Функции менеджмента в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

описание и анализ функций менеджмента в туризме

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Функции менеджмента и их значение 6
1.1 Функция планирования 6
1.1.1 Понятие и виды функции планирования 6
1.1.2 Принципы и техника планирования 7
1.2 Функция организации 9
1.2.1 Понятие Функция организации 9
1.2.2 Виды организационной структуры предприятия 12
1.3 Функция мотивации 12
1.3.1 Понятие мотивации 12
1.3.2 Современные теории мотивации 13
1.3.3 Содержательные теории мотивации. Иерархия
потреб¬ностей,по Маслоу 14
1.3.4 Теория потребностей Мак-Клелланда 15
1.3.5 Двухфакторная теория Герцберга 16
1.3.6 Процессуальные теории мотивации 16
1.4 Функция контроля 19
Выводы 24
Глава 2 Реализация функций менеджмента на тур предприятии 26
2.1 Планирование в туризме 26
2.2 Функция организации на туристическом предприятии 27
2.3 Функция мотивации в туризме 29
2.3.1 Мотивы путешествий 29
2.3.2 Мотивация трудовых отношений 32
2.3.3 Стимуляция сотрудников 32
2.3.4 Система стимулирования труда 34
2.3.5 Морально-психологические стимулы 35
2.4 Функция контроля в туризме 35
2.4.1 Постановка целей тур предприятия 35
2.4.2 Реализация контроля достижения целей туристического
предприятия 39
Выводы 41
Заключение 42
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

Функции менеджмента в туризме4.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     Общим во всех этих понятиях является направленность целей на достижение конкретных результатов, характеризующих перспективное состояние внутренней среды хозяйствующего субъекта. К конечным результатам может привести лишь деятельность внутренней среды хозяйствующего субъекта, состоящей из субъекта управления – системы управления – и объекта управления – управляемой системы.

     Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются  в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.

     Типичными результативно-хозяйственными целями могут быть стремление к доходу, увеличение оборота, снижение расходов или стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи).

     Цели  деятельности организации должны отвечать SMART – принципу, т.е. должны быть:

  • конкретными (specific);
  • измеримыми (measurable);
  • согласованными (agreeable, accordant);
  • достижимыми (realistic);
  • определенными во времени (timebounded).

     Для того, чтобы повысить эффективность  организации, цель должна быть реальной и достижимой. Постановка недостижимой цели ведет к двум нежелательным последствиям: затратам ресурсов и отсутствие у работников стремления к успеху. Достижение поставленной цели люди связывают со своими надеждами на лучшую личную перспективу, удовлетворение потребностей и благополучие. В результате потери личной заинтересованности в труде снижается эффективность всего производства.

     Все поставленные цели должны быть конкретными и измеримыми в определенных единицах измерения – количественных или качественных, например увеличение объема реализации туристских услуг на 5% за квартал или увеличение коэффициента загрузки гостиницы на 9% за год. В противном случае сложно будет оценить достижение поставленных целей.

     Ориентация  целей во времени означает, что  для каждой цели устанавливается временной горизонт планирования.

     Взаимоподдерживаемость  целей заключается в том, что  действия и решения, принимаемые для достижения одной цели, не только не должны мешать, но и при возможности должны способствовать достижению других целей. Поэтому очень важны правильная формулировка цели, обеспечение ее ресурсами, а работников – материальными стимулами их выполнения.

     На  основании стратегического плана  руководители разрабатывают краткосрочные планы, называемые тактикой. Результаты тактики видны по мере выполнения конкретных действий.

     Цели, как показано в ряде работ по стратегическому  менеджменту, разделяются на общие (глобальные), разработанные для организации в целом, и частные.

     Общие цели отвечают следующим требованиям: отражают концепцию развития фирмы; разрабатываются на длительную перспективу; определяют основные направления программ развития организации; ранжируются по принципу приоритетности.

     Частные (специфические) цели разрабатываются  в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении организации и  выражаются в количественных и качественных показателях (объем реализации услуг, издержки, норма прибыли). В непроизводственной сфере, куда относятся также предприятия туриндустрии, выделяют четыре наиболее важные специфические цели:

  • маркетинг (уровень продаж, диверсификация услуг, система сбыта, организация рекламы и связей с общественностью);
  • инвестиции в развитие фирмы (техника, компьютеризация, технологический уровень);
  • производство (издержки, качество услуг, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция);
  • финансы (структура и источники финансирования, денежные потоки, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения).

     Перечисленные цели, как правило, важны для всех подразделений фирмы. Но каждая компания имеет различные структурные подразделения (управленческие, производственные, коммерческие и др.), которые также не могут функционировать без поставленной цели и по сравнению с общими и частными целями имеют специфические задачи. Например, для отдела маркетинга специфической целью может служить увеличение объемов продаж на определенную величину, увеличение рыночной доли компании, увеличение рыночной доли компании, увеличение коэффициента действенности рекламы. Таким образом, представление о значении организации или тур предприятии образует фундамент для установления целей организации в целом, её подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.

     Как правило, тур предприятия ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

     Задачу  часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (например, задача менеджера по турам) и информацией.

     Помимо  регулярно повторяющихся, традиционных проблем туристские предприятия  должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т. д. Классификация  целей позволяет конкретизировать задачу и использовать соответствующие механизмы и методы,  наработанные для разных групп целей.

     Критерии  целей могут быть следующими:

  • иерархия (могут подразделятся по уровню, по сроку действия (перспективные, текущие), по охвату проблемы и масштабу действий (тактические, стратегические));
  • среда (внутренняя и внешняя);
  • измеримость (количественная и качественная);
  • повторяемость (постоянная и разовая);
  • приоритетность (особо приоритетная и прочие);
  • содержание (производственное, экономическое, социальное);
  • структурные (финансовые, маркетинговые, кадровые и др.).
 

     2.4.2 Реализация контроля достижения целей туристического предприятия. Рассмотрим данный вопрос на примере крупного предприятия ООО Тез Тур. ООО Тез Тур является одним из крупнейших туроператоров Беларуси. В активе компании более 30 операторских направлений с вылетами из Минска и Москвы. Структура компании включает  региональные представительства , количество которых с каждым годом увеличивается.

     На  основе этой компании будут рассмотрены  цели крупной коммерческой организации[19].

     Стратегической  целью проекта является создание международного туристического холдинга, обеспечивающего устойчивую эффективную деятельность белорусского многопрофильного туроператора по организации выезда граждан Беларуси за рубеж и приема иностранных туристов .

     Тактические задачи:

     1. создание совместных предприятий на паритетной основе с зарубежными принимающими партнерами по основным направлениям массового спроса под единым брендом "ТЕЗ ТУР";

     2. создание высокотехнологичного  туроператора, ориентированного в  работе на потребности белорусских турагентств и предлагающего им широкий ассортимент качественного конкурентоспособного продукта в сегменте средне и высоко-бюджетных туров;

     3. реализация уникальной для белорусского туристического рынка бизнес-модели, которая предполагает универсальность компании как поставщика турпродукта с момента ее создания.

     Как в Минске, так и в регионах "ТЕЗ  ТУР" ведет продажу туров только через туристские агентства. На первом этапе проекта в каждом крупном региональном центре будут вести работу представители компании, обеспечивая информационную поддержку агентской сети, координацию рекламных акций, содействие в отправке документов. По мере роста объемов продаж планируется реализация проекта франчайзинга с наиболее активными и лояльными партнерами-агентствами.(20)

     Таким образом, на примере крупной, известной туристской организации можно сделать вывод, что фирма рассматривает как основную цель не только получение прибыли, но также заботится об имидже компании и качестве предоставляемых ею услуг. И тот факт, что уже ни один год этот туроператор находится в пятерке лидеров по различным популярным направлениям в стране, доказывает слаженную работу подразделений фирмы, что является одним из важных условий правильной работы всего предприятия, и то, что выбранная организацией модель достижения цели успешно функционирует.

 

     Выводы

 

     В этой главе мы рассмотрели реализацию функций менеджмента в туризме. Планирование, которое дает конкретную формулировку целей организации, средств их достижения, сроков и этапов выполнения. Оно способствует ясному видению стратегии предприятия, возникающих проблем, что дает возможность своевременной корректировке целей и задач.

     Организация - не менее важная функция менеджмента, которая способствует бесперебойному функционированию предприятия. Правильно подобранная организационная структура позволяет сэкономить время и денежные средства организации, способствует ее рациональной деятельности.

     Что касается функции организации, то организационная  структура имеет немаловажную роль на туристическом предприятии, так как неправильное распределение обязанностей, непонимание работниками кому подчинятся может привести к дисбалансу, и как итог распаду организации.

     Функция мотивации является двигателем рабочего процесса. Если коллектив знает, что  свой труд он получит достойное вознаграждение, то он в целом будет работать эффективно. Стимулирование активизирует деятельность людей, заинтересовывает в достижении более высоких результатов своего труда. Это поощрение работников различными способами к более качественному выполнению своей работы

     Контроль  это системное наблюдение за выполнением  планов, заданий и распоряжений. Это один из важнейших факторов нормального  функционирования организации. Он объединяет в себе все виды управленческой деятельности. Контроль помогает устранять недоработки и своевременно находить ошибки.

 

     Заключение 

 

     Наиболее  полное содержание менеджмента как  процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и  социально - экономическими процессами.

     Основными функциями менеджмента являются планирование, организация, мотивация и контроль. Все они имеют две общие характеристики: требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации.

     Цели  – это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности.

     Цели  могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.

     Основная  задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели  персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.

Информация о работе Функции менеджмента в туризме