Функции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в проведении анализа применения функций управления в организации целенаправленной человеческой деятельности на примере ОАО «Газпром».
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы функций управления в организации целенаправленной человеческой деятельности.
2. Проанализировать практику применения функций управления в организации целенаправленной человеческой деятельности на примере
ОАО «Газпром».
3. Обосновать направления совершенствования технологии применения функций управления в целенаправленной человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 62.16 Кб (Скачать)

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ОАО «Газпром» годовым Общим собранием акционеров избирается Ревизионная комиссия в составе девяти человек. Компетенция Ревизионной комиссии определяется Федеральным законом «Об акционерных обществах», а по вопросам, не предусмотренным Законом, — Уставом ОАО «Газпром».

Комитет Совета директоров по аудиту создается по решению Совета директоров ОАО «Газпром». Основными функциями комитета являются оценка кандидатов в аудиторы ОАО «Газпром», оценка заключения аудитора, а также оценка эффективности процедур внутреннего контроля ОАО «Газпром» и подготовка предложений по их совершенствованию.

В 2010 г. в «Газпроме» проведена реорганизация службы внутреннего аудита, в результате которой создан Департамент внутреннего аудита, который осуществляет свою деятельность в соответствии с ключевыми принципами международных стандартов внутреннего аудита.

В настоящее время в «Газпроме» проводится работа по созданию функционально-централизованной модели организации системы внутреннего аудита. Преимуществом использования данного подхода по сравнению с децентрализованным (с учетом специфики Группы как вертикально интегрированной компании с широкой географией деятельности) является усиление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью дочерних обществ ОАО «Газпром», достижение большей независимости подразделений внутреннего аудита от исполнительного руководства и возможность применять единую методологию внутреннего аудита в рамках Группы11.

Итоговый контроль осуществляется путем обратной связи начальника с подчиненными после того, как  работа выполнена, когда фактически полученные результаты сравниваются с  требуемыми. Итоговый контроль, с одной  стороны, дает руководству организации  информацию, необходимую при планировании дальнейшей деятельности организации (оценивается реалистичность поставленных задач, анализируются возникшие  проблемы), а, с другой стороны, способствует мотивации .

Таким образом, на основе проведенного анализа  организационной структуры ОАО  «Газпром», можно сделать следующие  выводы:

  о том, что руководство данной  организации стремится  к эффективной  организации деятельности собственных  структур для достижения  статуса  лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

 

 

 

РАЗДЕЛ III.  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ  ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Процесс управления  отражает рекомендованную  последовательность выполнения функций, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление  многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению  функций.

Динамизм  функций выражается в необходимости  их подстройки на все возрастающие изменения во внешней среде, которые  сегодня приобрели характер турбулентности. Для этого требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование  нестандартных решений, творческого  подхода к решению проблем. 

Одной из важнейших проблем организации  менеджмента является определение  целенаправленности его системы, то есть установление главной (общей) цели существования фирмы. Цель — это желаемое состояние системы. Существуют два вида целей: развития и стабилизации.

Главное — определить цели, которые отвечают интересам фирмы, а следовательно, определить функции управления, реализующие  эти цели.

В поделанной работе были освещены следующие  функции: 
Планирование, которое дает конкретную формулировку целей организации, средств их достижения, сроков и этапов выполнения. Оно способствует ясному видению стратегии предприятия, возникающих проблем, что дает возможность своевременной корректировке целей и задач. 
Планирование - это процесс разработки плана, определяющего: кто, что, с использованием каких ресурсов и когда должен выполнить. Для осуществления планирования необходимо сформулировать цель (желаемый результат). В зависимости от времени достижения целей планирование может быть стратегическим (подчинено разработке курса развития организации на длительный период), тактическим (основано на методах реализации стратегии на среднесрочный период, например, 5 лет), оперативным (связано с повседневным выполнением задач).

Характер  взаимосвязи между планами организации  показывает, что в условиях рыночной экономики, основу всей системы должны составлять стратегические планы. Главный  принцип стратегического планирования - адаптивность (процесс реагирования на изменения внешнего окружения  организации: потребностей потребителей, политику конкурентов, интересов трудовых ресурсов), поэтому в стратегическом планировании важное место отводится  анализу перспектив развития организации  с учетом изменений внешней среды.

Обратившись к истории российской экономики, необходимо подчеркнуть, что в командно-административной системе планирование имело решающее значение. Его главной чертой выступала  директивность - обязательность выполнения предписанных заданий, что позволило  создать второй в мире по величине индустриальный потенциал, без которого победа в Великой Отечественной  войне была бы невозможна.

В новых условиях хозяйствования планы  перестают играть роль директив, они  становятся инструментами использования  новых путей и способов совершенствования  работы организации, усиления ее позиции  на рынке.

Чтобы планы были реализованы, а цели достигнуты, необходимо создать для этого  наилучшие условия, осуществить  функцию организации.

Организация - важная функция менеджмента, которая  способствует бесперебойному функционированию предприятия. Правильно подобранная  организационная структура позволяет  сэкономить время и денежные средства организации, способствует рациональному  ведению хозяйственной деятельности.

Данная  функция должна обеспечить соответствие существующей системы управления новым  целям, установленным в плановых заданиях. Если такого соответствия нет, то при помощи данной функции должны быть созданы новые системы или реорганизованы старые, например, использована система соучастного управления, основанная на активном участии работников в процессе разработки решений.

Основной  показатель высокой организации  управления в настоящее время - быстрая  реакция на изменение факторов внешней  среды.

Что касается функции организации, то организационная  структура 

ОАО «Газпром» достаточно точно  соответствует ее целям и задачам. 
            Контроль непрерывно связан с остальными функциями управления и, с одной стороны, зависит от них, с другой - предопределяет их содержание. Главные инструменты реализации данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет (сбор, регистрация и обобщение всей информации, необходимой руководству для принятия решений) и анализ (сопоставление полученных результатов с запланированным уровнем, выявление причин отклонений). Например, на производстве контроль может осуществляться в виде наблюдения с использованием различных контрольно-измерительных приборов. Для контроля за денежными средствами применяют финансовые и бухгалтерские документы. Своих подчиненных руководитель может контролировать в форме письменных отчетов о работе или путем проведения совещаний и обсуждения проблем, возникающих в фирме или у отдельных работников. Задачей контроля является количественная и качественная оценка результатов работы организации. В нем выделяются два главных направления: отслеживание выполнения работ и принятие по корректировке всех значительных отклонений.

Неотъемлемым  элементом контроля являются люди. Часто только знание того, что работа контролируется, является для них  стимулом ее качественного выполнения. Однако просто "видимость" контроля,      при отсутствии его эффективного механизма не может привести к положительным результатам.

Чтобы контроль был эффективным, он должен обладать свойствами: иметь стратегическую направленность; быть ориентированным  на результаты; быть своевременным, гибким, простым, экономичным; использовать средства и методы, соответствующие контролируемому виду деятельности. Предназначением контроля является предупреждение возможных отклонений, а не их ликвидация.

Функция контроля не является конечным пунктом  процесса управления, такой конечной точки в управлении не существует, так как каждая управленческая функция движима другой. Пользуясь результатами контроля, предприятие ставит новые цели, разрабатывает новые планы, принимает решения в области организации и мотивации труда.

Контроль это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и  распоряжений. Это один из важнейших  факторов нормального функционирования организации. Он объединяет в себе все  виды управленческой деятельности. Контроль помогает устранять недоработки  и своевременно находить ошибки. 
             Функция мотивации является двигателем рабочего процесса. Если коллектив знает, что свой труд он получит достойное вознаграждение, то он в целом будет работать эффективно.

Для достижения целей необходимо осуществить  деятельность, направленную на активизацию  работающих в организации, побудить их эффективно трудиться реализовать  функцию мотивации.

Процесс мотивации включает установление неудовлетворенных  у работников потребностей (состояние  недостатка в чем-либо); формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей и определение системы  действий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Действия  по мотивации включают в себя экономическое  и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого  потенциала работников и их саморазвития (привлечение к выполнению более  сложных заданий, направление на обучение, стажировку).

Применение  каждого из видов мотивации или  их сочетания зависит от конкретных условий, в которых работает организация. Например, солидарности придается большое  значение там, где ценится роль командной  или групповой работы. В истории  отечественной промышленности этот метод использовался совместно  с такими принципами социалистической идеологии, как взаимовыручка, взаимопомощь. В сегодняшних условиях данный метод  требует переноса внимания на создание сильной организационной культуры, провозглашающей ценности и принципы функционирования компании.

На  обеспечение согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержании и совершенствовании  режима работы системы направлена функция  координации. Данная функция призвана обеспечить бесперебойность и непрерывность  управления. Для ее выполнения могут  использоваться всевозможные документы, технические средства, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работы организации. С помощью  средств связи устанавливается  взаимодействие между подразделениями, маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех общих  функций управления.

Помимо перечисленных основных функций управления предприятие должно решать еще значительный комплекс взаимосвязанных задач: управление финансовой деятельностью, кадровой политикой, обучением и повышением квалификации персонала, решением научно-исследовательских и конструкторских проблем и т.п. Особое место среди функций управления производством занимает маркетинг, призванный обеспечивать приспособление производства к требованиям и спросу рынка, т.е. решать новые для российского предпринимательства задачи. С методологической точки зрения изучение функций управления должно ориентироваться на изменения в содержании управленческих концепций, отражающие глубинные процессы, происходящие в экономике России. Проблемы маркетинга особенно актуальны в настоящее время не только в силу своей новизны для большинства руководителей, но и из-за особо сложной конкурентной ситуации на отечественном рынке, куда хлынули новые и в основном высококачественные импортные товары. Особая роль теперь отводится потребителю, выдвигающему свои требования к товару, к его технико-экономическим характеристикам, возрастает значение конкуренции, борьбы за покупателя. Все это дает основания для рассмотрения проблем маркетинга как одной из важнейших функций управления.

На современном этапе развития наблюдается возникновение новой  концепции управления - контроллинга.

Контроллинг (от англ. control - руководство, регулирование, управление, контроль) - новая концепция управления, порожденная  практикой современного менеджмента. Согласно "одной из основных причин возникновения и внедрения концепции  контроллинга стала необходимость  в системной интеграции различных  аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе"(то есть на предприятии, в торговой фирме, банке, органе государственного управления и др). "Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки" (в том числе  компьютерной) "основных функций  менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений".

Таким образом, развитие менеджмента  в ХХ в. можно описать формулой: от Файоля к контроллингу. Хотя истоки контроллинга прослеживаются с XV - XVIII вв., он стал популярен за рубежом (в  США, Германии и др. странах) в последние  десятилетия. В России интерес к  контроллингу стал проявляться в  начале 1990-х годов.

Контроллинг - это инструмент менеджера, но сам по себе он не может обеспечить успех предприятия и не может  освободить менеджеров от функций управления. Основные идеи контроллинга изложены в монографиях. 

Информация о работе Функции управления