Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 16:04, курсовая работа
Целью исследования является эффективного функционирование и развитие команд управления проектами
1. Рассмотреть понятие и принципы формирования команды проекта
2. Изучить этапы и методы формирования команды
3. Изучить подходы к формированию команды управления проектом
4. Дать определение комплексной оценки компетенций членов команды управления проектом на примере ЗАО "Днепр"
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы принципов и методов формирования команды проекта 7
1.1. Понятие и принципы формирования команды проекта 7
1.2. Этапы и методы формирования команды 11
1.3. Подходы к формированию команды управления проектом 18
Глава 2. Использование разработанных моделей и методов в практике управления строительными проектами 26
2.1. Определение комплексной оценки компетенций членов команды управления проектом на примере ЗАО "Днепр" 26
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы принципов и методов формирования команды проекта 7
1.1. Понятие и принципы
1.2. Этапы и методы формирования команды 11
1.3. Подходы к формированию
Глава 2. Использование разработанных моделей и методов в практике управления строительными проектами 26
2.1. Определение комплексной
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Введение
Актуальность темы. Анализ современного состояния управления проектами в России показывает существенное увеличение количества проектов, реализуемых в сферах государственного управления, строительства, энергетики, консалтинга, информационных технологий. По данным Российской ассоциации Управления Проектами «СОВНЕТ», около 40% целенаправленой общественно полезной деятельности, реализуется через различные проекты и программы и 25% мирового бюджета тратится на проекты. Профессиональное управление проектами позволяет эффективно распределить ответственность и обязанности между участниками проекта, сэкономить до 30% времени и до 20% средств, снизить риски неуспеха проектов, эффективно управлять инвестициями и инновациями. Понимая важность будущего развития, руководители организаций все чаще применяют методы управления проектами для создания конкурентных преимуществ, а в прикладной теории управления организационными системами все большее внимание уделяется командной деятельности персонала организации. Команда, отличающаяся от группы, коллектива или организации непротиворечивостью интересов ее членов, коллективной и взаимной ответственностью за результаты совместной деятельности, специализацией и взаимодополняемостью ролей, является важным инструментом достижения целей проекта.
Современное состояние математических моделей формирования и функционирования команд включает несколько направлений исследований в зависимости от используемого аппарата моделирования: модели назначения, использующие, в основном, аппарат оптимизации для решения задач формирования состава команд, распределения ролей и объемов работ; теоретикоигровые модели; имитационные модели; рефлексивные модели, использующие аппарат теории рефлексивных игр для описания взаимодействия членов команды, имеющих несовпадающие взаимные представления о существенных параметрах. Тем не менее, формальных моделей, позволяющих разрабатывать и внедрять методы формирования и управления функционированием управленческих команд в проектах на сегодняшний день не имеется, что делает актуальной задачу разработки таких моделей.
Команда управления проектом (КУП), в отличие от команды исполнителей проекта, включает тех ее членов, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, то есть исполняют все управленческие функции по ходу его реализации. Методы командного управления позволяют сократить время принятия управленческих решений и одновременно повысить их качество благодаря синергетическому эффекту от объединения знаний и усилий членов КУП.
Исследования показывают, что более 70% из числа опрошенных руководителей высшего уровня управления в крупных организациях на первое место ставят проблему подбора членов команды управления, обладающих необходимыми компетенциями - профессиональными знаниями, техническими навыками, личностными качествами. Именно компетенции, как устойчивые поведенческие характеристики индивидуумов, определяют квалификацию членов КУП, от которой на 19 %, по данным Российской ассоциации Управления Проектами, зависит успех проектного управления. Недостаток профессионалов в управлении проектами является одной из причин незавершенных проектов, проблема которых наиболее остро стоит в сфере жилищного строительства, на 95% финансируемом исключительно за счет средств дольщиков, страдающих в результате срывов сроков строительства. Эффективное поведение участников команды управления проектом включает как решение профессиональных задач, так и выстраивание межличностных отношений, особенно важных в командной работе. Однако, несмотря на существование обширной литературы, посвященной как качественному обсуждению, так и формальным моделям команд, с точки зрения теории следует признать, что многочисленные результаты изучения команд, полученные в психологии и социологии, на сегодняшний день в формальных моделях находят недостаточно полное отражение, что и определило одну из задач настоящего исследования.
Совместное принятие решений, коллективная и взаимная ответственность за результаты совместной деятельности требуют согласованной работы членов команды управления проектом. Задача согласования интересов членов КУП, различающихся компетенциями, функциями, ролями, мотивациями, осложняется и тем, что в матричных структурах управления, характерных для проектно-ориентированных организаций, один и тот же исполнитель оказывается одновременно подчинен нескольким руководителям, например, разным членам команды управления проектом, отвечающим за реализацию исполнителем различных функций в рамках одного проекта, или руководителю определенного проекта и некоторому функциональному руководителю. При этом, очевидно, организационная система теряет в эффективности функционирования в результате конфликта, когда каждый из руководителей стремится «перетянуть» исполнителя на себя и на подобную «перекупку» могут уходить весьма существенные средства. В связи с этим, решение задач согласования интересов членов команды управления проектом является, на наш взгляд, важным направлением в разработке методов и моделей функционирования КУП. От того, насколько согласована работа команды управления проектом, зависит результат проекта.
Поскольку проект в своем развитии проходит различные фазы, стадии и этапы жизненного цикла, объем работ может меняться, могут происходить изменения в численности персонала. В связи с этим важно уметь определять комплекс работ по изменению действующей структуры управления исполнителями в зависимости от стадий проекта и других факторов. Как известно, функциональная структура требует минимальных затрат на управление, но приводит к неэффективному распределению работ между исполнителями. С другой стороны, матричная структура приводит к более эффективному распределению работ, но требует больших затрат на управление. Поэтому при решении вопроса о выборе структуры (или переходе от одной структуры к другой) следует принимать во внимание оба фактора: затраты на управление и эффективность распределения работ. Поскольку эффективность команды управления зависит от компетенций ее членов, задачу выбора оптимальной структуры управления в проекте следует решать, по нашему мнению, с учетом компетенций членов КУП.
В соответствии с рекомендациями Госстроя России, управляющий проектом формирует свою службу (команду) специалистов, состав и функции которой зависят от объемов и сложности проекта. Необходимость реализации проекта в заданные сроки определяет заинтересованность руководителя в сокращении сроков процесса формирования команды управления проектом, под которым понимается как формирование состава команды, распределение функций и объемов работ, так и повышение согласованности взаимодействия ее членов. Именно поэтому большое внимание в настоящее время уделяется методам формирования команд управления проектами.
Тем не менее, формальных моделей, позволяющих разрабатывать и внедрять методы формирования и управления функционированием именно управленческих команд в проектах с учетом компетенций участников таких команд, на сегодняшний день не имеется, что и послужило основанием для проведения диссертационного исследования.
Объектом исследования являются команды управления проектами.
Предметом исследования являются методы и модели формирования и функционирования команд управления проектами
Целью исследования является эффективного функционирование и развитие команд управления проектами
1. Рассмотреть понятие и принципы формирования команды проекта
2. Изучить этапы и методы формирования команды
3. Изучить подходы к формированию команды управления проектом
4. Дать определение комплексной оценки компетенций членов команды управления проектом на примере ЗАО "Днепр"
Глава 1. Теоретические основы
принципов и методов
формирования команды проекта
1.1. Понятие и принципы формирования команды проекта
В последнее время в менеджменте, управлении проектами и других разделах прикладной теории управления организационными системами все большее внимание уделяется командной деятельности персонала организации. Под командой понимается коллектив (объединение людей, осуществляющих совместную деятельность и обладающих общими интересами), -способный достигать цели автономно и согласованно, при минимальных управляющих воздействиях. Команда может существовать в рамках организационной системы показано на рис. 1.
Рис. 1. Группа, коллектив, организация и команда
Таким образом, команда, наряду с группой, коллективом и организационной системой, является формой организации коллективной деятельности. Зафиксировав, что понимается под «командой» в настоящей работе, перейдем к обсуждению характеристик команд.
Характеристики команд. Практически в каждой публикации, посвященной командам, перечисляются их характеристики, причем устоявшегося (общепринятого) их списка на сегодняшний день не существует.
Команда обладает пятью ключевыми характеристиками:
1) команда существует для достижения совместных целей;
2) члены команды взаимозависимы в рамках общей цели;
3) команды ограничены и устойчивы во времени;
4) члены команды имеют полномочия управлять своей работой и внутренними процессами;
5) команды функционируют в контексте более общей системы.
Основных характерных признака команды: люди объединяются для выполнения работы, наличие общей цели, наличие взаимной и коллективной ответственности.
Основные принципы организации командной формы работ:
1) коллективное исполнение работы,
2) коллективная ответственность,
3) единая форма стимулирования,
4) адекватное стимулирование за результат,
5) автономное самоуправление,
6) повышенная исполнительская дисциплина,
7) добровольность вхождения в команду.
Основные отличия команды от группы, коллектива и/или организации:
1) единство цели;
1) совместная деятельность;
1) непротиворечивость интересов;
1) автономность деятельности;
1) коллективная и взаимная ответственность за результаты совместной деятельности;
1) специализация и взаимодополняемость ролей (включая оптимальное распределение функций и объемов работ, а также синергетичность взаимодействия членов команды);
1) устойчивость команды (оправдываемость взаимных ожиданий ее членов).
При рассмотрении ниже математических моделей мы будем каждый раз акцентировать внимание на том, какие из свойств команды отражает та или иная модель.
Классификация команд. Существует множество более или менее детальных классификаций команд по разным основаниям:
1) постоянные и временные, формальные и неформальные команды1.
2) типы команд: функциональные (рабочие группы) и творческие.
В функциональной команде группа людей выполняет одну функцию; все члены команды «равны» между собой и подчинены одному руководителю. Примером являются коллективы отделов организации, рабочие бригады и т.д. В творческую команду включают людей с самыми разнообразными познаниями и навыками, как правило, для достижения разового результата. Сюда можно отнести: проектные команды, антрепризные театральные труппы, участников любительского турпохода и т.д.
Классификация команд по количественному составу:
1) маленькие команды (менее 4 человек);
2) средние команды (от 5 до 9 человек);
3) большие команды (свыше 10 человек).
Можно также выделять однородные и неоднородные (по ролям и функциям членов, их профессиям) команды. Примером однородной команды является рабочая бригада (бригада электриков, бригада каменщиков и т.д.), примером неоднородной команды - комплексная бригада.
Из вышеизложенного следует, что команды классифицируются по нескольким основаниям (в зависимости от решаемой задачи число оснований классификации может увеличиваться):
1) однородные (основная задача - распределение объемов работ) и неоднородные (основная задача - распределение ролей и видов деятельности между агентами, а потом уже - распределение объемов работ);
2) постоянные и временные;
3) формальные и неформальные;
4) функциональные и творческие.
Деятельность организации регламентируется, в основном, механизмами функционирования, деятельность команды, в значительной степени, регламентируется нормами. Для стабильности команды существенной является оправдываемость индивидуальных репутаций ее членов, а «место» команды в организации зависит от репутации команды (коллективной репутации ее членов). Примерами являются как модель «ситуация - действие» (которая показывает, как человек должен действовать в рамках ситуации), так и рассматриваемые ниже в настоящей работе «рефлексивные» модели репутации и норм деятельности.2
Информация о работе Функционирование и развитие команд управления проектами