Факторы эффективности массовых коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Мировая общественность не может игнорировать и непрекращающийся поток сведений, касающихся различных людей, событий и мест в "глобальной деревне". Телевизионные сигналы и Internet несут в наши дома картины смерти, голодающих детей, лагерей беженцев в Эфиопии, Сомали, Замбии и жертв войны в Косово, вызывая в людях сочувствие и желание прийти на помощь. Картины голода, охватившего изолированную от внешнего мира Северную Корею, зарождают в умах людей представления о широком распространении голода. Средства массовой информации словно "раздвинули границы окружающего нас мира" и увеличили число "картинок в наших головах".

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
Понятие массовых коммуникаций……………………………………………….5
Функции и структура массовых коммуникаций……………………………….11
Эффективность массовой коммуникации……………………………………...17
Заключение……………………………………………

Файлы: 1 файл

Смк.docx

— 87.71 Кб (Скачать)

     Как правило, СМИ разделяют на два  типа: печатные и электронные (или  телерадиовещательные). Печатные СМИ (газеты и журналы) поставляют информацию путем  изготовления и распространения  множества экземпляров какого-либо периодического издания. В отличие  от электронных СМИ, печатные обычно более долговечны – по крайней  мере, были до широкого распространения  видео- и аудиозаписи – и требуют  грамотности от тех, кому они адресованы. Кроме того, печатные СМИ не ограничены количеством каналов, тогда как  обычно существует определенное число  возможных радиочастот и телевизионных  каналов (сегодня быстро растущее). Количество же газет или журналов, которые могут быть опубликованы, как правило, не ограничено. В целом, печатные СМИ больше предназначены для подробного освещения событий, чем электронные СМИ.

Электронные СМИ  появились позже печатных, менее  долговечны и меньше зависят от общей  грамотности человека или доступности  ему городской инфраструктуры.

     Средства  массовой информации и коммуникации, несомненно, изменили культурный ландшафт мирового сообщества: способствовали интернационализации духовного  опыта отдельных стран и народов, дали возможность поставить ряд  глобальных проблем как общечеловеческих (например, экология, угроза ядерной  войны), заставили глубже осознать единство человеческого рода при всем его  многообразии. Вместе с тем средства массовой информации и коммуникации, конечно, не могут рассматриваться  как панацея от всех человеческих бед. Политические, социальные и экономические  противоречия очень быстро проявили себя и по вопросу о средствах  массовой информации9.

     Нельзя  оставлять без внимания тот факт, что средства массовой информации и  отношения, возникающие в связи  с ними, регулируются Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации". Закон содержит 7 глав, 62 статьи и применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами – в части, касающейся распространения их продукции в РФ (ч.1, ст.6).  В Законе определены основные понятия (массовая информация, СМИ, продукция СМИ, распространение продукции СМИ, журналист, издатель, распространитель и др.), провозглашается свобода массовой информации, отдельные статьи посвящены недопустимости цензуры и злоупотреблению свободой массовой информации. Кроме этого Закон регулирует организацию деятельности СМИ, распространение массовой информации, отношения СМИ с гражданами и организациями, права и обязанности журналиста, межгосударственное сотрудничество в области массовой информации, ответственность за нарушение законодательства о СМИ10. Последние изменения в Закон были внесены 9 февраля 2009 года Федеральным Законом от 9 февраля 2009г. № 10-ФЗ «О внесении изменений в статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», который, согласно статье 2 настоящего Закона, вступил в силу с 1 января 2010 года. Изменения в данном Законе касаются замены слов «государственные органы и организации» словами «государственные органы, органы местного самоуправления, организации» и предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций11.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Функции и структура массовых коммуникаций.

     По  поводу функций массовой коммуникации мнения ученых расходятся. Основное различие сводится к степени детализации  функций. В 1948г. американским ученым Г. Лассуэллом были выделены три функции:   1. обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; 2. корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; 3. передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур. В 1960г. американский исследователь К.Райт добавил еще одну функцию – развлекательную. В начале 80-х годов специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета      Мак – Квейл прокомментировал эти функции и предложил еще одну, так называемую мобилизующую функцию, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация, чаще – политических, реже – религиозных. По-видимому, эта функция, которую можно квалифицировать как регулирующую или управляющую, приобретает силу и в нашем обществе12.

     Информационная  функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и  зрителю актуальной информации о  самых различных сферах деятельности – деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая  большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация  к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации  полезной деятельности общества и индивида.

     Регулирующая  функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов  и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и  личности, на формирование общественного  мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности  манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию  социального контроля. Люди, как  правило, принимают те социальные нормы  поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип  образа жизни, стиля одежды, формы  общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

     

     Культурологическая  функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства  и способствует осознанию обществом  необходимости преемственности  культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с  особенностями различных культур  и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и в конечном счете способствует интеграции общества.

    С данной функцией связано понятие  массовой культуры, отношение к которой  в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить  широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями  является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования  воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

    Социальная  сущность массовой коммуникации: это  — мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации  его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

    Для более полного освещения темы необходимо рассмотреть, из чего складывается коммуникативный процесс. Концептуальность подходов к этой проблематике была исчерпана у нас в стране уже  в начале 80-х годов, а за рубежом  и намного ранее. Несмотря на это, основные положения и выводы отнюдь нельзя считать аксиомами13.

     Структурные элементы массовой коммуникации лучше  всего рассмотреть на примере  модели коммуникации, разработанной  Г.Лассуэлом.

     На первом месте в модели Лассуэлла располагаются коммуникаторы — создатели информационных сообщений. Вследствие особой важности массовой информации для общества ее производством и распространением профессионально занимаются коллективы и группы людей, которые называются коммуникаторами (адресантами). В их задачу входит подготовка информационных сообщений, которые должны быть доступны и понятны для потенциальных потребителей, находящихся в разных регионах страны, континента или всей планеты.

     

     Производство  информации коммуникаторами неотделимо от интересов ее потребителей. Потребители социальной информации, выступающие чаще как «массы», разнородные организованно неоформленные множества людей, называются аудиториями (адресатами). Выделяют две основные группы профессиональных коммуникаторов: «редакции» и «издатели».

     «Редакции» (коммуниканты) - это непосредственные создатели и передатчики текстов, подразделяются на журналистов (кто собирает информацию, создает первичный текст и выступает перед аудиторией), «техников» (кто обеспечивает материализацию текста, его размножение, хранение и передачу; в эту группу включают дикторов, операторов, работников типографии, инженеров, программистов, дизайнеров, оформителей и др.). В группе «редакция» первое место занимают журналисты, осуществляющие общение с аудиториями.

     

     Особо важную роль в эпоху инновационных технологий играют «издатели». В данном контексте под термином «издатели» понимаются владельцы, акционеры, менеджеры и другие лица, определяющие главные цели органа информации. В группу «издатели» также входят политические консультанты и представители служб исследования общественного мнения, которые оказывают огромное влияние на информационную политику СМК. Важнейшей общественно значимой функцией «издателей» является контроль за созданием и преобразованием социальной информации.

     Коммуникаторы в процессе создания и преобразования социальной информации представляют собой единую институционально оформленную организацию.

     

     На втором месте в модели Лассуэлла располагается информация, распространяемая при помощи СМК.

     Массовая  информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов. Массовая информация отражает общественные процессы в целом (экономические, политические, демографические и т.д.), а также конкретные процессы в региональных и профессиональных сообществах, в различных социальных организациях. Ценность массовой информации измеряется, как правило, степенью востребованности и эффектом ее воздействия на индивидов, т.е. определяется такими ее свойствами, как представительность, доступность, полнота, достоверность, своевременность, этичность и др.

     

     На  третье место в структуре массовой информации Лассуэлл ставит средства передачи массовой информации — СМК. Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.

     СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

     Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы телетексты и др.); информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

     Пресса  — это массовые периодические  печатные издания, дающие потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.

     

     Радио — это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио — в его вездесущности и общедоступности. Радио — одно из важнейших средств социального контроля (в частности, государственного), благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей.

     Телевидение — это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности. Телевидение способно создать «эффект присутствия», который не могут создать ни радио, ни газеты.

  Информационные службы — это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем перепродаются подписчикам — газетам, журналам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам. В наши дни ни одна газета крупного масштаба или крупная телерадиокомпания не может обойтись при сборе информации лишь своим штатом корреспондентов.

     Телекоммуникация - это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Специалисты по телекоммуникации — инженеры и техники. Они в основном работают с кодами, сигналами, шумами.

     Информатика - это система средств обработки данных при помощи вычислительных машин (компьютеров). Для специалистов в сфере информатики (программистов) главное — поиск логического смысла, анализ и сохранение информации.

     

     На четвертом месте в лассуэлловской структуре находятся индивиды, потребляющие информационные потоки и превращающиеся в массовые аудитории.

     Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации.  Особенности аудитории во многом зависят от ее социально-демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.). Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.). О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.

Информация о работе Факторы эффективности массовых коммуникаций