Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:22, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать механизм ценообразования в ресторанном хозяйстве.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3 1. ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ_________________________________5
1.1 Сущность, функции и задачи ценообразования. Факторы, влияющие на
цены______________________________________________________5
1.2 Стратегии и методы ценообразования_________________________7
1.3 Система цен в народном хозяйстве______________________________17
2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РЕСТОРАННОМ ХОЗЯЙСТВЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА «ПАЛЬМА»_____________________________________19
2.1 Краткая характеристика ресторана «ПАЛЬМА» _________________19
2.2 Основные экономические показатели ресторана «ПАЛЬМА________22
2.3 Процесс ценообразования в ресторане «ПАЛЬМА» _________________24
2.4 Цены и система наценок на продукты, поступающие на предприятие__ 25
2.4.1 Издержки ресторана «ПАЛЬМА»_______________________________25
2.4.2 Структура продажной цены на готовую продукцию_____________27
2.5 Включение в калькуляцию кондиционного сырья в ресторане «ПАЛЬМА»__________________________________________________32 3.ОПТИМИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО МЕТОДА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЕСТОРАНЕ «ПАЛЬМА»_____________________________________34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________41
Оптовая цена предприятия имеет следующую структуру: себестоимость продукции + прибыль предприятия + надбавка к цене + НДС.
Оптовая
цена промышленности – это та цена,
по которой оптовые посредники реализуют
продукцию розничным
Закупочные цены – это цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию крупными объёмами государству или коммерческим предприятиям.
Розничные цены – это цены, по которым товары или услуги реализуются конечному потребителю (населению). При этом товар заканчивает своё пребывание в каналах обращения и переходит в сферу личного потребления. Розничная цена на товары народного потребления имеет следующую структуру: оптовая цена промышленности + торговая надбавка + НДС. Цены на продукцию предприятия общественного питания, на гостиничные услуги, на туристические продукты относятся к разновидности розничных цен.
2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
В РЕСТОРАННОМ
ХОЗЯЙСТВЕ НА ПРИМЕРЕ
РЕСТОРАНА «ПАЛЬМА»
2.1 Краткая характеристика ресторана «ПАЛЬМА»
Ресторан
«ПАЛЬМА» находится в густонаселённом
районе г. Житомира по адресу: площадь
Полевая, 6, действующий, состоящий из отдельно
стоящего двухэтажного здания. Строения
ресторана это просторные помещения с
террасой для летней площадки общей площадью
831,6 кв.м. Собственник физическое лицо,
гражданин России. Свидетельство на право
собственности серия ЯЯЯ №271747, от 17.11.2003
г. Житомирским горисполкомом.
Генеральный директор |
Зав.
производством |
Главный
бухгалтер |
Администратор
зала |
Тех.
персонал |
Шеф повар |
бухгалтер |
бармены |
официанты |
повар |
Рисунок
1. Организационная структура
Рассмотрим, чем занимаются сотрудники ресторана «ПАЛЬМА».
Возглавляет работу ресторана «ПАЛЬМА - генеральный директор.
Генеральный директор несет полную ответственность за реорганизацию хозяйственной деятельности ресторана, исполнение договоров и соглашений, рассматривает жалобы.
Генеральному директору предоставлено право: принимать, увольнять и перемещать работников ресторана; самостоятельно утверждать штаты; распоряжаться средствами; издавать приказы, распоряжения, поощрять работников, налагать взыскания на них при необходимости. Генеральному директору непосредственно подчиняется заведующий производством.
Заведующий производством
Обязанности заведующего производством:
· обеспечение бракеража готовой пищи;
· обеспечение соблюдения рецептур блюд и технологии их изготовления,
повышение производительности труда работников;
· составление графиков выхода на работу;
· проведение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте;
· своевременное составление и предоставление в бухгалтерию отчетов об
использовании товарно-материальных ценностей;
· расстановка работников на рабочих местах в соответствии с их
квалификацией;
· установление дисциплины.
Функции учета, планирования и различные финансовые операции выполняют работники бухгалтерии. Ее возглавляет главный бухгалтер, который в свою очередь тоже подчиняется генеральному директору.
Функции главного бухгалтера:
· сводит годовой баланс;
· ведет учет движения товара;
· перечисляет налоги;
· начисляет заработную плату бухгалтерии.
Руководителем производства на предприятии является заведующий производством, а руководителем обслуживания – администратор зала.
Администратор зала контролирует, регулирует и координирует работу официантов, барменов, тех. персонала, швейцаров, гардеробщиков
Функции метрдотеля:
· составление графиков выхода на работу подчиненных ему работников и
контроль за его выполнением;
· контроль за своевременной подготовкой зала к открытию и соблюдением
санитарно-гигиенических требований во время обслуживания;
· контроль за сервировкой столов, соблюдением правил торговли, правил
личной гигиены, состоянием форменной одежды;
· непосредственное участие в обслуживании; встреча посетителей,
консультации в выборе места в зале, предъявление Книги отзывов и предложений , по первому требованию посетителей, разрешение конфликтов, возникающих между работниками предприятия и посетителями;
· оформление заказов;
· ведение работы по совершенствованию профессиональных знаний
официантов, распространению передового опыта;
· контроль за уборкой зала после его закрытия и правильности отчетов
официантов.
Еще одним линейным руководителем является шеф-повар, который подчиняется заведующему производством.
Функции шеф-повара:
· ответственен за руководство всей кухонной сферой, а также за
производство блюд по установленному стандарту гостиницы с учетом достижения максимального успеха в экономике и организации производства;
· поддерживает руководителя закупок по всем вопросам приобретения
сырья, товаров и качеству;
· руководит своей сферой с учетом основных производственных
направлений развития фирмы;
· организуют, руководит, контролирует работу всех занятых на кухне
сотрудников;
· планирование, определение цены, а также составление меню на каждый
день и для специальных мероприятий с учетом фирменных блюд сезона;
· контроль за качеством;
· и т.д.
Шеф-повару подчиняются повара.
Оценку рациональности ОСУ можно провести на основе следующих принципов:
1. Ориентация структурных подразделений на товары, рынок или потребителя, а не на выполнение функций;
2. Основу
организационной структуры
команды, а не функции и отделы;
3. Ориентация на минимальное число уровней управления и широкую сферу контроля;
4. Ответственность каждого работника за конечные результаты и возможность проявления инициативы.
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Отклонения, +/-
2007 г. к 2008 г. |
Отклонения, +/-
2008 г. к 2009 г. |
2008 г. в % к 2007 г. | 2009 г. в % к 2008 г. |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг | 76518 | 128561 | 218554 | +52043 | +89993 | 168,02 | 170,00 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг | 72719 | 126046 | 213018 | +53327 | +86872 | 173,34 | 169,00 |
В % к выручке от реализации | 95,04 | 98,05 | 97,47 | +3,01 | -0,58 | 103,17 | 99,41 |
Прибыль от реализации | 3799 | 2515 | 5536 | -1284 | +3021 | 66,21 | 220,12 |
Прибыль отчётного периода | 3716 | 3915 | 5286 | +199 | +1371 | 105,36 | 135,02 |
Внереализационные доходы | 1279 | 2700 | 2050 | +1421 | -650 | - | - |
Внереализационные расходы | 1362 | 1300 | 2300 | -62 | +1000 | - | - |
Среднесписочная численность работников | 22 | 23 | 24 | +1 | +1 | 104,55 | 104,35 |
Расходы на оплату труда | 14520 | 26220 | 46080 | +11700 | +22860 | 180,58 | 175,75 |
в % к выручке | 18,98 | 20,40 | 21,09 | +1,42 | +0,69 | 107,49 | 103,39 |
Среднемесячная заработная плата | 55 | 95 | 160 | +40 | +65 | 172,72 | 168,43 |
Рентабельность общая, % | 5,11 | 3,19 | 2,60 | -1,92 | -0,59 | 62,43 | 81,51 |
Выручка от реализации на 1 работника | 3478 | 5589 | 9107 | +2111 | +3518 | 160,70 | 162,95 |
Из данных таблицы можно сделать следующий вывод. Ресторан «ПАЛЬМА» на протяжении 2007-2009 годов работает относительно стабильно. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2008 году по сравнению с 2007 г. выросла на 68,02% или на 52043 тыс. рублей, в 2009 году по сравнению с 2008 г. увеличилась на 70% или на 89993 тыс. рублей. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг за период 2007-2008 года возросла на 53327 тыс. рублей или на 173,34%, за период 2008-2009 года на 86872 тыс. рублей или на 69%. Нужно отметить, что темп роста издержек обращения за последний год снизился. Это является положительным моментом в деятельности ресторане «ПАЛЬМА». В 2009 году по сравнению с предыдущими годами значительно возросла прибыль отчетного периода. Расходы на оплату труда в 2008 году по сравнению с 2007 г. возросли на 11700 тыс. рублей или на 80,58%, а в 2009 по сравнению с 2008 г. на 22860 тыс. рублей или на 75,75%. Нужно отметить негативный момент в деятельности предприятия, который, согласно таблицы, заключается в том, что темп роста среднемесячной заработной платы опережает темп роста производительности труда.
2.3 Процесс ценообразования в ресторане «ПАЛЬМА»
Процесс ценообразования в общественном питании имеет свои особенности, связанные со спецификой деятельности отрасли. Как правило, в основе цены на продукцию или услугу лежит себестоимость на производство данной продукции или услуги. Но в общественном питании себестоимость единицы продукции не рассчитывается, так как по товарному учёту не имеется издержек. Поэтому на продукцию устанавливается сразу продажная цена на изделие, которая и выступает как розничная цена. Продажная цена на единицу изделия в предприятиях общественного питания устанавливается с помощью калькуляции. При этом калькуляция может осуществляться ежедневно. Это связано с неоднородностью состава сырья и продуктов, которые используют для приготовления блюд, с широким ассортиментом данного сырья и т.д. В основе калькуляции продажной цены лежит выбор калькуляционной единицы. В зависимости от выбора этой единицы в предприятиях общественного питания могут применять два метода расчета продажных цен на единицу изделия:
Наиболее широко в предприятиях общественного питания применяется первый способ ценообразования. Калькуляция продажной цены осуществляется в расчете на 100 порций и методика расчета следующая: