Формы и методы международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основании литературных источников изучить формы и методы международной торговли.
Задачи курсовой работы:
Изучить торговлю готовой продукцией;
Изучить торговлю изделиями в разобранном виде;
Изучить торговлю комплектным оборудованием;
Изучить строительство объектов «под ключ»;
Изучить торговлю сырьевыми товарами;
Изучить биржевую торговлю;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.1. ТОРГОВЛЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИЕЙ 6
1.2. ТОРГОВЛЯ ИЗДЕЛИЯМИ В РАЗОБРАННОМ ВИДЕ 8
1.3. ТОРГОВЛЯ КОМПЛЕКТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ 9
1.4. СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ «ПОД КЛЮЧ» 10
1.5. ТОРГОВЛЯ СЫРЬЕВЫМИ ТОВАРАМИ 11
1.6. БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ 13
1.7. ТОРГОВЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ И ТОВАРАМИ ШИРОКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ 14
1.8. ТОРГОВЛЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 16
1.9. ТОРГОВЛЯ ИНЖЕНЕРНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫМИ УСЛУГАМИ 18
2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 20
2.1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВСТРЕЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ 20
2.2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ И ПРОМЫШЛЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 27
2.3. АРЕНДНЫЕ И ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

    Международная торговля результатами интеллектуальной собственности отличается от торговли товаром как материальным объектом. В качестве товара здесь выступают продукты интеллектуального труда, облаченные в форму патентов на изобретения, промышленных образцов, полезных моделей, ноу-хау, товарных знаков. Права использования этих продуктов в производственных и коммерческих целях и являются предметом международных сделок. Соглашение о возмездном предоставлении прав практического использования называется лицензионным, а стороны — соответственно лицензиаром (продавец, патентообладатель) и лицензиатом (покупатель разрешения на практическое использование).

    Коммерческое  содержание лицензионных соглашений, по существу, сводится к ограничению условий использования прав собственности лицензиара и установлению размера платежей за такое использование со стороны лицензиата.

    В международной практике различают  два основных вида лицензионных соглашений: на исключительную и неисключительную лицензию.

    Соглашение  о неисключительной, или простой, лицензии не ограничивает прав лицензиара продавать аналогичные лицензии другим покупателям на территории, где действует патент (патентная территория) лицензиара как собственника.

    Соглашение  об исключительной лицензии предоставляет  лицензиату исключительное, или монопольное, право на использование изобретения, ноу-хау, промышленного образца в пределах определенной географической территории. При этом лицензиар на этой территории не имеет права предоставить данную лицензию третьим лицам, равно как и сам использовать свое изобретение.

    Понятие «ноу-хау» означает технологические  и конструкторские секреты изготовления новой продукции, знания и опыт в  технологии, производстве, управлении, эксплуатации, обслуживании новой техники. Эти знания, опыт имеют новизну, представляют коммерческую ценность и являются привлекательным товаром в международной лицензионной торговле. В отличие от изобретений они не патентуются и носят конфиденциальный характер. Поэтому перед началом переговоров о продаже лицензии на ноу-хау рекомендуется заключить с возможным покупателем договор о неразглашении существа ноу-хау и неиспользовании его в случае, если не будет заключено лицензионное соглашение.

    Наибольшее  распространение в российской и  международной практике получили лицензионные соглашения, содержанием которых является передача прав на ноу-хау в комплексе с предоставлением инженерно-технических услуг и продажей прав на использование запатентованных изобретений. Однако часто передача права на использование ноу-хау и изобретений сопутствует или даже является необходимым элементом в поставках машин, оборудования, транспортных средств. В этом случае лицензионные соглашения являются неотъемлемой частью контракта на поставку, а общая сумма контракта включает и стоимость лицензии.

    Международная торговля товарными знаками имеет те же особенности, что и торговля лицензиями на изобретения и ноу-хау. В основном продажа прав на использование товарного знака сопутствует экспортно-импортным операциям по машинам, оборудованию. При этом в контракт на поставку оборудования включаются продажа лицензии на ноу-хау в области технологических новшеств и продажа прав на использование товарного знака производителя, известного качеством своей продукции и имиджем добросовестного партнера.

    Общая стоимость контракта купли-продажи  оборудования будет включать цену лицензии и стоимость прав использования торговой марки.

1.9. Торговля инженерно-консультационными услугами

    Услуги  оказывают очень сильное влияние  на международную торговлю товарами, являясь дополнительным средством повышения их конкурентоспособности и зачастую необходимым условием продвижения товара на рынок. Без предоставления проектно-изыскательских услуг трудно себе представить строительство объектов «под ключ»; без выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ — создание новых товаров, технологий, следовательно, продажу лицензий на изобретение и ноу-хау; без проведения серьезных маркетинговых исследований, проведения рекламных кампаний, обучения кадров нет смысла даже заключать контракты.

    Рынок консультационных услуг стремительно развивается в отношении не только внешней торговли, но и управления, права, финансов, бухучета, аудита, оценки бизнеса, инвестирования, приватизации и т. п.

    Особенностью  международной торговли консультационно-информационными услугами является то, что достижение результатов консультационных работ, информационных технологий сопровождается перемещением в страну импортера профессионального персонала (консультанты, эксперты, специалисты-исполнители), что необходимо учитывать во взаимоотношениях сторон[13, c. 236].

2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

2.1 Международные встречные  операции

    Встречная торговля — самый давний вид международной  торговли, заключавшийся ранее в  натуральном обмене товарами. В современных условиях она приобрела новое содержание и получила определенное развитие в международном товарообмене.

    К встречной торговле относятся такие  внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются  твердые обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Во втором случае разница в стоимости покрывается денежными платежами.

    Таким образом, суть встречной торговли заключается  в полной или частичной оплате импорта встречным экспортом. Одной  из особенностей встречной торговли является расширение практики встречных закупок экспортерами тех товаров, которые не используются для своей страны, а заранее предназначаются для продажи за границей. Большое распространение получила практика перепоручения сбыта закупаемых экспортером встречных товаров специальным торговым компаниям.

    Обязательное  звено во встречной торговле —  банки, открывающие для контрагентов специальные счета «условного депонирования», на которые зачисляются платежи  покупателей за импортированные товары, а экспортеры получают с этих счетов причитающиеся им средства только после выполнения всех своих встречных обязательств. Но так как часто сроки выполнения взаимных обязательств не совпадают, то контрагенты вынуждены обращаться к банкам за кредитами. При встречной торговле банки более охотно финансируют экспортные операции, рассматривая встречные обязательства как гарантии возврата кредитов импортерами.

    По  своей экономической сущности встречная  торговля включает две стадии обмена: на первой стадии — экспортная операция, на второй — встречная импортная. Затем может быть стадия реализации товаров на внутреннем рынке или дополнительная экспортная операция. Многооперационность встречной торговли ведет к снижению эффективности экспорта вследствие необходимости дополнительного финансирования процесса обращения товаров — через посредников. Кроме того, из-за удлинения цикла экспортной операции во времени увеличиваются сроки оборота денежных средств, что и ведет к росту рас-входов на обращение. И тем не менее встречная торговля в последние годы интенсивно развивается.

    Наиболее  традиционная разновидность встречной торговли — бартерные операции. Это безвалютный, но оцененный, сбалансированный обмен товарами. Гарантией эквивалентности могут быть мировые 'цены, рассчитанные на основе доказательных конкурентных материалов.

    Использование договорных цен может удовлетворять  хозрасчетные интересы отдельных предприятий, но не отвечает общегосударственным интересам.

    Бартерный контракт — это два контракта  купли-продажи. Условия обоих контрактов должны быть полностью идентичны (по штрафным санкциям, условиям страхования, форс-мажорным условиям и др.). При бартерных операциях взаимные претензии решаются дополнительными поставками или удержанием товаров. Например, если основной экспортер опоздал с поставкой, то на сумму штрафа он должен поставить дополнительное количество товара, но в контракте должно быть указано, какими товарами будет осуществляться дополнительная поставка, так как товары и по стоимости, и по дефицитности различны.

    В бартерных операциях участвуют  банки, но они играют роль простых кредиторов на период от поставки до реализации встречного товара.

    Бартерный контракт носит разовый характер. Попадая на внутренний рынок страны-контрагента, бартерный товар влияет на конкурентоспособность адекватного местного товара. Это явление в международной практике называется эффектом вытеснения внутренних продаж. В связи с этим организация и осуществление бартерных контрактов во многих странах координируются или контролируются государством.

    Практика  международных бартерных операций в Российской Федерации претерпела за последние годы существенные изменения, приобрела цивилизованный характер, перестала быть каналом нелегального перевода валюты.

    С 1 ноября 1996 г. в Российской Федерации введен порядок составления и государственной регистрации паспорта бартерной сделки, предусматривающий ответственность российской стороны за своевременный ввоз товаров на сумму, эквивалентную сумме вывезенных товаров, или зачисление на счета уполномоченных банков валютной выручки от суммы вывезенных товаров. При этом регистрация паспорта сделки, осуществление таможенных процедур сопровождаются контролем объема поставок и обоснованности выбора цен с учетом уровня цен мирового рынка.

    Другим  видом товарообменной операции являются встречные закупки.

    В зависимости от объема обязательств возможны три варианта встречных  закупок.

    Первый  вариант предполагает, что обязательство  встречной закупки содержит контракт купли-продажи. В нем предусматривается, что импортер оплатит полную стоимость товаров в обмен на документы, подтверждающие поставку, а экспортер принимает на себя обязательства купить не позже установленного срока встречные товары на всю сумму экспортного контракта.

    В этом варианте стороны заключают основной и дополнительный контракты, меняясь в них ролями продавца и покупателя.

    Второй  вариант встречных закупок предусматривает  подписание основного контракта, согласно которому импортер оплачивает часть  суммы денежными средствами (например, 70%), а остальную часть (30%) — встречными поставками товара. На сумму встречных поставок заключается дополнительный контракт, отражающий основные обязательства импортера заключить поставку встречных товаров согласованной номенклатуры, определенного качества и уровня цен. В случае неисполнения встречных обязательств по дополнительному контракту импортер основного контракта обязан оплатить экспортеру всю оставшуюся сумму (в нашем примере — 30%) деньгами[15, c. 147].

    Третий  вариант встречных закупок товаров предполагает заключение основного контракта, по которому примерно половину стоимости поставленного товара импортер оплачивает денежными средствами, а оставшуюся половину — встречной поставкой товаров. Но в этом случае он осуществляет встречную поставку авансом, предварительно, т. е. до основной поставки. Такие встречные закупки называются авансовыми или предварительными. Они применяются, например, в отраслях машиностроения и дают возможность экспортеру вначале получить материалы, комплектующие, а затем изготовить товар и осуществить экспортные поставки. Контракты на основную и на предварительную поставку связаны между собой таким образом, что окончание исполнения обязательств по встречной авансовой поставке товаров является началом исполнения обязательств по основной поставке.

    В большинстве случаев экспортеры принимают на себя встречные «обязательства по закупкам под давлением импортеров, но встречный ковар покупают не на полную сумму экспорта. Обычно после согласования цены товара импортер ставит как обязательное условие контракта закупку экспортером товаров в его стране на определенную сумму (в процентах от сделки) и настаивает на внесении этого условия в контракт. Туда же включаются и штрафные санкции за невыполнение этого условия (в размере от 20 до 50% от суммы неисполненных (обязательств). Для экспортера обычный коммерческий контракт намного выгоднее, чем встречная закупка. Однако под давлением обостряющейся конкуренции и заинтересованности в сбыте собственной продукции экспортер соглашается на встречную закупку, и тогда основным предметом переговоров становится определение объема таких закупок. Импортер очень тщательно готовится к переговорам, проводит маркетинговые исследования, изучает основных конкурентов, их цены и старается предугадать, на какую уступку по объему встречной торговли может пойти экспортер.

    Договорившись об объеме встречных закупок, контрагенты  начинают переговоры о структуре встречных товаров.

    Стремясь  компенсировать потери, экспортеры повышают цены на экспортируемые товары. По данным ООН, они не превышают следующих размеров: 3% при объеме встречных обязательств до 10% суммы основного экспортного контракта, 6% при обязательствах до 20%, 10% - до 30% и 20% - до 50%.

    Операции  с давальческим сырьем в международной практике называются толлингом. Они имеют признаки встречной торговли и являются сбалансированными, безвалютными и заранее оцененными.

Информация о работе Формы и методы международной торговли