Франчайзинг как форма сбыта (услуг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — рассмотрение франчайзинга, как одну из форм сбыта товаров или услуг.
Задачи:
Рассмотрение теоретических основ франчайзинга.
Проследить историю возникновения и развития франчайзинга в мире и в России в частности.
Рассмотреть условия заключения сделок по франчайзингу и их виды.

Оглавление

Введение 6
Теоретические основы франчайзинга 9
Понятия, сущность франчайзинга и его значение в рыночной экономике 9
История возникновения франчайзинга и этапы его развития 12
Основные условия франчайзинга 18
Виды франчайзинга 21
Товарный франчайзинг 22
Производственный франчайзинг 23
Деловой франчайзинг 24
Другие виды франчайзинга 26
Виды франчайзинговых систем 26
Российский опыт применения франчайзинга 29
Применение франчайзинга на российских предприятиях 29
Особенности франчайзинга в России 30
Проблемы развития франчайзинга в России 32
Заключение 39
Список использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Франчайзинг как форма сбыта (услуг).doc

— 250.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, это франчайзинг на вид  деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный  цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).

     При деловом франчайзинге требуется, чтобы  франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся  в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.

     В настоящее время в зависимости  от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:

  • франшиза — рабочее место — рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;
  • франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;
  • инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.

     Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана  быстрого обслуживания мировой франчайзинговой  системы МакДональдс. В данный момент здесь можно наблюдать очень  активное развитие этой франчайзи, открытие новых закусочных и т.д.

     Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское  предприятие «Росинтер». Под его ведением находится такие рестораны как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца. 

     Хотя  существует много вариантов классического  франчайзинга, три  из них наиболее  часто  используются.  Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг;  развивающийся франчайзинг. В каждом из  этих случаев франчайзи  получает все  преимущества, которые  обычно  связаны  с  франчайзингом: использование торговой марки и  логотипа  франчайзора, системы  его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т.д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках:

  • продолжительность отношений франчайзора и франчайзи;
  • к кому франчайзи может обращаться за поддержкой;
  • кому он платит установленные взносы.

     1.4.4 Другие виды франчайзинга

     Корпоративный франчайзинг — современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.

     Конверсионный франчайзинг — способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.

     1.5 Виды франчайзинговых  систем

     Франчайзинговые системы принимают многие формы. Франчайзинговые системы могут объединять:

  • производителя с производителем;
  • производителя с оптовым торговцем;
  • производителя с розничным торговцем;
  • оптового торговца с оптовым торговцем;
  • оптового торговца с розничным торговцем;
  • розничного торговца с розничным торговцем;
  • предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.

     Рассмотрим  франчайзинговые системы, соединяющие  производителя с производителем. Предположим, фирма по производству химических веществ патентует новый способ производства аммиака. Поскольку данный процесс снижает стоимость производства аммиака, допустим, на 20%, другие химические фирмы могут выразить желание применять его.

     Лицензия  дала бы им право использования нового технологического процесса в обмен на комиссионное вознаграждение, которое называется роялти. В данном случае лицензиар фактически является франшизером; лицензиат является франчайзи. При системе франчайзинга, связывающей производителя с производителем, франчайзи остаются относительно автономными. Такие франчайзи располагают почти полной свободой действия. Политика и процедуры могут быть их собственной разработки; даже цеха и оборудование могут быть их собственной конструкции.

     Другая  франшизная система соединяет производителя  и розничного торговца. Лучшим примером является система, соединяющая производителей автомобилей и розничных автомобильных дилеров. Еще одним примером являются станции автообслуживания, которые предоставляют места для парковки и продают горюче-смазочные материалы, поставляемые по контракту нефтеперерабатывающими компаниями типа «Тексако». Франшизные системы, соединяющие производителя с оптовым торговцем, оптового торговца с оптовым торговцем и оптового торговца с розничным торговцем, действуют аналогичным образом.

     Розничные и обслуживающие франшизные системы  типа «Кентукки фрайд чикен» и «Кволити инн.» заметно отличаются от систем франшизных соглашений между производителем и оптовым торговцем, потому что франчайзи фактически является здесь продолжением франшизера. В подобных системах каждый франчайзи напоминает торговую точку компании с единственным исключением: франшизер вкладывает для создания этой торговой точки деньги франчайзи, а не собственные средства.

 

2. Российский опыт  применения франчайзинга

     2.1 Применение франчайзинга на российских предприятиях

     Интерес к применению франчайзинговых схем на российском рынке сейчас явно нарастает. В период с 1995 по 1999 год на российском рынке существовало всего 22 франшизных системы, в 2000–2001 гг. их число увеличилось на 30, а в 2002 году появилось более 40 новых систем. Причем увеличивается не только количество франшиз, выставляемых на продажу, но и число соискателей.

     В США 40% всех продаж происходит через  франчайзинговый бизнес. А годовой  объем продаж, совершаемых в США с помощью франшиз, – $1 млрд. Это данные Международной ассоциации франчайзинга. По оценке Российской ассоциации франчайзинга, количество отечественных франшиз не превышает двух десятков. Проще говоря, франчайзинг в России практически отсутствует.

     Покупка франшизы – простой и проверенный временем способ начать предпринимательскую деятельность. Испытанная схема ведения бизнеса, раскрученный брэнд, проверенный продукт значительно повышают шансы начинающего бизнесмена выжить на рынке.

     Для состоявшихся компаний франчайзинг – хороший способ завоевания рынка. Предприятие одновременно увеличивает зону распространения брэнда и рынок сбыта своей продукции. Во многих странах франчайзинг – особая статья заботы властей. В России франчайзинг появился только в 1992 году. Пионером выступила компания «Дока-пицца», возглавляемая Владимиром Довганем. Развернутая франчайзинговая сеть насчитывала около тысячи пиццерий. Однако процесс вскоре пошел вспять: имидж торговой марки был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных партнеров: продукт вскоре стал выпускаться франчайзи «Дока-Пиццы» с такими нарушениями рецептуры и технологии, что качество, а скоро и вся технологическая пирамида рухнули. В 1993 г. известная всем Baskin Robbins продала первую в России франшизу. Позже к иностранным добавились еще российские примеры. Обувные магазины «Эконика», предприятия быстрого питания «РостикХс», «Теремок – Русские блины», «Ням-ням», бензозаправки «ЛУКОЙЛ», ТНК. Главная особенность развития франчайзинга в России в том, что в России его очень мало. В России франчайзинг не стал «инкубатором» предпринимательства, и тому есть причины: правовая, административная и финансовая.

     Франчайзинговые центры в России:

     РАФ – Российская ассоциация франчайзинга.

     РАРФ  – Российская ассоциация развития франчайзинга.

     РАРМП – Российская ассоциация развития малого предпринимательства.

     МФПМП – Московский фонд поддержки малого предпринимательства.

     ФЦМБ  – Франчайзинговый центр малого бизнеса.

     ФФПМП – Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства.

     ФРНТФ – Фонд развития науки, техники и  франчайзинга, СПб.

     2.2 Особенности франчайзинга в России

     В России франчайзинг появился в 1993 году, когда владелец небольшого кафе в  Москве купил за 10000 долларов США  сроком на пять лет франшизу у фирмы-обладательницы права на торговую марку «Baskin Robbins». По франшизе были открыты «Макдональдс», «Ростикс», «ЭКОНИКА-Обувь», бензозаправки «ЛУКОЙЛ», «ТНК», «ЮКОС», магазины IKEA и так далее. И количество таких фирм растет с каждым днем. Практически в любой сфере бизнеса сегодня можно найти франчайзинговое предприятие.

     Но  при всех преимуществах такого способа  ведения бизнеса у российского  фрайчанзинга есть большие проблемы. Это и несовершенная законодательная  база, и нестабильность развития экономики, и слабая защищенность интеллектуальной собственности, и отсутствие у большинства предпринимателей — потенциальных франчайзи — необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему, и сложности в получении кредитов для создания этого стартового капитала.

     Сейчас  можно купить практически любую  франшизу. Однако франчайзинг, как и  любой вид предпринимательской  деятельности, связан с системой финансовых потоков. Одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет  франчайзи право пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера, открыть собственное франчайзинговое предприятие и получить необходимый стандартный набор услуг, обойдется предпринимателю в несколько десятков тысяч долларов или евро. По условиям договора франчайзи должен будет отдавать компании—франчайзору «роялти» — регулярные обязательные платежи на покрытие расходов франчайзора, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы. А также отчислять часть прибыли в централизованный рекламный фонд.

     К тому же не каждый франчайзинг выгоден. Многие франчайзоры предлагают франчайзинг на основе зарубежного опыта. Окупаемость такого франчайзинга — 1,5 – 2 года. Прибыль — на уровне 10 – 30 процентов годовых. Но самое главное: надо все делать по корпоративным стандартам. Все рассчитано так, что неудобно работать на местах, зато гарантирована прибыль франчайзору.

     Многие  англоязычные имена плохо воспринимаются населением России, особенно в регионах. Знаменитые западные фирмы в России неизвестны. И в итоге дилеры-франчайзи за свой счет продвигают на рынок никому не известную, тяжело запоминаемую марку. Один из примеров: фирма «Subway» распространена в мире больше, чем «Макдональдс». Зато в России «Макдональдс» знают все от мала до велика, а «Subway» только начинает «раскручиваться».

     Ныне  франчайзинг в моде, но чтобы выйти  на него, России требуется много  времени и средств для отработки  системы. Поэтому сейчас появляются предложения псевдофраншизы: «за просто так» предлагают торговую марку и какие-то услуги. Однако во всем мире, включая Россию, вознаграждение — существенное условие франчайзинга. Приобретатели франшиз являются инвесторами. Это активизирует инвестиции, способствует росту предпринимательства, бюджетных отчислений, дает дополнительные рабочие места, возможности в конкуренции, а также возможности приобретения готовых схем и моделей бизнеса. К тому же обучая франчайзи, франчайзор готовит себе конкурента: известны случаи, когда предприниматель, начавший бизнес с франчайзинга, многому учился у своих «наставников» и вскоре открывал собственное дело.

     2.3 Проблемы развития франчайзинга в России

     Ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний  день позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается  ускоренный рост применения бизнес-технологии франчайзинга на российском рынке товаров и услуг. Максимально эффективному развитию франчайзинга на российском рынке способствует созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве эффективного метода ведения бизнеса. Основная роль по выполнению вышеперечисленных функций принадлежит Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ — Российская ассоциация развития франчайзинга) и Российской ассоциации франчайзинга (РАФ — Российская ассоциация франчайзинга), которые регулярно проводят конференции и семинары с целью создать благоприятную информационную среду, способствующую развитию франчайзинга в России.

Информация о работе Франчайзинг как форма сбыта (услуг)