Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могут выполнять одну функцию.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Понятие и классификация функций менеджмента 6
1.1. Основные и специфические функции менеджмента 7
1.2. Делегирование полномочий как одна из функций эффективного менеджмента. 13
1.3. Принципы обеспечивающие взаимосвязь и динамизм в менеджменте 16
1.3.1. Организационная структура как объект управления 16
1.3.2. Роль руководства и координация в реализации эффективного менеджмента 19
Глава 2. Практическая часть. 21
2.1. Общая характеристика ОАО «БМК» (Белорецкий металлургический комбинат) 21
2.2. Миссия, целевые программы ОАО «БМК» 23
2.3. Организационная структура управления 25
Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (Тюндерова).doc

— 512.50 Кб (Скачать)

                 бухгалтерский.

Оперативный - сбор текущей информации (учет явок, простоев оборудования, запчастей, запасов и т.д.). Данные его используются для текущего управления фирмой.

Статистический - изучение и контроль наиболее типичных хозяйственных процессов с помощью статистических методов. Он обеспечивает фирму данными о состоянии и движении производственных фондов и другими информационными материалами.

Бухгалтерский учет - постоянный, непрерывный, сплошной, достоверный учет хозяйственных операций, охватывающий всю деятельность фирмы и всех ее подразделений. Данные бухучета обязательно подтверждаются документально в строго определенной форме.

Анализ - середина между контролем и планированием в «кольце управления»(рис.4.). Им заканчивается один цикл управления (анализ результатов) и начинается следующий (анализ исходной позиции). Ясно, что в практической непрерывной коммерческой деятельности эти два вида анализа сливаются. В результате анализа должны быть сделаны выводы:

                 как реагировать на прогнозы,на ожидания связанных групп;

                 по использованию возможностей;

                 по предотвращению опасностей;

                 по укреплению сильных сторон и их использованию;

                 по усилению слабых мест, которые следует учесть в стратегических и годовых планах.

Рис. 4. Кольцо управления


1.2. Делегирование полномочий как одна из функций эффективного менеджмента.

В некоторых организациях сотрудники по всем вопросам обращаются к начальнику, и только он принимает решения. При этом начальник демонстрирует свою власть и получает удовлетворение от чувства собственной незаменимости, а подчиненные перекладывают часть своей работы и полностью свою ответственность на плечи начальника. Однако эффективность такой организации труда невелика. Начальник задыхается среди мелочей и не может найти время для той работы (например, по выбору стратегических приоритетов фирмы), которую только он может выполнить, а сотрудники полубездельничают, ожидая визита к начальству.

Более рациональна система "делегирования полномочий", при которой процесс принятия решений распределен по всей иерархической структуре управления. Задачи, стоящие перед организацией, разбиваются на более мелкие задачи, за решение которых отвечают те или иные подразделения и отдельные сотрудники. При этом каждый из них:

      "знает свой маневр", т.е. четко знает, за выполнение какой работы отвечает;

      знает, какими ресурсами может распоряжаться самостоятельно, в каких случаях имеет право обращаться за помощью к руководству;

      знает, что результат его работы оценивается по тому, как он делает свое дело, и имеет представление о величине и способе вознаграждения за труд.

Таким образом, происходит "распределение полномочий" между менеджерами различных уровней. Важно, что работа каждого оценивается самим выполняемым этим менеджером делом, в частности, не зависит от личных взаимоотношений с начальством. Известный отечественный менеджер и публицист Ю.И.Мухин называет такую систему распределения прав и обязанностей "делократией".[3] Распространенным примером делократии является подрядный метод, при котором подрядчик получает от фирмы задание, правила приемки работы и ее оплаты в зависимости от качества, а также начальное финансирование, а все остальное - набор работников, организация трудового процесса, выбор поставщиков и т.п. - дело подрядчика, а не фирмы. В процессе принятия решения возможны два направления распределения полномочий, одним из которых является делегирование. Делегирование бывает ограниченное и высокое.

Ограниченное делегирование:

      решения по инвестициям в пределах бюджета;

      решение о персонале;

Высокое делегирование:

текущие производственные вопросы;

решения о сбыте продукции.

Таблица 1 Последствия делегирования и централизации решений 

Результат

Преимущества делегирования

Недостатки централизации

Недостатки делегирования

Преимущества централизации

 

Успех фирмы

Улучшение результатов из-за повышения ответствен­ности исполнителей

Снижение затрат

Возможность отсутствия менеджера

Требуется высокая квалификация низших уровней управления

Добавочные затраты на контроль принимаемых решений.

Качество решений

Высшее руководство может сосредоточиться на стратегических решениях

Реальность принимаемых решений
Далекие от реальности решения центра 

Недостаточная однородность принимаемых решений

Однородность централизованного решения;

Проблема квалификации низших уровней управления;

Длительный процесс осуществления решений

Загрузка

менеджмента

Разгрузка верхних уровней

Ненужность штабов
Разгрузка путей коммуникации

Загрузка подчиненных уровней
 

Увеличение объема решений

Координация

Самоопределение подчиненных уровней управления

Их собственная ответственность

Вмешательство высшего звена лишь в исключительных случаях

Возможность конфликта с нижними уровнями управления
Повышение необходимости их контроля

Социально-психологические эффекты

Дополнительные возможности развития низших уровней управления

Повышенные требования к производительности у подчиненных менеджеров

Переживание за успех, удовлетворенность у них

Перепоручение подчиненным уровням управления (снятие ответственности)

Стресс из-за ответственности у низших уровней менеджмента
Меньше возможности для принятия решений у руководства

 


1.3. Принципы обеспечивающие взаимосвязь и динамизм в менеджменте

1.3.1. Организационная структура как объект управления

"Офис достигает совершенства как раз к тому времени, когда фирма приходит в упадок", - 12-й закон Паркинсона Под философией управления понимают самые общие принципы, на основе которых строится структура управления организацией и осуществляются процессы управления. Философия качества и философия управления взаимосвязаны - философия качества задает цель и направление деятельности организации, философия управления определяет организационные средства для достижения этой цели. Основы философии управления, так же как и философии качества, были заложены Ф. У. Тейлором.

В самой же организационной структуре не содержится ничего такого, что ограничивало бы нас в этом отношении. Кроме того, эти ограничения на структуру организации часто вызывают серьезные и дорогостоящие последствия. Вот только четыре из них:

1.      во-первых, между отдельными частями организаций такого рода возникает не сотрудничество, а конкуренция. Внутри организаций существует более сильная конкуренция, чем между организациями, и эта внутренняя конкуренция приобретает значительно менее этичные формы;

2.      во-вторых, обычный способ представления структуры организаций серьезно затрудняет определение задач отдельных подразделений и измерение соответствующих показателей качества работы вследствие большой взаимозависимости подразделений, объединенных подобным образом;

3.      в-третьих, это способствует созданию организаций, сопротивляющихся изменениям, особенно изменениям их структуры; поэтому они перерождаются в бюрократические структуры, не поддающиеся адаптации. Большинство таких организаций обучается крайне медленно, если обучается вообще;

4.      в-четвертых, представление организационной структуры в виде двумерного дерева ограничивает число и характер возможных вариантов решения возникающих проблем. При наличии такого ограничения невозможны решения, обеспечивающие развитие организации с учетом технических и социальных изменений, темпы которых все больше и больше растут. Существующая обстановка требует, чтобы организации были не только готовы к любым изменениям, но и способны им подвергаться.

Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенных функций управления или работ. При этом должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение функций и достижение поставленной цели. На рис.5 в структуре руководство показано только на уровне исполнительных органов, а высшее руководство (совет директоров, наблюдательный совет и т.д.) не показаны, так как зависят от организационно-правовой формы предприятия.
 

Рис.5 Организационная структура управления предприятием (фирмой)

АХО — административно-хозяйственный

отдел.

БРИЗ — бюро рационализации и

изобретательства.

ВОХР — вооруженная охрана.

ДДУ — детские дошкольные учреждения.

ДОЦ — детский оздоровительный центр.

ЖКО — жилищно-коммунальный отдел.

ИВЦ — информационно-вычислительный

центр.

Медсанчасть — медицинская санитарная часть.

ОАСУП — отдел автоматизированных систем 

управления производством.

ОВЭС — отдел внешних экономических

связей.

ОГК — отдел главного конструктора.

ОГМ — отдел главного механика.

ОГМет — отдел главного металлурга.

ОГМетр — отдел главного метролога.

ОГТ — отдел главного технолога.

ОГЭ — отдел главного энергетика.

ОИХ — отдел инструментального хозяйства. 

ОК — отдел кадров.

ОКК — отдел кооперации и комплектации.

ОКС — отдел капитального строительства.

ОМА — отдел механизации и автоматизации.

ОМТС — отдел материально-технического снабжения.

ОНЗИС — отдел надзора за зданиями и сооружениями.

ОНТИ — отдел научно-технической информации.

ООТБ — отдел охраны труда и техники безопасности.

ООТиЗ — отдел организации труда и заработной платы.

ОООС — отдел охраны окружающей среды.

ОПК — отдел подготовки кадров.

ОСН — отдел стандартизации и нормализации.

ОТД — отдел технической документации.

ОТК — отдел технического контроля.

ПДО — планово-диспетчерский отдел.

ПЭО — планово-экономический отдел.

ФО — финансовый отдел.

ЦЗЛ — центральная заводская лаборатория. 

 


1.3.2. Роль руководства и координация в реализации эффективного менеджмента

Руководство (лидерство) — деятельность по мотивации персонала, активизации людей, работающих в организации, выбору наиболее эффективных каналов коммуникации и разрешению организационных конфликтов.

Руководство как единый процесс может быть, разбит на отдельные действия и шаги руководителя. Они направлены на достижение промежуточных, оперативных целей. Руководство непосредственно связано с оказанием влияния на подчиненных, учеников, друзей и т.п. Готовность персонала следовать приказам и распоряжениям руководителя, определяется следующими факторами:

      степенью понимания смысла распоряжения;

      совместимостью распоряжений с индивидуальными потребностями и интересами сотрудников;

      интеллектуальными и физическими способностями подчиненных;

      личных взаимоотношений;

      организаторских талантов руководителя;

      качества руководства;

      мотивации.

Одним из элементов руководства является обязательное наличие общей цели, на достижение которой будет направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют менеджера либо выполнить их для достижения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, либо они не должны мешать достижению целей организации. Чтобы подчинить цели индивида целям группы руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть.

Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому управление - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

Управление нередко идентифицируется с органами или аппаратом управления. Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Главная задача людей, занятых в этом аппарате, - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

Отсюда появляется необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура, различные формы демократизации управления, участие работающих в прибылях, собственности, управлении, стиль руководства и лидерство.


Глава 2. Практическая часть.

2.1.  Общая характеристика ОАО «БМК» (Белорецкий металлургический комбинат)

Открытое акционерное общество «Белорецкий металлургический комбинат», расположенный  на улице Блюхера, дом №.1, в городе Белорецк республики Башкортостан, входит в тройку ведущих производителей метизов в России и лидирует в производстве канатов, пружинной проволоки, арматурных прядей, высокопрочной проволоки, шарикоподшипниковой проволоки, а также является единственным предприятием России, где выпускается микропроволока диаметром до 0,009 мм.

Информация о работе Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм