Формирование эффективной организационной структуры предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – совершенствование организационной структуры предприятия.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;
- сделать анализ организационно-управленческой структуры предприятия;
- разработать проект по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение

1Теоретические аспекты формирования организационной структуры предприятия

1.1 Сущность и принципы формирования организационной структуры предприятия

1.2 Типы организационных структур, их характеристика

1.3 Методические подходы к анализу внутренней и внешней среды предприятия

1.4 Организационно-управленческая характеристика ситуации структурных изменений предприятия

2 Анализ и оценка влияния факторов структурных изменений в организации на тип организационной структуры

2.1Анализ организационной структуры предприятия на основе влияния факторов внешней среды

2.2Оценка эффективности организационной структуры предприятия

2.2.1 Анализ организационной структуры предприятия

2.2.2 Анализ влияния структурных изменений на существующую организационную структуру предприятия

2.2.3 Диагностика межличностных отношений в коллективе методом социометрических измерений

2.3 Оценка влияния факторов среды на функционирования предприятия на основе проведения SWOT-анализа

3Совершенствование организационной структуры предприятия

3.1 Основные направления совершенствования организационной структуры предприятия

3.2 Формирование эффективной модели организационной структуры и оценка ее эффективности

3.3Разработка комплекса мероприятий по повышению уровня групповой сплоченности коллектива

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая оля.docx

— 142.01 Кб (Скачать)

                 Структура управления производственно-хозяйственной организацией как объект проектирования - сложная система. Она сочетает в себе как технологические, экономические, информационные, административно-организационные взаимодействия, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, так и социально-психологические характеристики и связи. Последние определяются уровнем квалификации и способностей работников, их отношением к труду, стилем руководства.

                 Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности [8, c.349]. Это количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.

                  Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.

Проектирование организационных  структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих  методов :

а) аналогий;

б) экспертно-аналитического;

в) структуризации целей;

г) организационного моделирования.

                    Процесс проектирования организационной структуры управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов. Выбор метода решения той или иной организационной проблемы зависит от ее характера, а также от возможностей для проведения соответствующего исследования (наличия методики, необходимой информации, а также квалификации разработчиков системы и сроков представления рекомендаций).

 

 

1.2 Типы организационных  структур, их характеристика

 

  • иерархическая;
  • линейная;
  • линейно-штабная;
  • функциональная;
  • упрощённая матричная;
  • сбалансированная матричная;
  • усиленная матричная;
  • проектная;
  • процессная;
  • дивизиональная;

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство  нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство  – простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток –  высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически  не используется.

Функциональная организационная  структура реализует тесную связь  административного управления с  осуществлением функционального управления.

В этой структуре нарушен принцип  единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

В нашей курсовой работе представлена линейно-функциональная структура.

Особенностями данной линейно-функциональной структуры являются:

·  устойчивая работа структуры

·  удовлетворительная работа в условиях устойчивого производства

·  ориентирование на ценовую конкуренцию

Недостатками данной линейно-функциональной структуры управления являются:

·  различие целей у структурных единиц

·  слабая увязка и ответственность за решения комплекса задачи достижения целей фирмы.

Она не пригодна для условий в которых постоянно меняются внутренние и внешние параметры деятельности организации. В этих условиях ее использование приводит к нерациональному распределению информационных потоков, превышению норм управляемости, особенно у руководителей высшего звена.

В рамках нашей курсовой работы мы проводим анализ предприятия    ЗАО «ВЕЛКОМ», которое занимается продажей бытовой химии.

К видам деятельности относятся:

Основной вид деятельности –  оптовая торговля бытовой  химией.

Дополнительный вид деятельности - Неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

В рамках этой структуры управления рассматривается отдел маркетинга.

Положение оптовой компании или  предприятия-производителя, занимающегося  оптовой торговлей, существенно  зависит от выбранной маркетинговой  стратегии, маркетинговой политики и характера маркетинговых решений.

 

Таблица № 1 - Задачи маркетинга.

     Задачи маркетинга

           Содержание

                    1

                     2

Разработка маркетинговых стратегий

удержание и увеличение рыночной доли;

проектирование сбытовых каналов;

разработка конкурентного поведения.

Проведение маркетинговых исследований

исследование профессионального  рынка сбыта: конкурентов, мелкооптовую и розничную сети;

исследование потребителей;

исследование рынка поставщиков.

Сегментирование рынка сбыта

сегментирование профессиональных покупателей-посредников;

сегментирование потребителей;

выбор целевых сегментов.

Маркетинг закупок

определение связи между характером товарного спроса и требованиям  к закупкам;

маркетинговая оценка поставщиков;

разработка политики в сфере  закупки.

определение требований покупателей  к логистической структуре системы  сбыта оптовика;

поиск конкурентных преимуществ в сфере логистики сбыта.

Маркетинг-логистика

определение требований покупателей  к логистической структуре системы сбыта оптовика;

поиск конкурентных преимуществ в сфере логистики сбыта.

Маркетинговые решения сбыта

ценовая политика оптовой компании;

товарная и ассортиментная политика;

сбытовая политика;

сервисная политика;

коммуникативная политика.

Организация мерчендайзинга

организация мерчендайзинга по инициативе производителя;

организация мерчендайзинга по инициативе оптовой компании.

Маркетинг-аудит системы сбыта

организация работы с рекламациями розничной торговли; организация  работы с претензиями покупателей;

разработка программы маркетинга-аудита сбыта.


 

 

Деятельность отдела маркетинга направлена на достижение общих целей  предприятия, включая экономические  вопросы и перспективы развития предприятия. Исходя из этого, целью  отдела маркетинга является разработка рекомендаций по следующим направлениям:

  • определение сбытовой политики предприятия с учетом имеющихся ресурсов и существующей динамики рынка;
  • координация работы всех подразделений предприятия, имеющих отношение к продажам.

Все подразделения обязаны  предоставлять отделу маркетинга любую  информацию о результате своей деятельности. В свою очередь, отдел маркетинга обязан предоставлять подразделениям информацию, которая необходима им для рыночной ориентации. Очень важен совместный эффект действий, являющихся результатом обмена информацией. Это позволяет предприятию успешно достигать своих целей. Отдел маркетинга не подменяет и не дублирует другие подразделения, он создан лишь для того, чтобы сориентировать деятельность всех подразделений компании на потребности рынка, чтобы своевременно корректировать их работу и взаимодействия между подразделениями с учетом интересов рынка. Это особенно актуально сегодня, когда маркетинговые службы на предприятиях еще очень молоды и руководители отделов маркетинга не всегда точно могут поставить конкретные, количественно замеряемые цели и задачи, оценить результат выполненной отделом маркетинга работы.

 

1.3 Методические подходы к анализу внутренней и внешней среды предприятия

 

Факторы прямого воздействия  прямо и непосредственно влияют на темпы и масштабы развития предприятия, на эффективность его деятельности. Весь спектр этих факторов выступает  своеобразной системой ограничений. Так, в частности, государство, будучи одним  из важнейших факторов прямого воздействия, выступает регулирующим, защищающим и руководящим (в первую очередь для государственных предприятий) звеном для предприятий. Эта роль государства проявляется в установлении налоговой системы, государственной защиты любого предприятия вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой его формы, в регулировании ставки процента по кредитам, в организации юридического контроля на нерегулируемом рынке (антимонопольное законодательство) и т.д. Особое место во влиянии микросреды на предприятие принадлежит такому фактору, как поставка сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, энергии, топлива, оборудования и других ресурсов. Воздействие этого фактора на результаты производственно-хозяйственной деятельности может проявляться через уровень цен на данные ресурсы, качество, объемы и сроки их поставки. В этой связи предприятие не должно оставаться пассивным потребителем, а разрабатывать и реализовывать стратегию и тактику выбора поставщиков путем анализа и оценки возможных альтернативных вариантов поставки необходимых ресурсов. В условиях конкурентной среды у каждого предприятия появляются реальные возможности такого выбора. Основными критериями принятия окончательного решения по выбору поставщика и установлению с ним договорных отношений должны выступать уровень цен (с учетом транспортной составляющей), надежность поставщика с точки зрения выполнения договорных обязательств по номенклатуре, объему и срокам поставок, уровень качества поставляемых ресурсов. Важнейшим инструментом уменьшения силы воздействия этого фактора (поставщики) должны выступать маркетинговые исследования в сфере приобретения необходимых предприятию-потребителю ресурсов.

Успешная реализация главной  цели функционирования предприятия, заключающаяся в максимизации прибыли и удовлетворении рыночной потребности во многом зависит от такого фактора прямого воздействия, как потребители. Конкретными потребителями продукции, производимой предприятием, являются: физические лица; предприятия; сбытовые или торговые организации, выступающие посредниками; государственные учреждения. Воздействие этого фактора на эффективность деятельности и перспективы развития каждого конкретного предприятия обусловливает необходимость обязательного и постоянного осуществления маркетинговой деятельности предприятиями-производителями. Изучение рыночного спроса, постоянный поиск возможностей расширения сегментов рынка потребителей с установлением наиболее рациональной ценовой политики — основной путь успешного решения всех задач предприятия.

Конкуренты, как фактор прямого  воздействия, оказывают свое влияние  на другое предприятие не только на рынке аналогичной продукции, но и на поставщиков различных ресурсов, и на посредников. Конкуренция, будучи главным, сущностным условием развития рыночной экономики, характеризуется следующими силами своего влияния: угроза появления новых конкурентов; угроза появления новых товаров-заменителей; способность предприятий-поставщиков торговаться, отстаивая свои интересы; способность и возможность покупателей торговаться; соперничество на рынке уже имеющихся конкурентов между собой. Вследствие действия этих сил предприятия ради сохранения «своих» сегментов рынка вынуждены нести дополнительные издержки за совершенствование организации сбыта, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на рекламу. В противном случае предприятие будет вынуждено в целях реализации произведенных товаров снижать цены на них, отдавая тем самым часть своей прибыли потребителю.

К внешним факторам косвенного воздействия (факторы макросреды) относятся: экономические, научно-технические, социальные, демографические, природно-климатические и политические.

Все эти факторы хотя и  несут определение «косвенного» воздействия, тем не менее степень их влияния не менее существенна, чем воздействие факторов микросреды.

Состояние экономического микроокружения предприятия влияет на многие аспекты деятельности предприятия, в том числе на уровень экономической эффективности и возможности развития предприятия. К экономическим факторам косвенного воздействия на предприятия можно отнести состояние финансовой системы страны, покупательную способность населения, уровень инфляции, реальные доходы населения.

Научно-технические факторы  макросреды, являющиеся факторами косвенного воздействия, имеют решающее значение для появления технологических инноваций в области процессов производства. Развитие и эффективное функционирование любого предприятия возможно тогда и только тогда, когда оно в полной мере использует все достижения научно-технического прогресса.

К социальным факторам внешней  среды косвенного воздействия относятся  организационная и потребительская  культура населения, нравственные нормы  его поведения, профессиональные и  личностные качества работников предприятия, уровень здравоохранения. Социальная среда во многом определяет номенклатуру, объемы производства и, порой, качество продукции, которую покупает население. Социальные факторы определяют специфические установки для предприятия: жизненные ценности, традиции и т.д., которые оказывают существенное влияние на результаты его деятельности.

Демографические факторы  косвенного воздействия относятся  к числу важнейших факторов макросреды, поскольку население, динамика изменения  его численности во многом определяет, с одной стороны, реальные возможности обеспечения предприятия трудовыми ресурсами, а с другой — формирует уровень и масштабы рыночных потребностей. Для учета влияния данных факторов на результативность работы предприятия и своевременного реагирования на изменение их влияния руководство предприятия должно отслеживать: динамику населения города (поселка), где расположено предприятие, региона и страны в целом; возрастную структуру и этнический состав населения; уровень смертности и рождаемости; миграционные процессы; уровень образования; региональные особенности и структуру домашних хозяйств.

Политические факторы  играют важную роль, определяют политическую обстановку и степень стабильности в обществе. Стабильность политической ситуации внутри страны в равной мере как и внешнеполитическая обстановка имеет большое значение для предприятий как с точки зрения привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, так и с позиций развития внешнеэкономической деятельности предприятия.

Природно-климатические  условия, в которых осуществляется деятельность предприятия, должны обязательно  учитываться в процессе принятия любого управленческого решения. К этим факторам макросреды относятся геологические условия добычи сырьевых ресурсов, наличие энергоресурсов, воды, транспортных коммуникаций, климатические условия. Названные факторы оказывают прямое воздействие на размещение предприятия, а следовательно, на издержки предприятия на добычу, транспортировку, материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и цену рабочей силы.

Информация о работе Формирование эффективной организационной структуры предприятия