Финансовое оздоровление предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучить процесс разработки бизнес-плана финансового оздоровления предприятия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
2
Глава 1. Принципы и порядок составления бизнес-плана финансового оздоровления предприятия…………………………………………………...
5
1.1 Разработка программы финансового оздоровления…………………..
5
1.2 Судебные и внесудебные процедуры финансового оздоровления…..
6
1.3 Типовой план финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия……………………………………………………………………
7
Глава 2. Разработка бизнес-плана……………………………………………
13
2.1 Финансовое оздоровление предприятия…………………………………
13
2.2 Методика разработки бизнес-плана……………………………………...
20
Заключение……………………………………………………………………..
26
Приложение……………………………………………………………………
28
Расчетная часть (вариант 4)…………………………………………………..
32
Список использованных источников…………………………………………
40

Файлы: 1 файл

кучанов (курсовая).docx

— 78.36 Кб (Скачать)

Во вторую группу входят показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать  текущее финансовое состояние как  критическое, но сигнализируют о  возможности резкого его ухудшения  в будущем при непринятии действенных  мер. К ним относятся: чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка  сбыта; потеря ключевых контрагентов; недооценка обновления техники и  технологии; потеря опытных сотрудников аппарата управления; вынужденные простои, неритмичная работа; неэффективные долгосрочные соглашения; недостаточность капитальных вложений и т.д.

Пути финансового оздоровления субъектов хозяйствования

К предприятию, которое признано банкротом, применяется ряд санкций: реорганизация производственно-финансовой деятельности; ликвидация с распродажей  имущества; мировое соглашение между  кредиторами и собственниками предприятия.

Конкретные пути выхода предприятия  из кризисной финансовой ситуации зависят  от причин его несостоятельности. Поскольку  большинство предприятий разоряется по вине неэффективной государственной  политики, то одним из путей финансового  оздоровления предприятий должна быть государственная поддержка несостоятельных  субъектов хозяйствования. Но ввиду  дефицита государственного бюджета  рассчитывать на эту помощь могут  не все предприятия [9. с. 147-153].

С целью сокращения дефицита собственного оборотного капитала акционерное  предприятие может попытаться пополнить  его за счет выпуска и размещения новых акций и облигаций. Однако при этом надо иметь в виду, что  выпуск новых акций может привести к падению их курса и это  тоже может стать причиной банкротства. Поэтому в западных странах чаще всего прибегают к выпуску  конвертируемых облигаций с фиксированным  процентом дохода и возможностью их обмена на акции предприятия.

Один из путей предотвращения банкротства акционерных предприятий - уменьшение или полный отказ от выплаты дивидендов по акциям при  условии, что удастся убедить  акционеров в реальности программы  финансового оздоровления и повышения  дивидендных выплат в будущем.

Важным источником финансового  оздоровления предприятия является факторинг, т.е. уступка банку или  факторинговой компании права на востребование дебиторской задолженности, или договор-цессия, по которому предприятие  уступает свое требование к дебиторам  банку в качестве обеспечения  возврата кредита.

Одним из эффективных методов  обновления материально-технической  базы предприятия является лизинг, который не требует полной единовременной оплаты арендуемого имущества и  служит одним из видов инвестирования. Использование ускоренной амортизации  по лизинговым операциям позволяет  оперативно обновлять оборудование и вести техническое перевооружение производства. Привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные  принести предприятию высокий доход, также является одним из резервов финансового оздоровления предприятия. Этому же способствует и диверсификация производства по основным направлениям хозяйственной деятельности, когда  вынужденные потери по одним направлениям покрываются прибылью от других [10 с. 58-67].

Уменьшить дефицит собственного капитала можно за счет ускорения  его оборачиваемости путем сокращения сроков строительства, производственно-коммерческого  цикла, сверхнормативных остатков запасов, незавершенного производства и т.д.

Сокращение расходов на содержание объектов жилсоц-культбыта путем  передачи их в муниципальную собственность  также способствует приливу капитала в основную деятельность.

С целью сокращения расходов и повышения эффективности основного  производства в отдельных случаях  целесообразно отказаться от некоторых  видов деятельности, обслуживающих  основное производство (строительство, ремонт, транспорт и т.п.) и перейти к услугам специализированных организаций [12 с. 315-324].

Если предприятие получает прибыль и является при этом неплатежеспособным, нужно проанализировать использование  прибыли. При наличии значительных отчислений в фонд потребления эту  часть прибыли в условиях неплатежеспособности предприятия можно рассматривать  как потенциальный резерв пополнения собственных оборотных средств  предприятия.

Большую помощь в выявлении  резервов улучшения финансового  состояния предприятия может  оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры  производства продукции.

Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового  оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более  полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения себестоимости, рационального  использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь [12 с. 58-67].

Основное внимание при  этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использования  вторичного сырья, организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь[11. с. 410].

Для систематизированного выявления  и обобщения всех видов потерь на каждом предприятии целесообразно  вести специальный реестр потерь с классификацией их по определенным группам: от брака; по производствам, не давшим продукции; от снижения качества продукции; от невостребованной продукции; от утраты выгодных заказчиков, выгодных рынков сбыта; от неполного использования  производственной мощности предприятия; от простоев рабочей силы, средств  труда, предметов труда и денежных ресурсов; от перерасхода ресурсов на единицу продукции по сравнению  с установленными нормами; от порчи  и недостачи материалов и готовой  продукции; от списания не полностью  амортизированных основных средств; от уплаты штрафных санкций за нарушение  договорной дисциплины; от списания невостребованной дебиторской задолженности; от просроченной дебиторской задолженности; от привлечения  невыгодных источников финансирования; от несвоевременного ввода в действие объектов капитального строительства; от стихийных бедствий и т.д.

В особо тяжелых случаях  необходимо провести реинжиниринг бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое  снабжение, организацию труда и  начисление заработной платы, подбора  и расстановки персонала, систему  управления качеством продукции, рынки  сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и др [1. с. 147-153].

2.2 Методика разработки бизнес-плана

Цели и задачи бизнес-плана:

Целью бизнес-плана может  быть получение кредита, или привлечение  инвестиций в рамках уже существующего  предприятия, или определение стратегических и тактических направлений и  ориентиров самой фирмы в мире бизнеса. При этом предусматривается постановка следующих стратегических и тактических задач:

1) организационно-управленческая  и финансово-экономическая оценка  сегодняшнего состояния предприятия;

2) выявление потенциальных  возможностей предпринимательской  деятельности предприятия с акцентированием  внимания, как на сильных, так  и на слабых сторонах;

3) формирование инвестиционно-проектных  целей этой деятельности на  планируемый период.

Бизнес-план при решении  этих многофакторных задач позволяет  достичь следующих результатов:

  • обоснования экономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);
  • расчета ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на вложенные средства;
  • определения намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии; подбора персонала, который способен реализовать данный план.

Процесс бизнес-планирования - это последовательное изложение системы реализации проекта, т.е. тех ключевых моментов бизнеса, которые, во-первых, могут быть проверены, причем не только экономистами-профессионалами, но и инвесторами, решающими, в какой бизнес вложить определенную сумму собственных денег, во-вторых, аргументирование убедить инвестора или партнера в выгодности данного бизнеса и необходимости участия в нем или, напротив, предостеречь от вложения денег из-за слишком большого и неоправданного риска [8. с. 612-630].

По объему, полноте изложения  фактов, документально подтвержденных и научно обоснованных аргументов бизнес-план может быть трех видов.

1. Полный, содержащий все  расчеты, справки, свидетельства  и другие материалы, всю «кухню»  получения тех или иных результатов.  Такой бизнес-план (с вариантами  и поисковыми рассуждениями) должен  храниться у руководителя фирмы  и предъявляться ограниченному числу заинтересованных лиц - самым серьезным участникам бизнеса, например инвестору, банкиру.

2. Достаточный, т.е. содержащий  все разделы бизнес-плана (компьютерные  версии) по предлагаемому варианту  и не обязательно включающий  подробные расчеты по альтернативным  вариантам. Он носит доказательный  характер относительно перспектив  реализации проекта и развития  предприятия [4 с. 58-67].

3. В виде резюме, т.е.  представляющий собой краткие  выводы по каждому разделу  бизнес-плана, без обоснования  и расчетов (может быть приложением  к деловому предложению). Такой  бизнес-план, содержащий от одной  до четырех страниц текста  «с ответами без решений», имеет  значение некоей «визитной карточки»  или даже рекламы самой фирмы  либо разрабатываемой продукции  (проекта, программы, услуги).

Процесс бизнес-планирования выявляет необходимые звенья (элементы) правовой и финансовой обеспеченности для превращения экономического замысла в материальное воплощение.

Ключевыми моментами бизнес-планирования (содержанием бизнес-плана) являются: обоснование необходимости выпуска  продукции (услуг); обоснование возможности  выпуска продукции (услуг); выявление  потенциальные потребителей; определение  конкурентоспособности продукта на внутренних или внешних рынках; определение  своего сегмента рынка; достижение показателей различных видов эффективности; обоснование достаточности капитала у инвестора бизнес-идеи; выявление возможных источников финансирования.

Таким образом, бизнес-план в общем виде предполагает изложение  системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта, определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятий, предвидение рисков предпринимательской  деятельности, конкретизацию перспективы  бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей, развитие перспективного взгляда на организацию  и ее рабочую среду путем получения  ценного опыта планирования.

Подавляющее большинство  новых предприятий создаются  для производства продукции или  оказания услуг, которые уже существуют и которые производятся другими  предприятиями. Но если продукция или  услуги уникальны, основаны на каком-либо изобретении, новшестве, ноу-хау или  замечательны по каким-то другим причинам, безусловно, имеет смысл воспользоваться  этой уникальностью. Такая уникальность -- чрезвычайно ценное качество, которое, однако, мимолетно и привлекает массу  последователей и подражателей, если приносит прибыль. Поэтому предпринимателю  или фирме следует держать  свое новшество и свой бизнес-план в тайне, иначе они могут столкнуться  с конкуренцией там, где совсем не ожидали этого [5. с. 612-630].

Успех в бизнесе приходит к тому, кто идет на поводу рыночных потребностей, умеет их угадывать  и удовлетворять. Только в небольшой  части бизнеса преимущество (зачастую ошеломляющее) достигается благодаря  превосходству принципиально нового продукта или новой технологии, в  результате чего возникает новая  потребность или даже новый рынок. Такие достижения на слуху вокруг них много рекламной шумихи. Большинство  же предпринимательских действий -- в производстве, торговле, обслуживании -- весьма обыденны, и успех в них не носит такого взрывного характера. Поэтому не полагайтесь на превосходные качества своего продукта или услуги. Ориентируйтесь на удовлетворение имеющегося рынка и сложившихся потребностей [1. с. 147-153].

Блок-схемы назначения и  применения бизнес-плана за рубежом  и в нашей практике могут быть различными в деталях, но в принципе они одинаковы (табл. 1.).

В бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи:

  • уточняются правовые аспекты, нормативы ограничений, требования муниципальных органов;
  • проводится анализ исходных материалов -- ситуационного плана, показателей технического состояния зданий, проектного предложения строительства или реконструкции, социальных условий и демографического состава населения и др. [6 с. 315-324];
  • рассматриваются размеры потерь, связанных со сносом фондов, компенсационными выплатами, предоставлением жилищного фонда переселяемым жителям, а также упущенной выгодой при досрочном прекращении аренды муниципальных объектов коммерческими структурами;
  • формируется инвестиционная программа проектного предложения развития территории (или отдельных зданий) с анализом возможных альтернатив;
  • определяются формы и условия реализации проектного предложения;
  • прогнозируются условия производства продукции (услуг) предприятиями, формируемыми на данной территории, получение ими прибыли, а также финансовые поступления в бюджет (налоги, сборы, выплаты и др.);
  • определяются показатели экономической, коммерческой и бюджетной эффективности проектного предложения, а также его социальной и экологической результативности;
  • разрабатывается стратегия маркетинга;
  • формируется план финансирования и организации функционирования объекта;
  • определяются условия, формы, сроки проектирования и строительства объекта;
  • уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования;
  • подготавливается резюме, где в концентрированном виде излагаются основные характеристики, параметры и показатели проектного предложения, его преимущества, получаемые доходы, инвестиционные и эксплуатационные затраты, их структура по источникам финансирования, размеры и сроки поступления в городской бюджет и внебюджетный фонд.

Информация о работе Финансовое оздоровление предприятия