Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:40, курсовая работа
Актуальность данной темы диктуется, прежде всего, тем, что у каждого предприятия должны быть своя миссия и цели, определяющие смысл существования, а также его отличие от других организаций.
Очень важно правильно ставить цель и сформулировать миссию организации, от этого зависит успех всей фирмы. Чем точнее проделана эта работа, тем лучше и слаженней будет работать механизмы внутри организации, а от этого в свою очередь зависит рентабельность.
Введение
Глава 1. Сущность миссии и целей предприятия
1.1. Понятие и значение миссии организации. Составляющие миссии.
1.2. Использование миссии в практике стратегического менеджмента.
1.3. Сущность и виды целей предприятия.
1.4. Установление целей и требования, предъявляемые к ним.
Глава 2. Стратегическое планирование.
Глава 3. Анализ миссии и целей в обществе с ограниченной ответственностью «Авель»
3.1. Общая характеристика организации.
3.2. Анализ и рекомендации по достижению миссии и целей ООО
«Авель»
Заключение
Список используемой литературы
Миссия может быть сформулирована как в одной фразе, так и в программном заявлении руководства фирмы, в котором выражаются все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики фирмы.
В широком смысле слова миссия как философия и предназначение фирмы, как смысл ее существования, формулируется и закрепляется в различных управленческих документах и доводится до заинтересованных лиц посредством специальных РК-акций и в процессе обычных коммуникаций. Сокращенный и расширенный варианты могут использоваться для различных целей — как представительский документ для включения в годовой отчет фирмы перед акционерами, как внутрифирменный основополагающий документ и т.п. Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать фирме. Она задает основные направления движения фирмы и отношение ее к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне.
Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно и была понятна всем субъектам, взаимодействующим с фирмой, в особенности всем ее членам. Формулировка миссии должна исключать возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставлять простор для творческого и гибкого развития фирмы.
Важной составляющей миссии являются принципы работы организации, которые разделяют сотрудники. Миссия используется не только для последующей разработки целей, но и для формирования корпоративной культуры. Миссия должна быть официально сформулирована, и ее содержание должно быть известно сотрудникам организации. Миссия служит ориентиром для принятия всех управленческих решений.
Миссия организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем организации. Но не всегда можно говорить о
том, что в организации существует миссия, даже если она сформулирована и записана в виде положения о миссии.
Для того чтобы можно было считать, что в организации существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разъяснялись если не всем, то большинству сотрудникам компании.
Важным условием для формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством сотрудников компании. Это обеспечит то, что цели и интересы отдельных лиц, участвующих в деятельности компании, будут подчинены целям компании как целого. Поэтому желательно вовлечь в процесс разработки миссии всех ключевых сотрудников компании. Это высшее руководство, начальники структурных подразделений или отделов, ведущие специалисты.
Вариант организации работ по выработке миссии:
1.
задач работ;
2.
3.
(несколько формулировок миссии);
4.
5.
6.
Но можно ограничиться привлечением только высших руководителей, генеральных директоров и их заместителей. В этом случае процедура остается той же, но проводится быстрее и с меньшим объемом работ.
Предварительная формулировка миссии может быть получена очень просто - необходимо сказать одним предложение то, чем занимается или хочет заниматься предприятие.
Иногда оказывается трудно, а подчас и невозможно сформулировать миссию организации. Это может свидетельствовать о том, что предприятие не сбалансировано, то есть не существует единых целей внутри организации, интересы различных групп находятся в конфликте, фирма «разрывается» между направлениями развития и принимаемые решения не направлены на достижение общекорпоративных целей. Такая ситуация может сложиться и в том случае, если существует несколько подразделений компании, но они двигаются в различных направлениях.
В российской практике использование четко сформулированной миссии организации пока еще не стало широко распространенным инструментом менеджмента.
1.3. Сущность и виды целей предприятия.
Если миссия задает общие ориентиры, направление функционирования организации, выражающее смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируется в виде ее целей.
Число и разнообразие целей и задач организации требует системного подхода к определению их состава.
Цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность[3].
Цели являются исходной точкой планирования, лежат в основе построения организационных отношений. На них базируется система мотивирования, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
Цели организации определяются после получения формулировки миссии, то есть миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность предприятия соответствовала его миссии, а с другой, «отсекает» часть возможных целей.
Установление целей переводит стратегическое видение и направления развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы. Цели являются обязательством управленческого аппарата добиться определенных результатов в установленное время.
У фирмы могут быть различные цели. У разных авторов существуют различные классификации целей фирмы. Примерно совпадает только классификация по времени. Обычно выделяют краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели.
Долгосрочные цели - четкие, простые, соразмеримте положения, содержащие описания результатов, которые фирма стремится достигнуть в период от 3 до 5 лет.
Краткосрочные цели - определяют, что должно быть сделано немедленно для наблюдения и контроля ад выполнением стратегических решений, принятых ранее в процессе планирования менеджерами компании.
По степени важности для организации цели разделяются на стратегические и тактические.
Стратегические цели включают в себя:
• Расширение сегмента рынка, охватываемого деятельностью фирмы;
• Поиск и ускоренное заполнение новых рыночных ниш;
• Существенное повышение уровня обслуживания покупателей;
• Рост суммы прибыли и уровня рентабельности деятельности;
• Снижение уровня хозяйственных риской;
• Рост суммы собственного капитала и повышение рыночной стоимости фирмы.
Тактические цели - те промежуточные состояния, через которые достигаются долгосрочные цели[4]. Тактические цели должны быть количественно определены, реалистичны, последовательны.
Цели организации также делят на экономические и неэкономические.
К неэкономическим целям можно отнести социальные цели, например улучшение условий труда.
Экономические цели организации, выраженные в показателях хозяйственной деятельности, можно разделить на количественные и качественные.
В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой фирме устанавливаются свои собственные цели. Например, классификация целей по функциональным областям предполагает такую группировку:
Рыночные цели (или внешние программные цели). Например, поиск новых рыночных ниш, проникновение в другие сегменты потребительского рынка и т.д.
Производственные цели (внутренние программные цели) являются следствием рыночных. Включают в себя все, что необходимо для достижения рыночных целей (построить цех, разработать новую технологию и т.п.).
Организационные цели - все, что касается управления, структуры и персонала организации (прием на работу, внедрение системы управления проектами и т.п.).
Финансово — экономические цели — увязывают между собой все цели в стоимостном выражении (чистый объем продаж, величина издержек и т.п.).
Инновационные цели — внедрение новых технологий товародвижения, новых видов торговых услуг. Система основных стратегических целей:
Также цели классифицируются на:
Необходимые — это те, что определяют основную деятельность организации. От их достижения зависит жизнеспособность организации. Эти цели определяют успех или поражение руководителя в реализации его целевого назначения и функциональных обязанностей.
Желательные цели необходимы для улучшения характеристики работы по сравнению с высшем уровнем. Они важны для повышения эффективности функционирования организации.
Возможные цели желательны для улучшения деятельности организации, но без них можно и обойтись, их выполнение можно отсрочить.
Принято также подразделять цели на официальные, оперативные и операционные.
Официальные цели определяют общее назначение организации, как об этом говорится в уставе организации, а также заявляется публично руководителем. Они абстрактны и описываются в качественных терминах.
Оперативные цели исходят из действительной политики и указывают, что организация на деле пытается делать независимо от того, что было заявлено в официальных целях. Формой их выражения является план организации.
Операционные цели еще более специфичны. Они направляют поведение, по ним дают оценку работе. Такие цели выступают в форме конкретных заданий отдельным исполнителям и рабочим группам.
1.4. Установление целей и требования, предъявляемые к ним.
Процесс установления целей в различных организациях имеет свои особенности. В зависимости от изменения условий, возможностей, достигнутых результатов цели могут оставаться теми же, корректироваться или меняться. Новые цели появляются также в результате анализа информации, прошлых решений, т.е. на основе заключений, выводов. К достижению больших и сложных целей идет постепенно, начиная с менее сложных, которые также разделяются на простые цели (подцели) и задачи (подзадачи). Эффективным механизмом достижения целей можно считать построения, так называемого дерева целей.
Дерево целей — это графическое представление взаимосвязей и соподчиненности целей и задач одной или нескольких систем[5].
При построении дерева целей рекомендуется пользоваться следующими основными правилами:
1. Дерево целей строится сверху вниз, с формулированием
основной цели, пусть даже в самых общих выражениях.
2. Цели одного уровня не должны входить друг в друга, а могут
только частично пересекаться.
3. Цели одного уровня по своей значимости должны быть
достаточно однородными, т.е. играть практически равные роли
в достижении целей более высоких уровней.
4. Цели верхнего уровня, разбиваемые на более мелкие на
низших уровнях, должны перекодироваться в язык
соответствующего класса.
5. Число уровней разбиения генеральной цели определяется
требуемой точностью решения задач.
6. Дерево целей по своим ветвям должно быть доведено до уровня, который считается низшим в своей ветви. Цели деятельности предприятия, как правило, имеют четыре уровня разбиения.
Дерево целей в основном предназначено для того, чтобы связать цели со средствами их достижения и выявить взаимосвязи, существующие между подцелями и более мелкими целями различных ветвей дерева на каждом его уровне.
Обычно перед руководством компании стоит проблема выбора из нескольких целей и задач, таких, как обеспечение прибыльности компании, рост, стоимость капитала акционеров, удовлетворение потребностей потребителей и тому подобное. Как правило, выбор одной из целей приводит к тому, что руководство концентрируется на каком — то одном направлении и выполнение обязательств только перед одной заинтересованной в деятельности фирмы группой. Таким образом, происходит «обесценивание» других заинтересованных групп.
Обычно выделяют следующие заинтересованные группы:
Таблица 1.1. Заинтересованные группы.
Заинтересованная группа | Ожидания заинтересованной группы |
Акционеры | Дивиденды, рост капитала, надежность инвестиций. |
Менеджмент фирмы | Денежное вознаграждение, престиж, власть. |
Потребители | Качество продукции, обслуживание, ценность. |
Сотрудники | Гарантия занятости, денежное вознаграждение, удовлетворение в работе. |
Кредиторы | Проценты, гарантии выплат, суммы кредита. |