Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:33, курсовая работа
Характерными чертами современной ситуации в российском обществе являются нестабильность его экономической сферы и неустойчивость развития рыночных отношений, проявившиеся уже в результате проведения реформ.
Текущий этап экономического развития России характеризуется активной интеграцией бизнеса, образуются различные по своей конфигурации предпринимательские объединения от транснациональных гигантов типа РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром" до небольших "связок" - компании и их «дочки».
Введение ........................................................................................................С.3
Глава 1 Холдинговые компании......................................................................6
1.1. История возникновения.............................................................................6
1.2. Понятие и виды холдинговых компаний.................................................8
1.3. Структура холдинга…………………………………………….............16
Глава 2 Создание и управление холдинга ....................................................17
2.1. Создание холдинга...................................................................................17
2.2. Управление холдингом............................................................................23
2.3. Проблема создания и управления холдингом………………………...28
Заключение .....................................................................................................25
Список использованных источников и литературы..............................…31
С точки зрения функций основного общества:
С позиции отраслевой принадлежности:
Рассматривая предприятия и организации, входящие в холдинг, с точки зрения их производственной взаимосвязи, можно выделить два вида холдингов:
1. Интегрированный,
в котором предприятия связаны
технологической цепочкой. Данный тип
холдингов получил широкое распространение
в нефтегазовом комплексе, где под руководством
головной компании объединены предприятия
по добыче, транспортировке, переработке
и сбыту продукции. Например, в ОАО «Татнефть»
создано более 100 самостоятельных юридических
лиц в форме дочерних предприятий, среди
которых непосредственно производственно-
2. Конгломератный,
который объединяет
В зависимости от степени взаимного влияния различают также два вида холдингов:
1. Классический, в котором головная компания осуществляет контроль над дочерними фирмами в силу своего преобладающего участия в уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании.
2. Перекрестный, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних предприятий, предоставляя им кредиты.6
Можно выделить три основания построения холдинговых компаний:
Согласно "Временному положению
о холдинговых компаниях, создаваемых
при преобразовании государственных
предприятий в акционерные
В холдинге может сложиться ситуация,
когда основная (материнская) компания
будет полностью владеть
Холдинги не проходят государственную регистрацию в качестве официальной корпоративной структуры. Однако, понятие "холдинг" существует в современном российском законодательстве. Например, есть "Временное положение о холдинговых компаниях", в котором регулируются некоторые особенности их деятельности как специфической формы ассоциированного предпринимательства в российской экономике.
Согласно проекту ФЗ "О холдингах" холдинговые отношения могут возникать при наличии хотя бы одного из ниже перечисленных обстоятельств:
Одной отличительной чертой холдинга является тот факт, что участник холдинга не может иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании. Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающего участия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев возникновения холдинга в силу договора).
К тому же, дочерние хозяйственные общества головной компании входят в холдинг и могут выйти из холдинга только вместе с головной компанией.
Холдинговая форма удобна с точки зрения руководства группой компаний, так как данная форма позволяет:
С помощью холдинговой формы
объединения группы хозяйствующих
субъектов можно достичь
1.3. Структура холдинговой компании.
Согласно ст. 105 ГК РФ структуру классического холдинга в качестве обязательных элементов составляют две группы участников:
Еще иногда в структуру холдинговой компании наряду с основным, дочерним, зависимыми обществами выделяют филиалы. Филиал – это обособленное подразделение коммерческой организации.
Основное общество или товарищество и дочерние общества не являются особыми организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности, они используются для обозначения характера отношений экономической зависимости между двумя юридическими лицами.8
Глава 2. Создание и управление
2.1. Создание холдинга
В последнее время корпоративный
мир захлестнула волна
На основе анализа сложившийся ситуации в российской и мировой экономике можно выделить практические пути, по которым, коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании.
а) Холдинговые компании могут создаваться, например, посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т. д.). Это так называемая "горизонтальная интеграция".
Основная цель таких холдингов – завоевание новых секторов рынка. В качестве примера здесь можно привести тот факт, что в начале года руководители ведущих Британских табачных компаний British-American Тobacco (BAT) и Rrothmans International, занимающих второе и четвертое места в мире по объемам продаж, объявили о планах создания единого концерна, который станет крупнейшим мировым производителем табачной продукции. Сумма сделки оценивается в 13 млрд. фунтов стерлингов. Новая компания с общим объемом продаж 21, 32 млрд. долл. и мощностью 1 трлн. сигарет в год будет контролировать около 17% мирового рынка.
б) Второй путь образования холдинговых компаний – это объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Это так называемая "вертикальная интеграция".
Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании. Примером может служить объединение электростанции и угольного разреза в Приморском крае в конце прошлого года. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого эксперимента были вполне определенны – снизить себестоимость электроэнергии (а это серьезная проблема в Приморском крае) и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря этому объединению объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии – на 17%, а прибыль возросла на 59%.
в) Холдинговые компании могут создаваться
и путем последовательного
г) На практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний. Например, объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в Нидерландах было реализовано следующим образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG создали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов.
д) Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам.
При объединении крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была реализована следующая схема. Учредив на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый получил по 34% акций. В качестве вклада в уставной капитал бельгийцы передали акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива "Stella Artois" плюс 40 млн. долл. Индийцы – акции заводов и сбытовую сеть. Кроме того 32% акций новой компании будет продаваться по открытой подписке.
е) Значительное количество холдинговых
компаний образовалось и путем "деления"
больших компаний при их реструктуризации.
Такой способ был характерен для
многих Российских предприятий в
начале 90 годов при переходе на самоокупаемость.
Трансформация приводила к
Все приведенные выше процедуры
образования холдинговых