Европейская модель управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть мировой опыт управления персоналом.
Задачи исследования:
Провести обзор европейской, американской и японской модели управления персоналом.
Изучить системы мотивации персонала в европейской модели менеджмента.
Рассмотреть практику управления персоналом предприятия в странах ЕС.
Объект исследования – теории управления персоналом.
Предмет исследования – европейская, американская и японская модель управления персоналом.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......….3

1.Американская модель управления…………………………………………....…..5
1.1 Американская деловитость и умение организовывать…………….............5
1.2 Обеспечение компетентности персонала, развитость индустрии совершенствования менеджмента………………………………………...............10
1.3 Стратегия и управление производством в американских фирмах.............13

2.Японская модель управления………………………………………………........20
2.1 Процесс управления финансами....................................................................20
2.2 Систематическая подготовка и переподготовка кадров..............................21

3.Европейская модель управления...........................................................................25
3.1 Система оценки труда.....................................................................................27
3.2 Основные элементы мотивации труда..........................................................28

Заключение................................................................................................................30

Список использованной литературы............................

Файлы: 1 файл

Модели управления предприятиемсравнительный анализ.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

В практике работы широко используется проведение регулярных дискуссий по различным проблемам (плану, итогам работы, рынку, перспективам развития, инвестиционным программам и др.). Как правило, не практикуется издание приказов и других директивных документов. Чаще указания носят форму совета, рекомендации. Однако если рекомендации подчиненными не выполняются, то решается вопрос о соответствии подчиненного занимаемой должности. На предприятиях создаются производственные советы, которые избираются представителями трудового коллектива. Производственные советы представляют интересы трудящихся перед администрацией предприятия. Без разрешения производственного совета не допускаются сверхурочные работы.

Решение о закрытии малорентабельных производств принимаются руководством предприятия только после консультации с производственным советом.

На предприятиях ФРГ  существует система жесткого планирования. Основой является пятилетний план, который ежегодно обновляется. Жесткое  планирование не мешает структурным  подразделениям быть самостоятельными, но предполагает строгий контроль за их деятельностью со стороны высшего уровня менеджмента. В основу перспективного и оперативного планирования положены разные подходы. Стратегии пятилетки – это политика инвестиций, финансов, прибыли и рентабельности. Оперативное планирование включает годовые, квартальные, месячные и недельные планы, которые содержат показатели по сбыту продукции, программу производства, поставки сырья, оценку экономических результатов. Действует система корректировки оперативных планов. Если она положительная, то руководство предприятия обычно не возражает против такого уточнения плана. Если же отрицательная, то обеспечивается строгий спрос с менеджеров за то, что они не сумели предвидеть сбои в работе и решить проблемы.

В процессе выполнения намеченной планом производственной деятельности количество и ассортимент продукции могут измениться в зависимости от спроса. Однако непременно должна быть достигнута запланированная прибыль. Менеджеры несут ответственность за получение прибыли и имеют надбавки в зависимости от нее. Если на участке работы, руководимым менеджером, не получена прибыль, то надбавка не выплачивается. При этом критически анализируется деятельность соответствующих структурных подразделений, намечаются меры по выправлению положения. Если эти меры не приводят к увеличению прибыли, то менеджер, ответственный за данный участок работы, заменяется.

Работа с кадрами  является одной из главных функций  менеджмента на фирмах ФРГ. Задачи кадровых служб предприятий кроме подбора  кадров включают: обучение персонала, повышение его квалификации, охрану труда, организацию оплаты труда, обеспечение старости и другие вопросы социальной политики.

Менеджеры должны организовать повышение квалификации персонала, создавать резерв на руководящие  должности. Менеджеров выбирают в основном из сотрудников самой фирмы. Порой менеджеров принимают и со стороны, однако стараются при этом исключить «семейственность», т.е. предоставление льгот родственникам и знакомым при устройстве их на работу. Одним из главных факторов при подборе менеджеров является умение работать с людьми.

 

3.1 Система оценки труда

Для оценки труда работников за прошедший год осуществляется аттестация персонала. С этой целью  разрабатываются так называемые оценочные листы на каждого работника. В них сформулированы вопросы по двум разделам, характеризующим квалификацию работника и его отношение к труду. По каждому вопросу оценочного листа менеджером выставляется оценка, после чего в личной беседе с работником оценки обсуждаются. В большинстве случаев менеджер и работник приходят к общему согласию в оценках, высказывая при этом друг другу различные претензии. В случае разногласий работник обращается к вышестоящему руководству.

Оценка труда производится по всем категориям работников. При  ежегодной оценке работника производится увеличение (снижение) надбавки к зарплате.

Уровень заработной платы  работников различных категорий  существенно различается. Так, заработная плата менеджера высшего звена  может быть в 15–30 раз выше, чем  рабочего. Это объясняется несопоставимо  большей ответственностью, которую несут руководители за оптимальный выбор стратегии развития и результаты работы предприятия.

Важное место в немецком менеджменте отводится решению  социальных вопросов. Развитие всей социальной инфраструктуры в Германии возложено на местные власти. Муниципалитеты обязаны обеспечить население, проживающее на данной местности, всеми необходимыми социальными объектами (детские сады, школы, поликлиники, больницы и др.). Их финансирование местные власти осуществляют за счет налогов с прибыли, поступающих от предприятий, находящихся на данной территории, а также поступлений из федерального бюджета. Однако в дополнение к этому предприятия активно участвуют в проведении различных социальных мероприятий (благоустройство, сохранение памятников старины, помощь бедным, больным и т.д.). Пенсионное обеспечение сотрудников осуществляется в зависимости от трудового стажа. Пенсия определяется в размере 50–80 % от среднего заработка. Максимальная пенсия в размере 80 % устанавливается при трудовом стаже не менее 25 лет. Предприятия могут устанавливать дополнительную пенсию в размере 10–20% от установленной государственной пенсии. Для получения права на доплату к пенсии необходимо проработать на предприятии не менее 10 лет. В случае сокращения на предприятии возможен досрочный выход на пенсию с ее выплатой за счет предприятия на период до достижения пенсионного возраста.

 

3.2 Основные элементы мотивации труда

Основными составными элементами мотивации труда являются:

  • относительно высокий уровень зарплаты, который гарантирован законом о тарифных соглашениях, обеспечивающий высокий уровень жизни;
  • система ярко выраженной дифференциации в оплате труда в зависимости от образования, должности и стажа работы;
  • гарантия рабочего места, повышения квалификации;
  • получение права дополнительных выплат к государственной пенсии в зависимости от стажа работы на фирме;
  • прямая зависимость пенсии по старости от уровня заработной платы (без ограничения абсолютного размера верхнего предела пенсии);
  • социальная защищенность кадровых работников фирмы путем
  • выплаты пенсий при увольнении в связи с реорганизацией производства и управления.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого  общества. Еще первые представители  человечества, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных, весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины.

Понятия найма, продвижения  и увольнения персонала в европейских странах имеют одинаковое содержание. Различия состоят в реализации процедур найма, продвижения и увольнения персонала. Прежде чем приступить к сравнительному анализу, необходимо дать определение названным элементам управления персоналом.

Для каждой конкретной страны характеристики, по которым принимается  решение о найме того или иного  кандидата, будут различными. Каждая страна вследствие культурных особенностей будет по-разному оценивать важность каждого из показателей.

Проведенные исследования найма, продвижения и увольнения персонала показали, что каждая страна имеет свои традиции и ценности, которые лежат в основе политики ведения бизнеса и которые обуславливают выбор той или иной стратегии развития компании во всех областях ее деятельности. Возможно, в рамках одной культуры какое-то решение будет казаться выгодным и правильным, в то время как другая страна никогда не выберет стратегию развития бизнеса, в основе которой будет лежать именно это решение, так как будет воспринимать его неправильным с точки зрения своих ценностей и взглядов. Европейская модель (как американская и японская) включает высокий уровень заработной платы и производительности труда. Но в отличие от американской в ней выше степень социального обеспечения населения, а от японской – прозрачная конкурентная среда. Ей присуща эффективная система управления в масштабе всего общества, а не только на отдельных предприятиях. Формирование такой системы означает, во-первых, что внутри предприятий производится замена функциональных и бюрократических организационных структур на внутрифирменные предпринимательские команды. Во-вторых, крупные компании осуществляют отделение («акционирование») многих функций и направлений, при этом одновременно поощряется создание малых предприятий во всех сферах экономики, в том числе в здравоохранении и социальном обеспечении. В-третьих, происходит автоматизация разных контрольных и учетных функций, связей между предприятиями (в первую очередь в государственных, региональных и муниципальных образованиях).

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. – М.: Юнити-Дана, 2009.
  2. Басаков М.И. Управление персоналом. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  3. Беляцкий Н.П. Управление персоналом. – М.: Современная школа, 2010.
  4. Валиева О.В. Управление персоналом. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2009.
  5. Володько В.Ф. Международный менеджмент. – М.: Амалфея, 2009.
  6. Закаблуцкая Е.А. Управление персоналом. Руководитель и HR-специалист. – СПб.: Речь, 2009.
  7. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации. Актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. – М.: КноРус, 2010.
  8. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация. – М.: Инфра-М, 2010.
  9. Лунёв А.П., Минёва О.К. Сравнение европейского и японского опыта управления персоналом // Гуманитарные исследования. 2008. № 4. С. 213-215.
  10. Никифорова Н.А, Управление персоналом. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2010.
  11. Орлова О.С. Управление персоналом современной организации. – М.: Экзамен, 2009.
  12. Потемкин В.К. Управление персоналом. – СПб.: Питер, 2010.
  13. Рогожин М.Ю. Управление персоналом. 100 вопросов и ответов о самом насущном в современной кадровой работе. – М.: Альфа-Пресс, 2009.
  14. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации. – М.: КноРус, 2010.
  15. Чеховских И.А. Управление персоналом. В вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2010.

1 «Управление персоналом» 2000, № 9 (сентябрь), Е. Комаров «Черты американского стиля управления».

2 «Управление персоналом» 2000, № 9 (сентябрь), Е. Комаров «Черты американского стиля управления».




Информация о работе Европейская модель управления