Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 12:20, курсовая работа
Цель: определить роль и значение делового общения.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие делового общения
2. Выявить различия между деловым общение и общением
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……………………3
1.Понятие делового общения …………………….………….………….………..5
2.Классификация видов делового общения…………………………………….8
3.Приёмы делового общения………………….……………………………….11
4.Тактика делового общения……………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...21
- культурный словарный состав - категорически неприемлемы в деловой речи жаргоны и нецензурная брань;
- грамматика, принятая в данный момент в культуре народа;
- изящная стилистика - отсутствие слов-наполнителей, правильное построение предложения.
У каждого вида делового общения есть свои особенности, хотя все они подчинены одной цели - решение какой-то производственной или корпоративной задачи. Любая форма общения в деловой сфере подразумевает предварительную подготовку и уважение собеседников[2, стр.47].
Корректное
деловое общение - это искусство
и наука, два в одном. Любые
виды деловой активности предполагают
грамотное общение с
3. Приёмы делового общения
Каждому из нас рано или поздно в своей трудовой деятельности приходится сталкиваться с проведением или участием в деловых переговорах. Подчас от их исхода зависит прием на работу, заключение сделок или налаживание контактов с партнерами. Поэтому очень важно знать основные правила проведения деловых встреч. Есть ряд стандартов для проведения деловых бесед, который заключается в желании сторон идти на компромиссные решения для достижения согласия. Это некоторые уступки, которые перед встречей должны быть четко оформлены для каждой из сторон. Для наиболее конкретного и эффективного представления данных подобного рода профессиональными переговорщиками был введен термин НАОС - Наилучшая Альтернатива Обсуждаемому Соглашению, который заключается в жестко формализованной позиции при переговорах [3,стр.329].
Например: вы устраиваетесь на работу на определенных условиях, работодатель предлагает должность ниже, чем вы рассчитывали, но с хорошим денежным вознаграждением. Подобная тактика позволяет четко определить границу, за которую вы заходить не намерены.
Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора и к происходящим событиям, сформировать готовность к пониманию и анализу сообщения. Для этого инициатору необходимо владеть приемами активизации и управления вниманием человека. Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств.
Конечно,
наиболее надежный способ привлечь внимание
человека - начать говорить с ним о том,
что его волнует. Однако нельзя не учитывать
и то, как вы говорите. Вы можете сделать
вашу речь выразительной, чувственной
и эмоциональной, а можете говорить безлико
и безразлично; ясно, что воздействие на
слушателя при этом будет различным.
Средство, с помощью которого вы доносите
ваше сообщение до партнера -ваш голос.
Возможно, вы довольны своим голосом, но
следует помнить, что человек слышит свой
голос иначе, чем слышат его другие; ведь
звук проходит и через воздушные каналы,
соединяющие наши рот и уши. Поэтому нередко
человек, который впервые слышит свой
голос, записанный на пленку, не сразу
узнает его. Ваш голос может стать мощным
и эффективным инструментом воздействия
и передачи информации, а может оказаться
инструментом пытки для слушателя, если
сделать его монотонным и неприятным для
слуха.
Можно без преувеличения сказать, что голос человека - это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя порой важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это делаем [6,стр254.].
1. Прием «нейтральной фразы». Он заключается в том, что общение с собеседником инициатор начинает с фразы, напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.
Например: преподаватель перед лекцией рассказывает интересный случай из жизни, что-нибудь неожиданное, чтобы заинтересовать студентов.
2. Наиболее простым средством привлечения внимания собеседника является повышение голоса. Речь, конечно, не идет о повышении до крика. Это недопустимо не только по морально - этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека - явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера.
Например: в классе идёт контрольная работа, тишина и вдруг выкрикивает один из учеников, привлекая к себе внимание окружающих.
3. Прием «завлечения». Суть его заключается в том, что инициатор общения вначале произносит что - то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.
Например: актер начинает монолог совсем тихо и, постепенно усиливая голос, тем самым завлекая зрителя.
4. Важным способом фокусировки внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого - нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории. Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом и т. д.). Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание; постоянно уходя от чьего-то взгляда, вы показываете, что не желаете общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.
Например: беседуя с человеком и смотря ему в глаза вы можете убедиться в правоте его слов.
5. Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные (с точки зрения говорящего) моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, «прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», «необходимо подчеркнуть, что...» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.
Например: на совещании директор делает акцент на какой то проблеме присутствующей в школе.
6. Еще
один прием поддержания
Например: при эмоциональном рассказе излагаемый материал усваивается лучше, чем монотонная речь.
7. Прием «своевременного использования пауз» подготавливает партнера, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.
Использование пауз полезно для инициатора беседы в следующем ряде случаев:
Например:
при опросе домашнего задания, учитель
выдерживает паузу перед
8. Прием «переформулировки» - действенное средство поддержания внимания и усиления воздействия. Уже высказанная ранее мысль переформулируется инициатором по-новому, иными словами и выражениями. Это тем более целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для собеседника вопросах. При отказе собеседника ответить на поставленный вопрос рекомендуется не настаивать на ответе, а переформулировать вопрос.
Например: при объяснении новой темы ребёнок усвоит материал лучше, если учитель переформулирует сложные термины и объяснит материал более доступным для ребёнка языком.
9. Прием «провокации». На короткое время у собеседника вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией. У него тотчас же появляется желание ее исправить, уточнить.
Например: учитель заметил, что один из учеников мешает своему соседу. Он делает замечание мешающему, получив в ответ несогласие с замечанием.
10. Прием «гиперболы». Не бойтесь прибегнуть к преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя, но потом не забудьте четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.
Например: когда родители ругают своего ребенка, они стараются преувеличить его вину, чтобы получить при этом положительный результат.
11. Прием «прогноза». Основываясь на реальных фактах, предлагайте собеседнику прогнозы ожидаемых событий.
Например: человек, предупреждая об какой – то опасности приводит пример похожего случая с его негативными последствиями.
12. Прием «трехходовки». Применяется, когда собеседник вспылил. Выполняется в следующем порядке:
Например: при беседе с родителями, которые пришли в школу по вызову учителя: сначала беседы возмущен учитель. Родитель, выслушав учителя об негативных поступках ребёнка, взволнован и возмущён родитель. В конце беседы, чтобы успокоить родителя учитель дает советы и успокаивает родителя.
Управлять
вниманием в деловом общении
- важная задача не только для говорящего,
но и для слушающего. Если он намерен увидеть
и услышать именно то, что имеет отношение
к делу, он должен уметь управлять своим
вниманием. Разнообразные приемы активного
слушания направлены именно на приобретение
этого навыка [1,стр. 111].
4. Тактика делового общения
Деловое общение имеет исторический характер, на различных этапах исторического развития регулируется существующими в том или ином обществе этическими нормами. В них выражены представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности.
Переговоры
Одной из распространенных форм делового общения являются переговоры.
Они подчиняются своим законам. Если их знать и научиться использовать, то можно рассчитывать на успех.
Переговорный процесс включает в себя несколько этапов:
- Подготовка к переговорам;
- Ведение переговоров;
- Анализ результатов.
Значительная часть времени уходит на подготовку переговоров. Подготовка заключается не только в решении организационных вопросов (определение места, времени), но и проработке таких вопросов как:
- Анализ проблемы, диагноз ситуации;