Франчайзинг как форма сбыта (услуг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — рассмотрение франчайзинга, как одну из форм сбыта товаров или услуг.
Задачи:
Рассмотрение теоретических основ франчайзинга.
Проследить историю возникновения и развития франчайзинга в мире и в России в частности.
Рассмотреть условия заключения сделок по франчайзингу и их виды.

Оглавление

Введение 6
Теоретические основы франчайзинга 9
Понятия, сущность франчайзинга и его значение в рыночной экономике 9
История возникновения франчайзинга и этапы его развития 12
Основные условия франчайзинга 18
Виды франчайзинга 21
Товарный франчайзинг 22
Производственный франчайзинг 23
Деловой франчайзинг 24
Другие виды франчайзинга 26
Виды франчайзинговых систем 26
Российский опыт применения франчайзинга 29
Применение франчайзинга на российских предприятиях 29
Особенности франчайзинга в России 30
Проблемы развития франчайзинга в России 32
Заключение 39
Список использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Франчайзинг как форма сбыта (услуг).doc

— 250.00 Кб (Скачать)
 

 

1. Теоретические основы франчайзинга

     1.1 Понятия, сущность франчайзинга и его значение в рыночной экономике

      В литературе существует множество определений  франчайзинга, но прежде отметим, что  в отечественной литературе еще  нет устоявшихся терминов, характеризующих  данную систему.

      Франчайзинг явление объективное, которое сложилось  исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. [12, с. 46]

      Поиск взаимовыгодных партнерских отношений, существующий в мире уже более ста пятидесяти лет франчайзинг перспективного пути развития бизнеса основной вопрос, волнующий деловых людей России. Один из правильных вариантов ответов на него это система.

      Согласно  Руководству по франчайзингу Всемирной  организации интеллектуальной собственности, франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях. [11, с. 54]

      Согласно  определению Международной Ассоциации Франчайзинга, «франчайзинг это система перманентных отношений, устанавливаемых между франчайзором и франчайзи, в результате которых знания, имидж, успех, методы производства и маркетинг передаются франчайзи в обмен на взаимное удовлетворение интересов».

     Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от французского «franchir», которое значит «освобождать».

      На  основе комплексного анализа западной и отечественной литературы, а  также нормативных актов, наиболее полно отвечает следующее определение: франчайзинг это особая форма организации «бизнес-среды», которая позволяет фирме-лидеру поддерживать и создавать свои господствующие позиции на рынке товаров и услуг.

      Фактически, франчайзинг — это способ организации бизнеса, при котором компания-владелец (франчайзер) передает независимому бизнесмену или компании (франчайзи) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги:

    • с соблюдением определенных качественных характеристик;
    • с применением обусловленных технологий;
    • по разработанной схеме;
    • в четко установленном месте;
    • под определенным товарным знаком.

     Система франчайзинга основана на использовании  конкретного товара. Этот товар должен обладать следующими признаками:

    • известной торговой маркой;
    • номенклатура товаров должна быть ограничена.
    • Объектом франчайзинга могут быть следующие товары:
    • продукт (изделие, имеющее материальную форму);
    • услуга;
    • производственный процесс;
    • бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);
    • комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.

     Сейчас  любое МП может придумать свой бренд, зарегистрировать его, но, чтобы  он засиял на рыночном небосклоне восходящей звездой, нужно вложить немалые средства в создание и пропаганду торговой марки. Необходимы широкая рекламная компания, участие в выставках, активная работа коммивояжеров. Это многим малым предприятиям сейчас не по карману. Малым предприятиям проще приобрести права на использование солидного товарного знака в рамках франчайзинга. В этом случае крупная компания-франчайзор предоставляет малому предприятию необходимое оборудование и технологию, организует обучение персонала, а оно обязуется использовать торговую марку только этой компании, независимо, от того, где оно находится — в России или Америке. Это означает, что франчайзинг имеет огромное значение для малого бизнеса и экономики в целом.

     Во  франчайзинговом процессе принимают  участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза). Первая сторона — франчайзер. Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один. Вторая сторона — франчайзи. Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.

      Условия взаимоотношений сторон могут быть разными, и все они определяются договором франчайзинга, который параллельно является «руководством к действию» франчайзи. Эта схема является выгодной для обеих сторон. Так, для франчайзи она открывает новые границы, дает возможность начать новое дело, успешно опробованное доселе франчайзором. Франчайзи получает право использовать «раскрученный» товарный знак, возможность получить все выгоды от широкой рекламной деятельности франчайзера, технологии ведения бизнеса, а также доступ к кредитным ресурсам, поскольку франчайзер может выступить гарантом по кредитам.

      Термин  «франчайзинг» охватывает разнообразные деловые взаимоотношения и часто используется параллельно с термином «лицензирование». Будучи способом организации бизнеса, франчайзинг широко используется в качестве альтернативного метода распределения товаров и расширения бизнеса на протяжении последних сорока лет.

      Во  франчайзинге как способе организации  бизнеса лицензиар (т. е. франчайзер) не просто дает разрешение лицензиату (т. е. франчайзи) продавать свои фирменные товары и услуги. Франчайзер должен также предоставить проверенный на практике метод ведения дела, оказать техническое и консультативное содействие при организации бизнеса франчайзи и обеспечивать его поддержку в дальнейшем. Франчайзи непременно должен уплатить франчайзеру первоначальный взнос, осуществлять постоянные платежи в дальнейшем и выплачивать сбор на маркетинг/рекламу. Хотя обе стороны работают вместе и объединяют свои усилия с целью успешного ведения бизнеса, франчайзер и франчайзи юридически остаются независимы.

     1.2 История возникновения франчайзинга и этапы его развития

     В отличие от распространенного мнения франчайзинг не возник вместе с резким расцветом франшизных предприятий  питания с едой быстрого приготовления («fast-food franchises») типа ресторанов «Макдоналдс» в 1950 годах. Скорее всего, его появление относится к началу 1800-х годов.

     Деловые соглашения, подобные сегодняшним соглашениям  о франчайзинге, существовали уже  в средние века. В средневековой Англии король предоставлял знати различные права, например, собирать налоги на определенной территории в обмен на требуемые власти услуги. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. И в наши дни в Великобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов. Таким образом, издревле власть вверяла исполнение части своих полномочий в обмен на капитал или требуемые услуги, закладывая тем самым фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. Что касается торговой практики, то в Лондоне в XVII веке были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные системы франчайзинга. В начале XIX века в той же Великобритании была введена система «связанных домов», сущность которой заключалась в предоставлении властями право на торговлю спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по специальной лицензии. Большинство владельцев не имело достаточно средств для приведения постоялых дворов в порядок и оплату лицензии. Эту систему прекрасно использовали пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в аренду имущество, а получая взамен рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков.

      Франчайзинговые организации, более похожие на современные, можно обнаружить в США второй половины XIX в., когда возникла компания Singer Sewing Machine Company, производящая швейные  машины. Взаимоотношения между Singer и владельцами мастерских ее сети, которые продавали запасные детали к швейным машинам и осуществляли их ремонт, имели определенное сходство с сегодняшним франчайзингом в частности, на мастерских был изображен торговый знак Singer.

     Однако  современный франчайзинг испытал свой первый действительный подъем в 1898 г., когда компания «Дженерал Моторс» начала применять франчайзинговое дилерство. Все еще действующая и процветающая сегодня, ее франшизная система может похвастаться 10900 дилерами, рассеянными по всей стране. Аналогичные франшизные системы были созданы компаниями «Рексолл» в 1902 году и «Говард Джонсон» в 1926 г., как и многие другие нефтяные, бакалейные, мотельные и закусочные франшизные заведения в начале столетия. С этого времени франчайзинг развивался настолько быстро, что проник в большинство отраслей. [14, c. 1]

     В сущности, франчайзинг процветает потому, что совмещает стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А  личная собственность представляет лучший стимул, когда-либо созданный для побуждения к тяжелой работе. От франчайзинга выгадывает не только франчайзи, но и франшизер, который быстро разрастается, используя денежные средства франчайзи. В большой степени именно поэтому такие гиганты, как «Макдоналдс» и «Баскин-Роббинс», стали крупнейшими предприятиями за такое короткое время.

      В процессе своей эволюции франчайзинг  прошел через два основных этапа:

      1. Этап традиционного франчайзинга  характеризуется использованием  франчайзинга в следующих отраслях  экономики: в области продажи автомобилей («Дженерал Моторс»), в области розлива и продажи прохладительных напитков («КокаКола»), в области реализации нефтепродуктов («Эксон», «Мобил», «Шелл»). На этом этапе франчайзи пользовался лишь торговой маркой франчайзера для перепродажи товаров, купленных им у франчайзера.

Рисунок 1 – Эволюция системы франчайзинга

     2. Этап современного франчайзинга. На этой ступени эволюции договорные  отношения по системе «бизнес-формат»  получили распространение практически  во всех сферах экономики (Рисунок 1).

      Франчайзинг второго поколения, который также  называется франчайзинг бизнес-формата, возник в США в конце 1940-х — начале 1950-х гг. Впервые франчайзинг стал применяться как отличительный способ организации нового бизнеса, а не просто как способ распределения существующего товара. Франчайзинг быстро распространялся в США в течение 1950-х и в начале 1960-х гг. В 1946 г. можно было обнаружить несколько франчайзеров, а в 1960 г. их насчитывалось уже более 700. На протяжении этого периода возникли предприятия, чьи имена стали с тех пор привычными, такие как McDonald’s, Holiday Inn, BudgetRentaCar. В конце 1960х гг. в экономике США наметился спад, что неблагоприятно сказалось на развитии франчайзинга. Это заставило многих американских франчайзеров задуматься об освоении зарубежных рынков.

      Франчайзинг впервые возник в Великобритании в 1955 г., когда компания J. Lyons &Co. Ltd. приобрела у американской сети ресторанов быстрого питания Wimpy франшизу на право деятельности (master franchise rights) в Великобритании. С тех пор франчайзинг распространился по всему миру, и теперь на разных стадиях развития он действует в 140 странах, во многих из которых длительно существуют франчайзинговые сообщества. В Великобритании на протяжении 1970-х и 1980-х гг. франчайзинг быстро развивался и приобрел популярность. Основной стимул развитию франчайзинга давали вновь возникающие предприятия, для которых такой метод продажи товаров и услуг являлся не связанным с большим риском средством финансового роста. Более того, в последние годы все большее число давно существующих компаний также стали прибегать к франчайзингу как к средству расширения своего бизнеса.

      В начале 90-х годов ряд российских фирм начали использование франчайзинга в своей деятельности. В Санкт-Петербурге это «Петербургеры», «Русская трапеза», «Золотой Цыпленок» и др. Однако, отсутствие квалифицированных кадров и подробной информации по франчайзингу привели к тому, что у большинства фирм дело дальше эксперементов не пошло.

      Первая  российская франчайзинговая фирма возникла в 1990 году в Тольятти. В России франчайзинг появился только в 1992 году. Пионером выступила компания «Дока-пицца», возглавляемая Владимиром Довганем. Развернутая франчайзинговая сеть насчитывала около тысячи пиццерий. Однако процесс вскоре пошел вспять: имидж торговой марки был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных партнеров, продукт вскоре стал выпускаться франчайзи «Дока-пицца» с такими нарушениями рецептуры и технологии, что качество, а скоро и вся технологическая пирамида рухнули.

Информация о работе Франчайзинг как форма сбыта (услуг)