Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 12:11, контрольная работа
Цель данной работы рассмотреть принципы диагностики профессио-нальной пригодности менеджеров. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач: рассмотреть объекты диагностики, методы и принципы профконсультирования, проанализировать характерные особенности менеджерской деятельности обусловливающих достаточно широкий диапазон профессионально важных качеств и способностей, которые должны быть у человека, решившего овладеть профессией менеджера или предпринимателя.
В нынешних условиях социоструктурной трансформации
общества и бурного развития рыночных
отношений значение человеческого фактора
резко возросло. Прошло время гарантированной
занятости специалистов, когда устроиться
на работу можно было по разнарядке и по
направлениям. В настоящее время конкуренция
на рынке труда значительно увеличилась.
Это обусловлено прошедшими массовыми
сокращениями на многих предприятиях,
когда высвободилось большое количество
квалифицированных специалистов, а число
вакантных мест значительно уменьшилось.
В таких условиях работодатели получили
возможность выбора работников из большого
числа претендентов. Как они используют
эту возможность – показывает практика.
Наблюдается немало случаев подбора персонала
для предприятий по знакомству или по
личным симпатиям и пристрастиям. Таким
образом, работу получают не наиболее
подготовленные и умелые специалисты,
а те, кто понравился сотрудникам отделов
кадров, или же те, кто имеет необходимые
личные связи. Так, вместо объективного
подхода господствует субъективизм. Однако
в интересах дела предпочтение при трудоустройстве
должны иметь специалисты, обладающие
более высоким уровнем развития профессионально
важных качеств и свойств, то есть профессионально
компетентные. Для этого субъективные
критерии отбора необходимо заменить
объективными, что возможно только в рамках
грамотно организованного профессионально-
Наиболее актуальным в настоящее время
становится профессионально-
Цель данной работы рассмотреть принципы диагностики профессиональной пригодности менеджеров. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач: рассмотреть объекты диагностики, методы и принципы профконсультирования, проанализировать характерные особенности менеджерской деятельности обусловливающих достаточно широкий диапазон профессионально важных качеств и способностей, которые должны быть у человека, решившего овладеть профессией менеджера или предпринимателя.
Диагностический компонент
в разном объеме присутствует
в
любой профконсультации. Объектом
диагностики могут быть
Применяя психодиагностические методы, консультант должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности для получения такой психологической информации, которая может реально помочь консультируемому в решении его проблем.
В профконсультировании
Сравнив достаточно устойчивые особенности консультируемого с требованиями, предъявляемыми некоторыми видами профессий, консультант может помочь ему перестроить или достроить желательные качества.
Обычно при определении профессиональной пригодности используется "схема наложения": предполагается, что большинство профессий предъявляют к человеку определенные требования; с помощью стандартного набора методик психологической и психофизиологической диагностики можно выявить достаточно устойчивые индивидуальные особенности консультируемых и при наложении на них сетки профессиональных требований установить наиболее подходящие для данного человека профессии.
Однако эта схема имеет ряд недостатков:
1. При диагностике
интеллектуальных и
2. В юношеском возрасте
происходит интенсивное
3. "Схема наложения" задает
профконсультанту упрощенный
Как показывает опыт профконсультирования учащейся молодежи, даже те консультируемые, у которых сложились профессиональные намерения, не умеют оценить себя и свои возможности. В данном случае консультант может реально помочь молодым клиентам в осознании своих психологических особенностей.
Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство клиента с ее результатами, рекомендации консультанта. После проведения диагностики врожденных индивидуально-типических свойств психики (психофизиологических, нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни, консультант может дать рекомендации следующего плана:
- как клиенту соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности,
- от каких профессий (а их немного) следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям,
- как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путем проб и ошибок.
Профконсультанту необходимо быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности. Если консультант сомневается в наличии достаточного уровня развития некоторых способностей, необходимых для успешного овладения профессией, он может предложить консультируемому способы психотренировки, направленные на развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и т.п. В данном случае психодиагностические методики могут быть использованы в качестве критериального инструмента: с их помощью определяются результаты до начала тренировок и после. Такие тренировки дают возможность консультируемым освоить способы развития необходимых способностей. Консультант должен стремиться придать диагностической работе коррекционный и развивающий характер.
Наряду с психодиагностическими профконсультант может применять и другие методики, например, диагностику с использованием эмоциональных индикаторов2.
Для оценки пригодности к каждой профессии используются свои наборы методик. То есть один методический набор подходит для бухгалтеров, другой — для менеджеров, третий — для инженеров, четвертый — для продавцов, пятый — для охранников и т.д.
Однако такой подход затрудняет комплексную оценку психологических и профессиональных возможностей людей, не позволяет рекомендовать каждому конкретному человеку ту сферу профессиональной деятельности, в которой он мог бы быть наиболее успешен.
Целесообразно один раз использовать унифицированную батарею методик, включающую целый комплекс различных показателей, что позволяет получить профиль интеллектуальных и личностных способностей. На этой основе можно предметно говорить о том, в каком направлении он может достичь успеха, а в каком — испытывать затруднения. При выявлении психологических противопоказаний к определенной профессии можно рекомендовать другие профессии, в большей степени соответствующие способностям клиента3.
Многие специалисты полагают, что психологические тесты очень точно и дифференцированно диагностируют человеческие способности. К сожалению, это не так. Они дают нам лишь грубую и приблизительную информацию. Это значит, что на основе тестовых показателей сложно рекомендовать человеку профессию, например, электрика, а не механика, или юриста, а не психолога.
Профессии можно условно разделить на пять типов по предмету труда (человек, техника, информация, искусство и природа) и два класса по характеру труда (исполнительские и творческие). В большинстве случаев имеется возможность оценивать пригодность человека к определенному типу и классу профессий, в то время как в пределах типа и класса следует ориентироваться на другие характеристики, такие, как состояние здоровья, имеющиеся знания и навыки, интересы и мотивы, требования к содержанию и условиям труда и т.д.
Для прогноза успешности профессиональной деятельности наиболее важно использовать результаты диагностики общих, а не специальных способностей и интересов. Следует представлять себе, что профессионально важные качества человека, определяющие успешность деятельности, включают в себя, в первую очередь, здоровье, во вторую — квалификацию, и только в третью очередь — психологические особенности, состоящие из мотивации и способностей.
Большинство профконсультантов обращают внимание, прежде всего, на содержание мотивации, интересов и склонностей клиента, полагая, что если он захочет, то сможет добиться чего угодно. На самом деле это не совсем так. Отсутствие способностей может существенно ограничить профессиональные возможности человека, хотя наличие способностей не является гарантией успеха. В то же время наличие или отсутствие профессиональных мотивов вообще ни о чем не говорит, ибо, в отличие от таких устойчивых характеристик личности, как способности, мотивация является гораздо более динамичным свойством. С одной стороны, интерес и положительное отношение могут формироваться в процессе профессиональной деятельности, с другой стороны, человек может этот интерес терять. Слишком уж много факторов влияют на содержание мотивов. Поэтому делать какие бы то ни было прогнозы на основе знания мотивации человека затруднительно4.
Способности так легко не изменишь. Поэтому ориентироваться на них в процессе профконсультирования более целесообразно. Однако способности, в свою очередь, тоже делятся на две группы: общие и специальные. Специальные способности определяют успешность частных, конкретных видов профессиональной деятельности.
К специальным можно отнести способности организационные, педагогические, языковые, технические, математические, художественные, музыкальные, артистические, спортивные и т.д. Однако в психологии пока еще не создано ни концепции специальных способностей, которая определяла бы их структуру и механизмы, ни методик, которые могли бы их диагностировать. Поэтому выяснить уровень развития специальных способностей можно только с помощью экспертных оценок, а не стандартизированных тестов.
Что же касается общих способностей, от которых зависит успешность любой деятельности независимо от ее конкретного содержания, то, к сожалению, пока еще никто не определил, что же это такое. Однако анализ деятельности человека позволяет предположить, что для ее успешности необходимы три вида способностей: во-первых, способности к обучению и познавательной деятельности, во-вторых, способности к общению, в-третьих, способности к саморегуляции, управлению своим состоянием и поведением.
Первая категория способностей представляет собой не что иное, как интеллект, вторая и третья — основные составляющие характера. Таким образом, интеллект и характер личности, представляющие собой общие способности человека, являются его устойчивыми характеристиками. От них зависит успешность любого вида профессиональной деятельности, и их можно достаточно точно диагностировать. Поэтому учет общих способностей человека в процессе профконсультирования должен быть приоритетным по отношению к мотивации и специальным способностям5.
Деятельность профконсультанта имеет сложный характер. Для оценки его труда необходимо определить результаты профконсультирования, критерии и показатели успешности. В результате успешного профконсультирования клиент должен:
- получить знания о профессиях на рынке труда и обучения, а также о своих профессиональных возможностях и интересах;
- принять решение о выборе наиболее целесообразной сферы профессионального развития и составить план своей профессиональной карьеры;
- получить навыки решения проблем, связанных с реализацией профессиональной карьеры, в том числе умение преодолевать стрессовые состояния, анализировать информацию и осуществлять деловое общение;