Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение построения и функционирования системы набора и отбора персонала.
Объектом исследования является набор и отбор кадров, предметом – особенности и организация набора и отбора кадров в ЗАО «Банк Русский Стандарт»
Известные на сегодня методы управления персоналом, апробированные в ряде отечественных организаций и адаптированные к деятельности кадровых служб, могут быть объединены в три группы:
методы формирования кадрового состава организации;
методы поддержания работоспособности персонала;
методы оптимизации кадрового потенциала.
Введение…………………………………………………………………….…….3
1. Особенности построения системы набора и отбора кадров..........................5
1.1 Центр оценки персонала как метод кадровой работы…………………….5
1.2 Особенности центра оценки персонала в социальной сфере……………8
1.3 Факторы надежности и эффективности центра оценки персонала……..10
1.4 Отечественный и зарубежный опыт в оценке персонала……………….11
2. Ассесмент - центр на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»…………15
2.1 Анализ существующей системы деловой оценки персонала…………..15
2.2 Разработка системы оценки персонала……………………………………16
2.3 Разработка нормативных документов, регламентирующих процедуру оценки…………………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………….24
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«САРАТОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Институт социального
и производственного
Факультет экологии и сервиса
Кафедра «Менеджмент туристического бизнеса»
Курсовая работа
по дисциплине «Управление персоналом»
на тему:
Центры оценок как метод отбора персонала: опыт отечественного и зарубежного менеджмента.
Выполнил: студент гр. СКС-41
заочной формы обучения
Рябцева А.С.
Проверил: ассистент кафедры МТБ
Керими К.М.
Саратов 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Особенности построения системы набора
и отбора кадров........................
1.1 Центр оценки персонала как
метод кадровой работы…………………….
1.2 Особенности центра оценки
персонала в социальной сфере……
1.3 Факторы надежности и
1.4 Отечественный и зарубежный опыт в оценке персонала……………….11
2. Ассесмент - центр на примере
ЗАО «Банк Русский Стандарт»………
2.1 Анализ существующей системы
деловой оценки персонала…………..
2.2 Разработка системы оценки персонала……………………………………16
2.3 Разработка нормативных документов,
регламентирующих процедуру оценки………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….24
Введение
Управление организацией на современном этапе требует от руководителя, менеджера способности и умения работать с персоналом. Одного осознания руководителем кадровых проблем и задач явно недостаточно. Необходимо владеть конкретными методами и технологиями такой работы, уместно их использовать. Персонал является мотором любой организации, и ошибки при подборе кадров - особенно когда речь идет об отборе кандидатов на руководящие должности - обходятся слишком дорого. Потери, которые несут предприятия от аварий, травматизма и брака в результате того, что были допущены ошибки при отборе новых работников, - это только часть тех расходов, которые приходится нести организации. Все это, несомненно, указывает на актуальность и значимость исследуемой в данной работе темы «Центры оценок как метод отбора».
Целью данного исследования является изучение построения и функционирования системы набора и отбора персонала.
Объектом исследования является набор и отбор кадров, предметом – особенности и организация набора и отбора кадров в ЗАО «Банк Русский Стандарт»
Известные на сегодня методы управления персоналом, апробированные в ряде отечественных организаций и адаптированные к деятельности кадровых служб, могут быть объединены в три группы:
Соответственную классификацию получают и методы оценки персонала, так как невозможно сформировать кадровый состав или поддерживать работоспособность, не представляя наличного состояния дел.
Оценочная работа с кадрами всегда направлена на достижение одной из трех целей:
Именно оценке потенциала работника, в частности при приеме на работу, и посвящен настоящий реферат. Мы рассмотрели метод Центров Оценки персонала, отдельно подчеркнув особенности данного метода при использовании его в социальной сфере.
1. Особенности построения системы набора и отбора кадров
1.1 Центр оценки персонала как метод кадровой работы
Одним из важнейших факторов успешного функционирования организации, учреждения является правильная, адекватная миссии, целям и задачам организации кадровая политика. Неотъемлемой ее частью является управление персоналом. В настоящий момент явственно просматривается тенденция смены содержания и форм работы кадровых служб предприятий и организаций: от простой регистрации и хранения данных о работнике к активной оценке и воздействию на персонал.
Оценка потенциала работника является одним из уровней оценки персонала, обеспечивающей получение прогнозной информации о сотрудниках. «В настоящее время используются различные методы оценки потенциала, в числе которых одним из наиболее эффективных…представляется метод Центров Оценки («ЦО»)».1 Наиважнейшими моментами, в которых требуется прогнозная информация, являются прием на работу и планирование карьеры работника.
Суть метода Центров оценки заключается
в определении степени
Как правило, выделяют три важнейших составляющих Центра оценки: интервью с работником, психодиагностические тесты, игровые упражнения. Они могут по-другому называться, но суть от этого не меняется. Например, журнал «Управление персоналом» утверждает: «при отборе кандидатов и последующей оценке работников чаще всего используются три основных метода:
1) личное интервью;
2) тестирование (психологическое, интеллектуальное, профессиональное);
3) ассесмент-центр – метод
Интервью, как метод оценки персонала, предназначено для выявления профессиональных целей и ценностей работника, оценку уровня собственных достижений и неудач, ориентированность на профессиональный и карьерный рост. Интервью может быть как формализованное (с использованием стандартных вопросов), так и неформализованное (свободное, имеющее в виду сбор информации по определенному вопросу). «Еще А.Файоль обозначил те моменты, которые особенноинформативны при беседе с персоналом. К их числу относится фиксация внимания на том, что говорит человек, о чем он предпочитает не говорить, и о чем не может сказать».3
Тестирование (психометрия) играет вспомогательную роль, так как выявляются не столько профессиональные цели и ценности, сколько личностные, интеллектуальные, мотивационные аспекты и т.п. Тестирование служит хорошим дополнением к интервью с работником. Ценность тестирования заключается в повышении вероятности прогноза будущей деятельности конкретного работника или кандидата, поступающего на работу. Чаще всего используются опросник Кеттелла (16-ЛФ), матрицы Равена, тест Люшера, мотивационные опросники, опросники, выявляющие силу нервной системы, темперамент и т.д. Подбор тестов связан также связан с программой ЦО.
Групповые упражнения (ассесмент-центр) предназначены «для выявления компетенций участников посредством наблюдения их реального поведения в деловых играх».4 Ввиду того, что организации всегда остро нуждаются в новых идеях, можно использовать активные игры, в которых есть возможность оценить нестандартность мышления работника, способность его порождать конкретные новые идеи. Для этих целей хорошо подходит многократно описанная в литературе технология «мозгового штурма»5. Оценка работника и есть кадровый эффект мозгового штурма. Показатели, по которым происходит оценка: креативность, умение работать с информацией; самостоятельность и волевые качества (инициативность), коммуникативные способности. Кроме того, ассесмент-центр может продолжаться от полудня до 2 дней, что обеспечивает высокую надежность результатов. Важная роль здесь отводится экспертам, подготовленным из числа сотрудников организации, оценивающим участников игр.
Следует отметить, что Центр Оценки объединяет традиционные методы, которые неплохо разработаны и описаны в специальной литературе. Нетрадиционные методы оценки персонала типа углубленного тренинга, детектора лжи, проективных методов и т.п. также могут быть включены в различных необходимых «дозировках» в традиционный Центр Оценки. Какие из них будут использованы в Центре Оценки, может быть определено программой Центра Оценки, которая разрабатывается работниками кадровых структур.
Подготовка программы Центра Оценки включает шесть основных этапов:6
1) подготовка программы ЦО – работа по определению целей, сроков, объемов, возможных результатов оценки, перспектив, кадровых проектов в конкретном учреждении;
2) анализ деятельности и
3) конструирование процедур
4) обучение экспертов (
5) реализация программы ЦО;
6) анализ результатов и оформление материалов для передачи заказчику.
1.2 Особенности центра оценки персонала в социальной сфере
Специфика труда в социальной сфере заключена в том, что он теснейшим образом связан с общением. Зачастую сама успешность работы зависит от умения построить отношения с клиентами и коллегами. Не будет большой ошибкой сказать, что профессиональное общение работников социальной сферы превращается в специальную деятельность.
Ключевым показателем, по-нашему мнению, является способность работников различать и органично сочетать субъект-субъектные и манипулятивные (один из вариантов субъект-объектных отношений с людьми) меры отношений с другими людьми. Сложно быть всегда искренним и прозрачным, а часто это и не нужно. Но и нельзя переставать чувствовать, слышать и понимать других людей. Поскольку субъект-субъектные отношения являются совершенно необходимыми в социальной сфере, то можно в Центр Оценки персонала включать особые методики, позволяющие прогнозировать проявления этого отношения к людям у будущего работника. Таким показателями могут быть:
Эти особые показатели
могут «отслеживаться» в
Интервью может включать в себя поведенческие ситуации, комплектующие сценарии для определенной вакансии.7 Ситуационные методы могут помочь выявить предпочитаемые кандидатом способы решения межличностных проблем, возникающих в процессе выполнения им профессиональной деятельности. Например, при разрешении проблемной ситуации «Снижение остроты конфликта между двумя пожилыми подопечными» с неизбежностью возникнут критерии оценки, такие как рефлексия в межличностных отношениях и эмпатия. В ситуации «Утренний обход пожилых подопечных» возможна оценка по критерию «Способность к диалогу, преодоление монологических тенденций».
При тестировании
работника, возможно выявление у
него предпочитаемого стиля
В игровых упражнениях
можно полноценно оценить навыки
профессионального общения
1.3 Факторы
надежности и эффективности
Оценка персонала по-видимому, не может быть абсолютно надежной и совершенно эффективной, так как она всегда осложнена рядом обстоятельств:
Это только наиболее существенные обстоятельства. Подробное рассмотрение таковых выходит за рамки данного реферата.
Проблема надежности
и эффективности может