Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:45, курсовая работа
Цель этой курсовой работы проштудировать диверсификационные известные более как диверсифицированные методы исследования систем управления.
Задачи курсовой работы просмотреть особенность и процессы диверсификации, ознакомиться с важными диверсифицированными видами систем управления.
Введение……………………………………………………………………………..3
1Процессы диверсификации исследования……………………………………….5
1.2 Состав и система диверсифицированных методов исследования…………...6
2 Диверсифицированные методы исследования систем управления……………8
3 Метод "мозгового штурма”……………………………………………………...12
3.1 Метод синектики в исследовании управления……………………………….17
Заключение…………………………………………………………………………25
Глоссарий…………………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………………..31
Приложение………………………………………………………………………...33
Позиция случайного поиска представляет собой упрощенный анализ информации по общим критериям. Она направлена на обработку большой информации без ее специализированной сегментации. Это вариант на случай, который при конкретном стечении ситуаций может подсказать проблему или решение, показать этапы проявления и появления противоречий.
Тактика целенаправленного поиска не запрещает формулировку цели обработки информации, классификацию ее по целевым факторам исследования, поиск в зонах целевых установок и конкретных направлений научно-исследовательской деятельности.
Тактика системного поиска есть некоторое развитие и дополнение вышеперечисленно тактики. Ее прикол состоит в том, что она требует не просто наличия цели, а системного поиска по определенной тактики. Данная схема требует построения дерева целей или конкретизации исходной цели в исследовательских задачах. Преображение информации должна проявляться в соответствии с данной системой целей или задач.
Тактика алгоритмического поиска основана на базе разработки процессуальных характеристик исследования. Данная разработка несёт форму алгоритма, который устанавливает некую последовательность операций, действий, обработки информации и т. д. Данная тактика основана на установлении этапов проведения исследования, постоянный из которых означает шаг его качественного осуществления и продвижения.
Тактика интуитивного поиска основана на последовательском продвижении и дальнейшей обработке разнообразных идей и гипотез. Их корректность осуществляется без доказательства. Но в дальнейшем осуществляется их отбор по конкретным критериям и разбор по целям исследования, практической осведомлённости и реальности.
Возможно выявить и тактику интуитивно-целевого поиска. Она есть сочетание стратегии системного и интуитивного поиска. Не исключено, что это даёт усиление компонентов систематического разбора и предельно четкую формулировку цели развития.
Данная тактика разделяется не только методикой их осуществления, но и организационными критериями. Они не предполагают алгоритм конкретной исследовательской деятельности, но используются и при общем исследовании, где могут иметь огромный успех. Так, интуитивная и интуитивно-целевая стратегии дают наибольший успех, когда они построены на разделении функций между различными исследовательскими группами в целях аккумулиро-
вания и презентации идей, их строго и конкретного систематического разбора.
Тактики отличаются не только сочетанием логики и интуиции, но и по другим принципам: цель исследования и характер проблемы, что делать для ее решения, какими средствами решать, как решать.
Главнейшим принципом выбора стратегии может оказаться наличие информации на начальном этапе исследования, возможность и необходимость ее накопления, формы использования (качественные данные, системные описание, свойства, характеризующие качество и пр.) Чем мала первоначальная информация, тем выше потребность в тактике интуитивного поиска.
Может показаться, что интуитивный поиск полностью стоит на случайных примерах и представляет собой противоположный метод системного анализа, формальной логики, "технологии разума". Данное утверждение немного ошибочно. Любая умственная, а тем более, творческая деятельность включает две составляющие - сознательную и бессознательную. У любого человека по-разному строится их сочетание, и у всех людей оно по-разному проявляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в которых они оказываются. До конкретных пределов этим сочетанием возможно монепулировать и можно развивать бессознательную составляющую мышления, можно мотивировать ее проявление. На данном принципе и строятся разнообразные тактики творческого поиска.
Управленцу и исследователю всегда должна быть присуща готовность к случайности, риску, импровизации. Им важно строить возможности улавливать интуитивные мотивы своего мозга, действовать иногда "по наитию".
3 Метод "мозгового штурма"
Принцип "мозгового штурма" получил наибольшую популярность и практическое предназначение. Его использование определило бесспорную максимальную выгоду в творческом решении многих сложнейших исследовательских и не только исследовательских задачах. Он применяется при разработке управленческих решений различного класса.
Исследование - это бесспорно освоение неизведанного, поиск будущего, пояснение сложного. Следовательно, в исследованиях принцип "мозгового штурма" получил своё предназначение. С его помощью можно получить таких результатов, которые окажутся утопией при использовании традиционных принципов разбора.
Принцип "мозгового штурма" основан на специфическом сочетании методологии и организации исследования, раздельного использования усилий исследователей фантазеров и инуицивистов с исследователями аналитиками, системщиками, скептиками, практиками.
Главной целью "мозгового штурма" есть поиск как можно более широкого охвата идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей огромным прошлым опытом и определенным служебным положением.
Люди разнообразных профессий, рабочего опыта, научного опыта, конкретных качеств, обычно имеют различные принципы исследования. Соединение этих принципов может быть очень полезным в решении сложнейших исследовательских вопросах. В данной ситуации и заключается особенность "мозгового штурма". Противоположная его особенность - соединение логики и интуиции и научной фантазии и сложного расчета.
"Мозговой штурм" происходит в два этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей. Каждый из этапов протекает по точным принципам, который отражает его предназначение и суть, который определяет его успех.
Первый этап (генерации идей) предлагает принципы: 1. Принцип посторения группы по способностям к научному воображению и развитой интуиции, антидогматическому мышлению, интеллектуальной раскованности, разнообразию знаний и научных интересов, позитивному скептицизму. 2. Отбор группы для генерации идей возможно разделать по оценкам специалистов, проведя тестирования, позволяющее выявить и учесть критерии этого принципа. Кроме того, можно и весьма полезно учитывать разнообразные социально-психологические характеристики человека, такие как увлеченность, коммуникабельность, независимость. 3. Это всё необходимо для создания в работе этого коллектива атмосферу непринужденности, творчества, взаимоприемлемости. 4. Критерий строго запрещения любой критики. Она ограничит полет фантазии, ухудшит сциально-психологическую атмосферу, заставит анализировать идеи, сковывать мышление, выключать внимание и концентрировать его любой идее и так же уменьшать их количество и разнообразие. Так как основной задачей первого этапа "мозгового штурма" есть поиск как можно большего количества разнообразных видов решения вопросов, путей достижения цели, идей и мыслей. И вся работа группы должна быть направлена только на поиск идей, а не на их критику, объяснение, обоснование. Следовательно необходимо сформировать еще один критерий. 5. Критерий запрещения обоснования выдвигаемых идей. Необходимо исправить данный врождённый инстинкт человеческого существования. Можно поставлять только дополнительные идеи, которые отличаются от высказаний. Нельзя "присоединяться к мнению" или "расшифровывать" собственные или чужие мысли. 6. Критерий мотивации разных мыслей, снятия ограничений по области знаний, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, социальному положению. Возможно говорить о абсолютно нереальных и фантастических идеях, тем более, именно это и надо мотивировать в работе группы. 7. Данная мотивация определяется подбором коллектива и построения ее работы. Группа может содержать специалистов в разнообразных областях знаний, разного опыта и научно - практического статуса. Разные участники работы прибегают к генерации идей. 8. Критерий регламента времени на выдвижение идей. В идеале идеи должны выдвигаться на основе озарения, эврики, так как для продвижения идей устанавливается ограничение времени на раздумья, чтобы исключить возможность "зацикливания" в противоречиях, опасениях, снять неуверенность, психологические комплексы.
На данном этапе "мозгового штурма" (этапе анализа) тоже действует комплекс принципов, которые отражают назначение и суть данного этапа:1. Критерий полноты разбора идей и их обобщения. Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа. Все предоставляемые идеи должны быть классифицированы и обобщены. Это поможет освободить их от возможных эмоциональных моментов, внешних отвлекающих факторов. Конкретно аналитическое обобщение идей может дать успех. 2. Критерий аналитического потенциала. Коллектив должен включать в себя аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования. Это должны быть люди, обладающие чувством повышенной ответственности, терпимостью к чужим идеям, четким логическим мышлением. 3. Критерий критериальной ясности в оценке и анализе идей. Для обеспечения объективности оценки и анализа идей, должны быть сформулированы предельно четкие критерии, которыми должны руководствоваться все участники аналитического коллектива. Главными из них должны быть: соответствие цели исследования, рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами, в том числе, - а иногда и главным образом - резервуаром времени. 4. Принцип дополнительной разработки идеи и ее конкретизации. Многие первоначально высказанные мысли нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Они могут быть проанализированы, приняты либо исключены из анализа только после соответствующей доработки. 5. Критерий позитива в разборе идей. Не исключено выявление анализа на основе различных подходов: негативизма и позитивизма. Первый проводится по установке на критические оценки, скептицизм, жесткость практических критериев. Второй - по поиску рационального, позитивного, конструктивного в любых их проявлениях. 6. Критерий конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, реальность, программу действий, осуществлять увязку идей.
В реальном использовании метода "мозгового штурма" огромное место занимает личность и деятельность ведущего. Ведь работа и первой, и второй групп должна быть соответствующим образом организована и регулироваться в процессе их проведения. Данную роль выполняет ведущий. Не исключены разные варианты: ведущий может быть для первой и второй групп один и тот же или можно дифференцировать ведущих. Но и в том и в другом случае ведущим должен быть человек, который обладает огромной творческой активностью, доброжелательностью, глубочайшим пониманием решаемого вопроса, который способен организовать и поддерживать творческий процесс.
Целесообразность использования метода "мозгового штурма" даёт понять сложность и оригинальность исследуемого вопроса и наличия специалистов, которые способны качественно участвовать в процессах "мозгового штурма". Всё чаще это личности, которые подобраны по специальным тестам и которые прошли необходимое обучение. Огромное значение в успехе "мозгового штурма" несёт постановка и формулировка цели исследования, а также его предмета - вопросы.
Возможно, что проблема может быть установлена в общем виде или в конкретно-практической форме. Не исключена постановка проблемы также в виде антипроблемы или из схожей области деятельности, или в "инверстной" формулировке (изменение, смещение или перестановка акцентов для нарушения привычного мышления, выделения новых граней проблемы, стимулирования творческого ее осмысления).
Изначальная постановка проблемы предполагает и различный уровень ее конкретности. Это сделано также для обеспечения "свободы" творческого процесса, разнообразности мышления. Выбор вида постановки вопроса и формулировки ее содержания зависит от профессиональности коллектива, ее структуры по психологическим данным, которые сложились через человеческие отношениям (незнакомые люди), организованным условиям работы коллектива, целям исследования (первый подход к проблеме или конкретное ее решение, фактор времени и пр.). При подборе коллектива для генерирования мыслей следует учитывать, что по способностям к творческому генерированию личности бывают разными.
Важнейшую роль в успехе "мозгового штурма" даёт деятельность ведущего. На начальном этапе он обязан контролировать поле поиска, делать творческую атмосферу и давать мотивы генерации огромного количества идей.
Это получается из-за включения в проблему пополнения информации ее содержания, процедуры контролирования работы коллектива, психологической поддержки творческой активности, контролирования поля поиска (расширение, ограничение или сужение), совмещения внимания на основных формах поиска. Все это механизмы контролирования групповым творчеством, который использует ведущий.
Но на последующем этапе "мозгового штурма" деятельность ведущего обязана быть другой, так как здесь главнейшим становится не идея как таковая, а выявление возможности ее реализации, оценка эффективности, перспективности, практической значимости, оценка связей идей и возможностей их представления в обобщенном виде, конкретизация и дальнейшее развитие высказанных идей.
Таким образом обязана существовать работа ведущего. Она должна стимулировать полемику и критику, точность аргументации, практическую направленность, предельную конкретность, сравнительный анализ, использование расчетов. Такими позициями он регулирует творческую деятельность аналитиков и направляет ее на позитивные результаты.
Принцип "мозгового штурма" как вид изучения проблем и поиска их решения разнообразен. Один из них есть принцип группового обсуждения фиксированных идей. Его принцип основан на том, что все кто работает в творческом процессе фиксируют на особых карточках свои мысли относительно решения какого-либо вопроса. Потом карточки перемешиваются и даются в хаотичном порядке всем членам группы. Все без исключения должны дать гласную оценку попавшей к нему идее. Не исключено, что здесь возникнет полемика, позволяя отточить идею или ее убрать как несостоявшуюся. В этом процессе возникнут новые идеи. Есть ещё вид "обратного мозгового штурма", с ним коллектив генерации мыслей ведёт обратную работу. Он даёт вопросы при оценке ситуации, которая не оценивает потребности их ведения вопросов. Так как в практике исследования особое занимает познавание вопроса и важность его роли в эволюции управления. Принцип "двойного мозгового штурма" предлагает подготовительный анализ в генерации идей, потом их постановку без анализа и решения вопросов наконец, и в дальнейшем аналитическое обсуждение. Тут, как правило, вместе с творческим коллективом работает группа экспертов, которые следят за ходом полемики и улавливают хорошие идеи. Есть ещё и принцип "конференции идей", реализующийся по специальной технологии их презентации.
Информация о работе Диверсификационные методы исследования систем управления