Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:56, курсовая работа
Цель работы — рассмотрение франчайзинга, как одну из форм сбыта товаров или услуг.
Задачи:
Рассмотрение теоретических основ франчайзинга.
Проследить историю возникновения и развития франчайзинга в мире и в России в частности.
Рассмотреть условия заключения сделок по франчайзингу и их виды.
Введение 6
Теоретические основы франчайзинга 9
Понятия, сущность франчайзинга и его значение в рыночной экономике 9
История возникновения франчайзинга и этапы его развития 12
Основные условия франчайзинга 18
Виды франчайзинга 21
Товарный франчайзинг 22
Производственный франчайзинг 23
Деловой франчайзинг 24
Другие виды франчайзинга 26
Виды франчайзинговых систем 26
Российский опыт применения франчайзинга 29
Применение франчайзинга на российских предприятиях 29
Особенности франчайзинга в России 30
Проблемы развития франчайзинга в России 32
Заключение 39
Список использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ 41
Для состоявшихся компаний франчайзинг — хороший способ завоевания рынка. Предприятие одновременно увеличивает зону распространения бренда и рынок сбыта своей продукции. Во многих странах франчайзинг — особая статья заботы властей.
Данные, проводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса.
Несовершенство законодательства, заключающееся как в отсутствии понятия «франчайзинг» в правовой базе России, так и в желании ряда законодателей поставить знак равенства между понятиями «франчайзинг» и «коммерческая концессия», а также спонтанность в развитии российского рынка вынудили ряд иностранных франчайзеров вообще отказаться от применения франчайзинга на российской территории или потребовали разработки новых условий для внедрения бизнес-схемы франчайзинга на российский рынок. Вместе с тем за последние несколько лет произошло изменение в структуре франшиз, функционирующих на отечественном рынке, в сторону увеличения доли российских франшиз по отношению к иностранным. Удельная доля российских предприятий, начинающих применять франчайзинг, постоянно растет. Франчайзинг активно применяют такие известные сети магазинов, как «Перекресток», «Копейка», «Кодак», «Ile De Beute», «Картридж Мастер» и многие другие.
Развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применения франчайзинга в регионе неразрывно связно с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.
Решение
многих экономических проблем
Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара, имеющего известную торговую марку и ограниченную номенклатуру.
Как известно, объектом франчайзинга могут быть: продукт (изделие с материальной формой), услуга, производственный процесс, бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий), комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.
Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения:
1) Экономические проблемы. Франчайзинг — экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам можно отнести:
Важнейшей
экономической проблемой
2)
Организационно-правовые
Основные
проблемы франчайзинга в России в
настоящее время
Все это затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике. Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство.
3)
Социально-психологические
Особое
место среди проблем
Как уже упоминалось выше, большая часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи. Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга. Эта система должна иметь два направления: широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента и узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга. Эти два направления должны дополнять друг друга.
Естественно, что рассмотренные проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием «франчайзинг». Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию «франчайзинг». Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку «обходных» правовых схем. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.
Важнейшим
социально-психологическим
Решение образовательных проблем франчайзинга, вызванных слабой подготовкой предпринимателей в этой области, связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.
Как
видно из сказанного выше, взаимосвязь
экономических, организационно-правовых,
социально-психологических и
Заключение
Таким
образом, решение многих экономических
проблем современной России требует
новых экономических
В России интерес к такому франчайзингу возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем — отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались.
В целом, в ходе выполнения работы поставленная цель достигнута: рассмотрение франчайзинга, как одной из форм сбыта товаров или услуг
Также были выполнены поставленные задачи:
На основе результатов исследования было установлено, что франчайзинг в России достаточно активно применяется и играет значительную роль в экономике страны, но все же для оптимального развития франчайзинга в России требуется создание необходимых условий на законодательном уровне.
Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.
Список использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ