимость больше нуля, индекс прибыльности больше нуля, внутренняя норма рентабельности больше процентной ставки по кредитам, приведенный период окупаемости минимален;
2) по степени реализации поставленных целей. Например, снижение себестоимости или завершение в более короткие сроки проекта будут свидетельствовать о повышении эффективности управления проектом;
3) путем сравнения результатов реализации проекта с результатами других аналогичных проектов. При этом важно, чтобы подобное сопоставление было корректным, т.е. осуществлялось при условии приблизительной схожести внешних условий реализации проектов и одинаковом характере достигнутых целей;
4) по степени использования ресурсов, связанных с самим управлением. Для характеристики управления проектом используется показатель отношения суммы затрат на управление к общей стоимости реализации проекта;
5) по степени использования ресурсов, вовлеченных в производственную деятельность по проекту. В рамках данного подхода используются такие показатели, как фондоотдача, размеры запасов, уровень мобильности финансовых средств и др. Весьма важным показателем, позволяющим измерить эффективность системы управления проектом, является производительность труда, которая определяется как отношение стоимости выполненных работ (отдельных работ, комплексов работ или всего проекта) к численности работников, выполнявших эти работы.
Заметим, что на сегодняшний день отсутствует единый общепринятый перечень критериев эффективной команды, что не позволяет представить адекватную модель оценки эффективности КУП, учитывающую как экономические, так и социально-психологические факторы. Возможность решения такой задачи, на наш взгляд, дает компетентностный подход к оценке управленческого персонала. Более 70% из числа опрошенных руководителей высшего уровня управления в крупных организациях на первое место ставят проблему подбора членов управленческой команды, обладающих необходимыми компетенциями. Задачи, принципы и методы подбора персонала подробно рассматриваются в работах. По данным, квалификация персонала является одним из ключевых факторов успешного управления проектом10 (рис. 3).
Так как автономность и согласованность деятельности команды означают, что каждый из ее членов демонстрирует поведение, которого от него ожидают другие члены команды, следовательно, задача формирования эффективной команды управления проектом может быть успешно решена только при наличии у её членов определенных компетенций.
Рис. 3. Ключевые факторы успешного применения УП
Аспекты управления персоналом на основе компетентностного подхода рассматриваются в работах. Отметим, что в литературе приводятся различные определения термина «компетенция» и приведем некоторые из них.
1) «Компетенция - мера образовательного успеха личности, проявляющегося в ее собственных действиях в определенных профессионально и социально значимых ситуациях».
2) «Компетенция - 1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. 3. Способность выполнять особые трудовые функции».
3) «Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».
4) «Компетенции - характеристики, необходимые для успешной деятельности; другими словами, - совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения».
5) «Компетенции - варианты поведения или мышления, распространяемые на различные ситуации и длящиеся довольно значительный период времени».
Под компетенцией понимают «базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях. Базовое качество означает, что компетенция является очень глубоко лежащей и устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека во множестве ситуаций и рабочих задач. Причинное отношение означает, что компетенция предопределяет или вызывает определенное поведение и исполнение. На основе критериев - значит, что компетенция действительно прогнозирует хорошее или плохое исполнение, которое измеряется при помощи конкретного критерия, или стандарта». Базовые качества человека, согласно, включают11:
1) мотивы - то, о чем человек думает или чего хочет постоянно и что вызывает действие. Мотивы «нацеливают, направляют и выбирают» поведение на определенные действия или цели;
2) психофизиологические особенности - физические характеристики и соответствующие реакции на ситуации или информацию;
3) я-концепцию- установки, ценности, которые прогнозируют действия человека;
4) знания - информация, которой обладает человек в определенных содержательных областях;
5) навыки — способности выполнять определенные физические или умственные задачи.
Как видно из рис. 4, знания и навыки являются поверхностными характеристиками людей, их относительно просто развить, например, с помощью тренинга, я-концепция, свойства и мотивы лежат в основе «айсберга» личности, более скрыты, и, следовательно, оценить и развить их труднее.
Рис. 4. «Модель айсберга»
Компетенция, сформулированная в терминах поведения, наблюдаема и измерима по силе проявления. «Компетенция или набор компетенций означают, что человек может проявить определенные способности или навыки и выполнить задание так, что это позволит оценить уровень достижений. Компетенции могут демонстрироваться и, следовательно, оцениваться»12. Оценку компетенций можно осуществить, используя специальные инструменты оценки (рис. 5).
Полностью все аспекты подготовленности работника к выполнению определенного вида деятельности отражены в модели компетенций, представляющей собой набор компетенций, необходимых для эффективности сотрудника на данной должности, ранжированных по значимости и имеющих необходимый уровень выраженности. Другими словами, модель компетенций - это эталон профессионально-деловых качеств, отражающий требования к должности или группе должностей.
Рис. 5. Инструменты оценки компетенций
Следует отметить, что в настоящее время исследователи компетенций продолжают активно обсуждать терминологию, классификацию и необходимое для построения моделей количество компетенций, поэтому единого мнения по этим вопросам на данный момент не сложилось. Так, специалисты компании DeTech (Development Technologies ltd.) считают, что оптимальная модель должна содержать 5-8 компетенций, автор утверждает, что большинство из должностей могут быть описаны с помощью 10-12 индивидуальных компетенций, а, например, модель компетенций DDA (Director's Development Audit), предназначенная для высших менеджеров и руководителей, включает 23 компетенции. Однако, мы согласны с мнением М. Паркинсона, который считает, что включаемые в модель компетенции должны быть13:
1) исчерпывающими - перечень компетенций должен полностью перекрывать все важные рабочие деятельности;
2) дискретными - отдельная компетенция должна относиться к определенной деятельности, которая может быть четко отделена от других деятельностей; если компетенции перекрываются, будет труднее точно оценивать работу или людей;
3) сфокусированными - каждая компетенция должна быть четко определена;
4) доступными - каждая компетенция должна быть доступным образом сформулирована, чтобы ее можно было использовать универсально;
5) конгруэнтными - компетенци
6) современными - система компетенций должна обновляться и должна отражать настоящие и будущие (предсказуемые) потребности организации.
При разработке моделей компетенций необходимо учитывать стратегии развития организации в целом и человеческих ресурсов в рамках этой стратегии, особенности корпоративной культуры, выполняемой работы и среды, в которой она выполняется. Следовательно, состав и необходимый уровень развития компетенций будут определяться как задачами организации в целом, так и конкретной должности в ней, поэтому модели для одинаковых должностей в разных компаниях, могут существенно отличаться. Например, международная сертификация специалистов по управлению проектами предполагает оценку трех составляющих компетентности - контекстные компетенции, поведенческие компетенции, технические компетенции, а оценка персонала в соответствии с «Национальными требованиями к компетенции специалистов по управлению проектами» осуществляется на основе критериев, относящихся к знаниям, опыту и личным качествам14
Исследования показывают, что подбор персонала с помощью модели компетенций приводит к повышению эффективности работы персонала, в сравнении с другими методами подбора. Поэтому мы считаем, что модели компетенций должны применяться для формирования команды управления проектом. Именно модели компетенций членов КУП отвечают на вопрос, как должен вести себя каждый член команды для достижения целей проекта. Реализуется следующая логика: эффективное поведение - успешная реализация задач проекта — достижение целей проекта. Кроме того, разработанные модели компетенций членов КУП отражают, на наш взгляд, такие свойства команды как автономность и согласованность деятельности, означающие, что каждый из членов команды демонстрирует поведение, требуемое в данных условиях (позволяющее достичь поставленной цели).
К сожалению, во всех разработанных на сегодняшний день формальных моделях команд практически не представлены результаты изучения команд, полученные в психологии и социологии. Поэтому создание теоретикоигровых и оптимизационных моделей команд управления проектами, учитывающих компетенции ее членов, представляется, на наш взгляд, перспективным направлением исследований.
Глава 2. Использование разработанных моделей и методов в практике управления строительными проектами
2.1.Краткая характеристика ЗАО "Днепр"
Общество с ограниченной ответственностью "Днепр" зарегистрировано постановлением Главы города Москвы № 391-П от 14 сентября 1999 года. Общество создано путем преобразования товарищества с ограниченной ответственностью "Днепр"; является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.
Предприятие имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему акционерами в счет оплаты акций.
Общество имеет банковские счета на территории Российской Федерации. Форма собственности – частная. Акционерами общества являются физические и юридические лица.
Компания ООО "Днепр" – молодая строительная компания, в которой работают по-настоящему опытные сотрудники, поскольку, сегодня основная часть специалистов компании ООО "Днепр" это – профессионалы, которые приобрели солидный опыт, работая на других крупных предприятиях сферы строительно-монтажных работ. ООО "Днепр" занимается буровыми работами, строительство фундаментов. Основное направление деятельности свайные работы, усиление фундаментов, устройство ограждений котлованов (в том числе «стена в грунте» и шпунт «Ларсена»), цементационные работы, водопонижение, закрепление грунтов.
ООО "Днепр" принимало участие в строительстве ряда уникальных зданий и сооружений.
2.2. Определение комплексной оценки компетенций членов команды управления проектом на примере ЗАО "Днепр"
В качестве объекта применения разработанных моделей и методов формирования и функционирования команды управления проектом был выбран проект, реализуемый ЗАО "Днепр".
Состав команды управления проектом приведен на рис. 6.
Рис. 6. Состав команды управления проектом
С помощью метода интервью по компетенциям определены комплексные оценки компетенций членов команды управления проектом в соответствии с формулой:
1) для главного инженера проекта - С=0,7165;
Информация о работе Функционирование и развитие команд управления проектами