Функции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в проведении анализа применения функций управления в организации целенаправленной человеческой деятельности на примере ОАО «Газпром».
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы функций управления в организации целенаправленной человеческой деятельности.
2. Проанализировать практику применения функций управления в организации целенаправленной человеческой деятельности на примере
ОАО «Газпром».
3. Обосновать направления совершенствования технологии применения функций управления в целенаправленной человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 62.16 Кб (Скачать)

Функции управления результатами. К результатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации, затраты, качество продукции и так далее. Соответственно выделяют конкретные функции:

  •   управление качеством;
  •   управление производительностью;
  •   управление затратами и так далее.

Несмотря  на наличие большого количества классификаций  функций управления, в науке выделяется четыре основные функции управления:

  •   планирование;
  •   организация;
  •   мотивация;
  •   контроль.

Рассмотрим  подробнее содержание каждой из них.

1.   Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

2.  Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

3.  Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

4.  Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения. 

Изучение  процесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объемы работ по каждой из функций, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы  управления. Каждая управленческая функция  наполнена характерным для нее  объемом и содержанием работ  и имеет специфическую структуру, в рамках которой она реализуется9. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий.

        Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений,  и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить  информацию для принятия правильного  решения и сделать это решение  понятным для других членов  организации. Из-за этого, а  также вследствие того, что эти  две характеристики связывают  все четыре управленческие функции,  обеспечивая их взаимозависимость,  коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.     

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Функции управления занимают одно из центральных мест в управленческой деятельности любой организации. Но следует различать функции управления, функции органов управления и функции управления персоналом.
  2. Все функции управления первичны и являются исходными для функций органов управления и управленческих кадров.
  3. Функции управления характеризуют ту или иную активность взаимодействия объекта и субъекта управления.
  4. Для наиболее эффективного управления они должны образовывать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления. То есть все функции управления взаимосвязаны и взаимодополняемы.

    

 

 

 

РАЗДЕЛ II.  РОЛЬ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»

 

ОАО «Газпром» - крупнейшая газовая компания в мире. Государство является собственником  контрольного пакета акций Газпрома - 50,002%.

«Газпром» — надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям. Компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная сеть — Единая система газоснабжения России, протяженность которой превышает 161 тыс. км. На внутреннем рынке «Газпром» реализует свыше половины продаваемого газа. Кроме того, компания поставляет газ в 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Компания  входит в пятерку крупнейших производителей нефти в РФ, а также является крупнейшим владельцем генерирующих активов на ее территории. Их суммарная установленная мощность составляет 17% от общей установленной мощности российской энергосистемы.

Рассмотрев  краткую характеристику ОАО «Газпром», перейдем к анализу реализации функций  управления на данном предприятии10.

Важнейшей функцией управления считают планирование. Оно позволяет поддерживать пропорциональность производства, слаженную работу всех подразделений предприятия, рационально  использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Благодаря  этому обеспечивается необходимая  организация хода производства —  динамическое равновесие внутренних процессов  предприятия.

Планирование  заключается в основном в определении  главных целей деятельности предприятия  и ориентировано на определение  намечаемых конечных результатов с  учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения  необходимыми ресурсами.

 

Руководство ОАО «Газпром» сформулировало основные планы своей организации следующим  образом:

• обеспечение энергетической безопасности России;

• удовлетворение потребностей страны в  природном газе, расширение газификации;

• укрепление сырьевой базы газовой промышленности;

• обеспечение высокой надежности поставок газа;

• оздоровление экологической обстановки;

• повышение прибыльности и конкурентоспособности  ОАО Газпром на внутреннем и международном  рынках.

Стратегической  целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди  глобальных энергетических компаний посредством  освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения  надежности поставок.

При этом ОАО «Газпром»  видит свою миссию в максимально  эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации и выполнении с высокой  степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Для претворения в жизнь  разработанной стратегии предприятия  менеджменту необходимо продумать организационный аспект - как правильно и наиболее эффективно скоординировать работу всех элементов предприятия. 

Газпром относится к вертикально  интегрированной компании, которая  предполагает объединение в рамках одной компании производства исходных компонентов производственного  цикла, их переработку, распределение, продажу продуктов переработки  и другие мероприятия.

Данный тип организационной  структуры управления означает деятельность во всем цикле продукта – от разведки и разработки нефтяных и газовых  месторождений, транспортировки жидкой и газообразной продукции, комплексной переработки продукта до его реализации конечным потребителям. В Газпроме все это сопровождается научными исследованиями и инновационным процессом, поэтому можно сделать вывод, что данная структура соответствует технологии.

Для эффективной деятельности организации требуются ответственные  и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью  традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые  осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей  организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов.

Наиболее эффективной  и наиболее полно учитывающей  разнообразные потребности людей, с точки зрения руководства ОАО  «Газпром», является теория А.Маслоу. Руководитель, который знает уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет  доминировать у него в будущем, следовательно, может выбрать наиболее эффективный  мотиватор. При применении иерархии потребностей по Маслоу большая роль отводится интуиции, что и является лучшим объяснением ее популярности.

Соотношение различных мотивов, обуславливающих поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека мотивационная  структура индивидуальна и обусловливается  рядом факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, ценностными ориентациями.

Рассмотрим потребности  работников ОАО «Газпром», доминирующие в настоящее время. В иерархии потребностей для сотрудников-управленцев  наибольшее значение имеет удовлетворение их потребностей в самоутверждении  и в самовыражении. Это связано  со стремлением людей к получению  высокого статуса, завоевания авторитета, продвижению по службе, власти, а  также к реализации своих потенциальных  возможностей, творческих способностей, в то время как они, занимая высокую должность, в основном удовлетворили свои первичные, а также социальные потребности.

В иерархии потребностей для  сотрудников-специалистов неуправленческого  звена наибольшее значение имеет  удовлетворение их социальных потребностей и потребностей в самовыражении. Это связано со стремлением людей  к поддержке со стороны окружающих, признанию их заслуг, а также в  завоевании авторитета, получении публичного признания, когда первичные потребности  в основном удовлетворены.

В иерархии потребностей рядовых  работников на первое место выходит  удовлетворение их первичных потребностей, т.е. физиологических и потребностей в безопасности. Это связано со стремлением к удовлетворению потребностей, обеспечивающих человеку элементарное выживание, а также со стремлением  к получению определенных социальных гарантий.

Суть экономических мотивов  состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых  к ней организацией, получают определённые материальные выгоды, повышающие их благосостояние. Основными формами денежных доходов, связанных с трудовой деятельностью, является заработная плата и различные  выплаты и льготы.

Применяется также еще  одна форма мотивации - продвижение  в должности, которое дает и более  высокую заработную плату (экономический  мотив), интересную и содержательную работу (организационный мотив), а  также отражает признание заслуг и авторитета личности (моральный  мотив).

Готовность и способность персонала плодотворно работать, развиваться, учиться новому — залог долгосрочного успеха «Газпрома». Поэтому компания уделяет серьезное внимание повышению профессионального уровня коллектива. Кроме того, «Газпром» сотрудничает с ведущими российскими вузами для подготовки молодых специалистов, в частности — с Российским государственным университетом нефти и газа имени И. М. Губкина.

В «Газпроме» хорошо понимают, что коллектив компании — ее основная ценность. Поэтому в своей деятельности «Газпром» следует высоким международным стандартам по вопросам социальной и кадровой политики. Серьезное содействие в формировании социально-трудовых отношений между компанией и работниками оказывает Межрегиональная профсоюзная организация ОАО «Газпром» (МПО ОАО «Газпром»).

Для эффективной организации  управленческой деятельности и обеспечения  достижения целей, поставленных организацией, необходим постоянный контроль всех подразделений и структур организации. Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьёзными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Как известно, контроль бывает следующих видов: 
1) предварительный;                           
2) текущий (система обратной связи); 
3) заключительный (итоговый).

Для ОАО «Газпром», как  и для любой крупной организации  необходимо использование всех вышеназванных  видов контроля.

Предварительный контроль на промышленном предприятие ОАО «Газпром» осуществляется в отношении человеческого фактора. Контроль потенциальных сотрудников каждого отдела происходит путем проверки уровня профессионального образования, наличия необходимого стажа работы по специальности, проведения различных психологических тестов, тестов на профессиональную пригодность и собеседований.

Текущий контроль ОАО «Газпром»  базируется на измерении фактических  результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для этого используется система  обратной связи начальника с подчиненным  в каждом отделе, позволяющая руководству  выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути достижения целей. Отклонения могут быть вызваны как внешними факторами (конкуренция, ухудшение экономической ситуации, принятие новых законов и др.), так и изменением внутренней среды самого предприятия.

Информация о работе Функции управления