Франчайзинг как форма сбыта (услуг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — рассмотрение франчайзинга, как одну из форм сбыта товаров или услуг.
Задачи:
Рассмотрение теоретических основ франчайзинга.
Проследить историю возникновения и развития франчайзинга в мире и в России в частности.
Рассмотреть условия заключения сделок по франчайзингу и их виды.

Оглавление

Введение 6
Теоретические основы франчайзинга 9
Понятия, сущность франчайзинга и его значение в рыночной экономике 9
История возникновения франчайзинга и этапы его развития 12
Основные условия франчайзинга 18
Виды франчайзинга 21
Товарный франчайзинг 22
Производственный франчайзинг 23
Деловой франчайзинг 24
Другие виды франчайзинга 26
Виды франчайзинговых систем 26
Российский опыт применения франчайзинга 29
Применение франчайзинга на российских предприятиях 29
Особенности франчайзинга в России 30
Проблемы развития франчайзинга в России 32
Заключение 39
Список использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Франчайзинг как форма сбыта (услуг).doc

— 250.00 Кб (Скачать)

     Для состоявшихся компаний франчайзинг  — хороший способ завоевания рынка. Предприятие одновременно увеличивает зону распространения бренда и рынок сбыта своей продукции. Во многих странах франчайзинг — особая статья заботы властей.

     Данные, проводимые РАФ, свидетельствуют о  постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса.

     Несовершенство  законодательства, заключающееся как  в отсутствии понятия «франчайзинг» в правовой базе России, так и в желании ряда законодателей поставить знак равенства между понятиями «франчайзинг» и «коммерческая концессия», а также спонтанность в развитии российского рынка вынудили ряд иностранных франчайзеров вообще отказаться от применения франчайзинга на российской территории или потребовали разработки новых условий для внедрения бизнес-схемы франчайзинга на российский рынок. Вместе с тем за последние несколько лет произошло изменение в структуре франшиз, функционирующих на отечественном рынке, в сторону увеличения доли российских франшиз по отношению к иностранным. Удельная доля российских предприятий, начинающих применять франчайзинг, постоянно растет. Франчайзинг активно применяют такие известные сети магазинов, как «Перекресток», «Копейка», «Кодак», «Ile De Beute», «Картридж Мастер» и многие другие.

     Развитие  франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применения франчайзинга в регионе неразрывно связно с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.

     Решение многих экономических проблем современной  России требует новых экономических  механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время — единственный известный инструмент, позволяющий объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

     Система франчайзинга основана на использовании  конкретного товара, имеющего известную  торговую марку и ограниченную номенклатуру.

     Как известно, объектом франчайзинга могут  быть: продукт (изделие с материальной формой), услуга, производственный процесс, бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий), комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.

     Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности  внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения:

     1) Экономические проблемы. Франчайзинг — экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам можно отнести:

  • нестабильность развития экономики России;
  • отсутствие у большинства предпринимателей — потенциальных франчайзи — необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
  • сложность получения кредитов для создания стартового капитала.

     Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению  франчайзинга, то это в первую очередь  система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной. Последнее десятилетие, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи.

     2) Организационно-правовые проблемы. Хотя франчайзинг — это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере. Эти проблемы, связаны с почти полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.

     Основные  проблемы франчайзинга в России в  настоящее время концентрируются  в области права. Это вызвано  тем, что система отношений франчайзинга основан на системе договорных отношений  и должен быть подкреплен серьезной  правовой базой. В современной правовой системе РФ термин «франчайзинг» встречается только один раз, в 54 главе ГК РФ, где утверждается: «коммерческая концессия» является синонимом франчайзинга. Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать:

  • «коммерческая концессия» значительно уже понятия «франчайзинг»;
  • франчайзинг в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на «обходных» правовых схемах.

     Все это затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике. Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство.

     3) Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:

  • отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы — франчайзера и франчайзи;
  • отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
  • боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и менеджера.

     Особое  место среди проблем франчайзинга занимает образование, как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, — это отсутствие собственного отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных. Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная равовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен.

     Как уже упоминалось выше, большая  часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи. Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга. Эта система должна иметь два направления: широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента и узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга. Эти два направления должны дополнять друг друга.

     Естественно, что рассмотренные проблемы нельзя анализировать локально, они тесно  связаны и оказывают серьезное  влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием «франчайзинг». Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию «франчайзинг». Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку «обходных» правовых схем. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.

     Важнейшим социально-психологическим аспектом франчайзинга является традиционное для нашей страны неуважение к интеллектуальной собственности. Решение этого требует сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности.

     Решение образовательных проблем франчайзинга, вызванных слабой подготовкой предпринимателей в этой области, связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.

     Как видно из сказанного выше, взаимосвязь  экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных  проблем франчайзинга возможно только в комплексе, когда решение одной проблемы связано с необходимостью решения других.

 

Заключение

     Таким образом, решение многих экономических  проблем современной России требует  новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время — единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

     В России интерес к такому франчайзингу возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем — отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались.

     В целом, в ходе выполнения работы поставленная цель достигнута: рассмотрение франчайзинга, как одной из форм сбыта товаров или услуг

     Также были выполнены поставленные задачи:

  • рассмотрены теоретические основы франчайзинга;
  • прослежена история возникновения и развития франчайзинга в мире и в России в частности;
  • рассмотрены условия заключения сделок по франчайзингу и их виды;
  • рассмотрены особенности франчайзинга в России;
  • изучены виды проблем развития франчайзинга в России;
  • проанализированы возможности развития франчайзинга, как бизнес-системы.

     На  основе результатов исследования было установлено, что франчайзинг в России достаточно активно применяется и играет значительную роль в экономике страны, но все же для оптимального развития франчайзинга в России требуется создание необходимых условий на законодательном уровне.

     Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку  зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие  возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.

 

Список  использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации [Текст] – М.: Юрайт, 2000. – 48 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 1 марта 2009 года. [Текст] – М.: НОРМА, 2009. – 376 с.
  3. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития [Текст] – Москва: «Финансы и статистика», 2004.
  4. Артеменков И. Стоит начать с франчайзинга [Текст]: // Экономика и жизнь. – 15.05.2006.
  5. Бондаренко Ю. А. Франчайзинг и перспективы его развития в России [Текст] – М.: Финансы, 2005. – № 12. – с. 20-22.
  6. Гербер Э. Майкл. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства. [Текст] – Москва: «Олимп бизнес», 2005.
  7. Клименко А. – «Договор франчайзинга – анализ содержания» [Текст]: // Налоги и бухгалтерский учет. – 13.09.2008 г., № 74 (736), с. 25.
  8. Козицкий Д. Франчайзинг как эффективная форма организации и ведения бизнеса [Текст]: // Справочник экономиста, январь 2006 г., № 1 (25), с. 53
  9. Новосельцев О. Оценка коммерческой концессии. [Текст]: // Хозяйство и право. – 2007, №3.
  10. Сидоров В. П. Организация международной коммерческой деятельности. [Текст]: Учебно-практическое пособие. – Владивосток: ВГУЭС, 2005 – с. 117–120.
  11. Цират А. Триумфальное шествие франчайзинга [Текст]: // Юридическая практика. – 26.12.2006, № 52.
  12. Цират А. Франчайзинг и франчайзинговый договор [Текст]: Учебно-практическое пособие. – М., 2005.
  13. Особенности франчайзинга [Электронный ресурс]: сайт www.investmarket.ru. – М.: 2006. — Режим доступа: http://www.investmarket.ru/Reports/show.asp?id=330. – 10.05.2006.
  14. Некоторые особенности франчайзинга в России [Электронный ресурс]: Межкорпоративный бизнес. – Режим доступа: http://business2business.ru/buy-sell/163-nekotorye-osobennosti-franchajzinga-v-rossii.html. – 28.05.2010
  15. Стенли Соммерсби. Проблемы франчайзинга в России и способы их разрешения [Электронный ресурс]: Корпоративный бизнес-блог. – Режим доступа: http://www.djoen.ru/franchising/problemy-franchajzinga-v-rossii-i-sposoby-ix-razresheniya-2.html. – 10.07.2007.

Информация о работе Франчайзинг как форма сбыта (услуг)