Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 16:04, курсовая работа
Целью исследования является эффективного функционирование и развитие команд управления проектами
1. Рассмотреть понятие и принципы формирования команды проекта
2. Изучить этапы и методы формирования команды
3. Изучить подходы к формированию команды управления проектом
4. Дать определение комплексной оценки компетенций членов команды управления проектом на примере ЗАО "Днепр"
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы принципов и методов формирования команды проекта 7
1.1. Понятие и принципы формирования команды проекта 7
1.2. Этапы и методы формирования команды 11
1.3. Подходы к формированию команды управления проектом 18
Глава 2. Использование разработанных моделей и методов в практике управления строительными проектами 26
2.1. Определение комплексной оценки компетенций членов команды управления проектом на примере ЗАО "Днепр" 26
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Внутрикомандный культурный контекст характеризуется через описание следующих индикаторов:
1) принятые и разделенные всеми участниками нормы команды;
1) способы распределения власти;
1) сплоченность и связанность членов команды;
1) характерные способы организации и протекания командного взаимодействия (командных процессов - координации, коммуникации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений, налаживанию внешних связей);
1) организация ролевого распределения.
Принятые неформальные нормы деятельности, принципы распределения ролей являются элементами организационной культуры. Команда, функционирующая достаточно длительное время, может иметь свою собственную организационную культуру.
Корпоративный отдых, корпоративные вечеринки, символика, ритуалы и т.д. - все это содействует как становлению организационной культуры, так и привитию норм деятельности, ощущения сопричастности общему делу, принадлежности организации и/или команде.
1.2. Этапы и методы формирования команды
В соответствии с рекомендациями Госстроя России, управляющий проектом формирует свою службу (команду) специалистов, состав и функции которой зависят от объемов и сложности проекта. Команда дает возможность работать сообща, действуя при этом гибко и эффективно. Необходимость реализации проекта в заданные сроки определяет заинтересованность руководителя в стабильной и эффективной работе команды управления проектом, а, следовательно - в сокращении сроков ее формирования. Именно поэтому большое внимание уделяется методам формирования команд, а отсутствие в настоящее время формальных моделей, позволяющих разрабатывать и внедрять методы формирования именно управленческих команд в проектах ставит перед нами задачу разработки модели процесса формирования КУП.
В первом приближении следует разделять два временных этапа существования команды — этап ее формирования и этап функционирования. Формирование команды может быть, в свою очередь, подразделено на формирование состава команды и ееадаптацию, после чего возможен уже этап «стационарного» функционирования— см. рис. 2.
Формирование команды
Рис. 2. Этапы существования команд
Такое разделение существенно, и в настоящей работе практически всюду мы под формированием команды будем понимать процесс адаптации ее фиксированного (уже сформированного) состава.
Возможно выделение и несколько других, но похожих на перечисленные выше, этапов. Так, например, выделены следующие четыре этапа деятельности команды3:
1. Проектирование.
1. Формирование.
1. Участие в проекте.
1. Расформирование и/или преобразование для работы над новым проектом.
Различают четыре основных подхода к методам сплочения команды: целеполагающий (основанный на целях), межличностный (интерперсональный), ролевой и проблемно-ориентированный.
1. Целеполагающий подход позволяет членам группы лучше ориентироваться в процессах выбора и реализации групповых целей. Процесс сплочения команды осуществляется с помощью консультанта. Цели могут быть стратегическими по своей природе или установлены в соответствии со спецификой деятельности, например, как изменение продуктивности или уровня продаж, а также как изменение внутренней среды или каких-либо процессов.
1. Межличностный подход (интерперсональный) - сфокусирован на улучшении межличностных отношений в группе. Его цель — увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.
1. Ролевой подход - проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей; предполагается, что роли членов команды частично перекрываются. Командное поведение может быть , изменено в результате изменения их исполнения, а также индивидуального восприятия ролей.
1. Проблемно-ориентированный подход к формированию команды (через решение проблем) предполагает организацию заранее спланированных серий тренингов (с участием третьей стороны - консультанта) группы людей, имеющих общие организационные отношения и цели.
Содержание процесса включает в себя последовательное развитие процедур решения командных проблем, и затем достижение главной командной задачи.
Предполагается, что наряду с наработкой такого умения у всех членов команды активность по ее формированию должна быть также сфокусирована на выполнении основной задачи, межличностных умениях, а также может включать целеполагание и прояснение функционально-ролевой соотнесенности.
Для того чтобы поддержать необходимую эффективность деятельности команды как системы и избежать возможной подмены целей проекта и команды на групповые или индивидуальные цели, используется ряд инструментов для организации деятельности команды.
В частности, например, для управления проектами характерны:
1) согласованные взаимные ожидания и требования как членов команды, так и других участников проекта;
2) определенные границы самостоятельности каждого члена команды в рамках собственной ответственности в принятии решении о сроках, распределении и использовании ресурсов, результатах по проекту;
3) групповая позитивная синергия;
4) адекватная и справедливая система мотивации руководством членов команд менеджмента проекта;
5) сбалансированная обратная связь и другие.
В качестве регулирующих процесс самоорганизации инструментов можно использовать:
1) корпоративные стандарты, правила и нормы;
2) процедуры по повышению адекватности соответствия целей команды целям и задачам проекта;
3) мероприятия по развитию профессионализма управляющего проекта и членов команды;
4) систему регулярных событий, формирующих единый информационный контекст проекта - рабочие совещания по проекту, отчеты по прогрессу и т.п.;
5) и другие, определяющиеся конкретным проектом.
Определив, что понимается под «командой», перечислив и систематизировав характеристики команд, перейдем к обзору известных математических моделей команд.
В настоящем разделе приводится модель формирования однородной команды, основывающаяся на рассмотрении иерархий взаимных представлений агентов о типах друг друга, то есть о существенных параметрах, определяющих эффективность индивидуальной деятельности (чем выше эффективность деятельности агента - больше значение его типа, тем меньше его затраты).4
При этом предполагается, что автономность деятельности сформированной команды соответствует стабильному информационному равновесию игры агентов, в котором ожидания членов команды относительно поведения друг друга оправдываются.
Процесс же формирования команды описывается динамикой взаимных представлений агентов о типах друг друга в зависимости от наблюдаемых результатов деятельности команды в целом и/или ее отдельных членов.
В качестве содержательного примера в настоящем разделе используется распределение между членами однородной команды заданного объема работ с целью минимизации суммарных затрат на выполнение этого объема работ.
Для формирования команды важно выполнить следующие условия:
1) во-первых, согласовать приоритеты стратегических интересов на интегрированном и дифференцированном уровнях, выявить особенности про явления «ценностных ориентаций в управленческой деятельности» и «ценностных регуляторов организационного поведения», сформулировать общие правила командного взаимодействия;
Таблица 1
Подтипы темпераментов
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик |
«Обидчивый» или «неспокойный» |
«Общительный» или «открытый» |
«Спокойный» или «размеренный» |
«Необщительный» или «сдержанный» |
«Агрессивный» или «возбудимый» |
«Разговорчивый» или «доступный» |
«Надежный» или «целенаправленный» |
«Трезвый» или «пессимистический» |
«Поддающийся настроению» или «импульсивный» |
«Живой» или «беззаботный» |
«Миролюбивый» или «вдумчивый» |
«Ригидный» или «неподатливый» |
«Оптимистический» или «активный» |
«Любящий удобства» или «инициативный» |
«Старательный» или «пассивный» |
«Тревожный» или «раздраженный» |
2)во-вторых, выявить для каждого
участника командной
3) в-третьих, распределить командные роли и сопутствующие им функции с учетом ресурсов (как личностных, так и опосредованных межличностными отношениями) каждого члена команды.
Недостатками рассмотренных методов, на наш взгляд, является, во- первых то, что цели и задачи проекта не являются определяющим фактором в формировании состава команды управления, а во-вторых, использование данных методов предполагает наличие у руководителя проекта высокого уровня знаний психологии и соционики, что требует от него дополнительной профессиональной подготовки.
Во многих источниках, посвященных проблемам командообразования, рассматриваются факторы, влияющие на образование команды, однако общепринятого их списка на сегодняшний день не существует. Так, авторы полагают, что «процесс образования команды - есть процесс образования ее субкультуры» и считают главным в образовании команды5:
1) тип совместной деятельности;
2) внешний и внутренний организационно-культурный контекст существования команды;
3) особенности личного стиля взаимодействия ее руководителя или лидера с другими членами команды.
В.В. Исаев относит к факторам, «позволяющим команде управления вести проект к цели»6:
1. Размер. По мере увеличения размера групп общение между членами усложняется, внутри групп могут возникнуть неформальные группы со своими целями. Оптимальным размером команды считается 7-16 человек.
2. Состав (степень сходства личностей, точек зрения, подходов). Считается, что оптимальные решения могут принимать группы из людей, которые находятся на различных позициях.
3. Групповые нормы. Член команды должен соблюдать нормы, поддерживающие поведение, направленное на достижение целей.
4. Сплоченность (мера тяготения членов команды друг к другу). Высокий уровень сплоченности команды может повысить эффективность её функционирования.
5. Групповое единомыслие (тенденция подавления отдельным человеком своих взглядов, с тем, чтобы не нарушать гармонию группы). Может снизить эффективность работы команды.
6. Конфликтность. Различия во мнениях повышают вероятность конфликта, последствия которого могут быть как положительными так и отрицательными.
7. Статус членов. Желательно, чтобы мнение членов группы с высоким статусом, определяемым должностью, опытом, информированностью и др., не было доминирующим в группе.
8. Роли членов группы. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их. Поддерживающие роли обеспечивают поведение, способствующее поддержанию жизнедеятельности группы.
9. Межличностные коммуникативно-информационные отношения.
Сложность задачи формирования эффективной КУП, на наш взгляд, перечень элементов эффективной команды, обусловлена тем, что КУП представляет собой совокупность разнородных элементов, которые необходимо не просто учесть, но и увязать в интегрированном пространстве проекта: синергия, культура, компетенции, коммуникации, лидерство, персонал, квалификация, организация, поощрение, мотивация, позиции, конфликты, стили, решения, делегирование, роли, функции, юмор, неформальное общение и др7.
Тем не менее, основным фактором, влияющим на эффективность команды управления проектом, мы считаем именно компетенции ее членов, так как большинство вышеперечисленных элементов может быть сформулированы в терминах компетенций, представляющих устойчивые поведенческие характеристики индивидуумов.
Таким образом, задача формирования эффективной команды управления проектом может быть успешно решена только при наличии у её членов определенных компетенций, необходимых как для решения профессиональных задач, так и для выстраивания межличностных отношений, особенно важных в командной работе.
Однако, несмотря на существование обширной литературы, следует признать, что многочисленные результаты изучения команд, полученные в психологии и социологии, на сегодняшний день в формальных моделях находят недостаточно полное отражение, что и определило использование нами компетентностного подхода к разработке моделей формирования команд управления проектами.
1.3. Подходы к формированию команды управления проектом
Проведенный обзор исследований команд позволил выделить преимущества методов командного управления, которые8:
1) минимизируют время принятия управленческого решения и одновременно повышают его качество за счет привлечения новых источников знаний и опыта;
2) снимают сложности, связанные с сопротивлением принятому решению, за счет привлечения всех заинтересованных сторон к процессу выработки группового решения и, следовательно, повышения их информированности;
3) ориентируют отдельных участников на общие цели, мобилизуют их инициативу и облегчают продуктивное общение между ними;
Информация о работе Функционирование и развитие команд управления проектами