Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:29, курсовая работа
В данной курсовой работе мною рассмотрены теоретические аспекты развития стратегии предприятия (фирмы), а также представлена практическая часть. В первой главе работы, дано определение такому понятию, как стратегическое планирование. Найдены ответы на вопрос, как следует формулировать стратегию. Представлено содержание, структура и особенности стратегического управления, а так же типы развития стратегий бизнеса. Отражены преимущества и недостатки стратегического планирования. Во второй главе уделено внимание вопросу стратегии организации: сущности и видам стратегии.
Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления пр
Введение
1.Специфика стратегического планирования
2.Теория стратегического планирования на предприятии
3.Анализ и выработка стратегий с помощью портфельных матриц
3.1. Понятие портфельного анализа и портфельных стратегий
3.2. Модель Бостонской консалтинговой группы (БКГ)
3.3 Планирование стратегий с помощью матрицы БКГ
3.4 Модифицированная модель БКГ
Заключение
Список литературы
Товар
Рынок |
Старый (выпускаемый, текущий, привычный) | Новый |
Старый (выпускаемый, текущий, привычный) | Рост рыночной доли (более глубокое проникновение) | Развитие
товара
( расширение номенклатуры) |
Новый |
Развитие
рынка
(расширение его границ) |
Диверсификация |
Рис. 6.1. Компоненты вектора роста (матрица Ансоффа)
Многие иностранные фирмы, осваивавшие в начале 90-х годов новый для них российский рынок, вышли на него со старым, хорошо «обкатанным» товаром: импортные «сникерсы», «памперсы» и «кока-кола» буквально заполонили молодой российский рынок и оставили российских производителей почти «не у дел». С середины 90-х многим зарубежным фирмам пришлось поменять стратегию: на уже сложившемся и знакомом для них российском рынке они стали производить и продавать не только свой традиционный товар, но и адаптированные под вкусы местных потребителей шоколад, напитки и др. Наконец, к концу 90-х стали наблюдаться новые изменения: товар, произведенный в России по западным стандартам, стал вывозиться за рубеж, и это была стратегия «традиционный товар на традиционном рынке». В итоге из всей матрицы Ансоффа зарубежные бизнесмены реализовали три возможности из четырех, оставив в стороне только наиболее рискованную стратегию «новый товар на новом рынке».
А как действовали российские новоиспеченные предприниматели? В начале девяностых многие из них ринулись за рубеж продавать свои технологические новинки, которые они не могли реализовать у себя в стране. А тут — хоть маленькие, но «зеленые», т. е. в твердой валюте, поступления. Это была стратегия «новый товар на новом рынке», и по большому счету она не могла принести серьезного успеха - новинки скупались западными рынками за бесценок, а новичков «били» ценовыми прецедентами их же коллег-соотечественников. Впрочем, так поступали далеко не все наши компании.
Наглядный пример реализации стратегии «новый товар — на старом рынке» являет собой история компьютерного бизнеса в 90-х годах в России. В 1992 г. уникальность этого бизнеса крылась в особенностях товара. Завозить в нашу страну компьютерную технику было намного выгоднее, чем в любую другую. Из-за высокой удельной стоимости на единицу веса фура с IВМ-совместимыми персональными компьютерами приносила не меньше сотни тысяч долларов — в 2,5—3 раза больше, чем видеотехника. Проспавшее компьютерную революцию общество предъявило торговцам практически неограниченный платежеспособный спрос, отчего цены на «персоналки» быстро достигли небывалой высоты, сравнявшись с ценой двух автомашин «Жигули».
Возможность сделать деньги на импорте компьютеров не будучи профессионалами товара была в первую очередь реализована бизнесменами с комсомольским прошлым, которые сняли сливки с рынка, мгновенно поделив между собой всех западных производителей компьютерной техники brand – name («белой сборки»). Но уже к середине 1993 г. спрос на западные персоналки стал резко падать, а победневшее общество повернулось лицом к только нарождавшемуся предложению компьютеров отечественной «красной сборки» (по западной терминологии —no – name РС). Производить их стало намного выгоднее, чем продавать готовые, и на смену комсомольским лидерам и центрам НТТМ пришли студенты-технократы с отвертками и амбициями профессионалов.
Но и они быстро поняли, что без грамотного маркетинга не проживешь. Самой агрессивной маркетинговой политикой продвижения в те годы отличилась московская фирма «Вист». Ее мощная реклама, заполонившая практически все компьютерные издания, многократно увеличивала продажи. «Красный бренд» с логотипом «Вист» прочно обосновался в нижнем ценовом сегменте: в 1995 г. в нашей стране так назывался каждый шестой проданный компьютер.
Осенью 1997 г. на телеканале НТВ появилась программа Н. Фоменко с элементами стриптиза «Империя страсти», генеральным спонсором которой стала фирма «Вист», за полтора года затратившая на нее примерно 540 тыс. долл. Общие рекламные вложения компании в раскрутку бренда с 1995 г. составили, по данным исследовательской фирмы RPRG, почти 17 млн. долл. Немалые инвестиции делались в надежде на будущий спрос со стороны лояльной к бренду молодежи.
Производственная часть «Виста» началась с простого — литья пластиковых корпусов для компьютеров. Правда, уже в середине девяностых годов бывшая «подвальная» компания вовсю загружала сборочные линии мощного подмосковного завода «Квант» (г. Зеленоград), параллельно активно расширяя дилерскую сеть. Компания получает статус партнера Intel, Microsoft и других корпораций, ей открывают крупные кредитные линии. По итогам 1997 г. компания «Вист» вошла в десятку крупнейших европейских сборщиков персоналок: под этой маркой в России выпустили 350 тыс. компьютеров.
Но маркетингового опыта не хватало. Возникли проблемы с патентованием логотипа, которое было проведено некомплексно, и на рынке появились некачественные подделки региональных сборщиков компьютеров. Собственные дилеры-франчайзеры, на долю которых приходилась примерно половина официально собранных компьютеров марки «Вист», презрев соглашения с «Вистом», активно закупали комплектующие (прежде всего процессоры АМD и Cyrix, а также мониторы LG) у конкурентов его главных партнеров — Intel и Samsung, чье доверие в итоге было утрачено.
Компания
решила еще раз сыграть на стратегии
«новый товар». Но слабость производственной
программы позволяла
К этому добавилась проблема кредитования. Револьверные товарные кредиты, сумма которых возрастает после очередного возврата по итогам работы с партией товара в надежде на все возрастающий спрос, прекратились, в связи с дефолтом 1998 г., когда рынок сократился на треть и объем продаж стал резко уменьшаться. Уже в 1999 г. региональные дилеры на порядок сократили объем сотрудничества с «Вистом». К 2001 г. на российском компьютерном рынке следов «Виста» уже почти не оставалось.
Какие
выводы можно сделать из опыта
рыночной деятельности «Виста»? Рыночная
стратегия крупнейшего
Начиная с 80-х годов XX века исследователям и практикам западных рынков стало очевидно, что у компаний имеются не два, а как минимум три измерения вектора роста: наряду с «географией» рынка стало необходимым учитывать технологии изготовления товара или оказания услуги (и планировать обновления именно технологий), а также рыночную потребность (в отношении ее новизны или традиционности). Крайние варианты стратегии таковы:
- сделать резкий переход к новой позиции по всем трем измерениям. Нельзя не прислушаться к современным рекомендациям И.Ансоффа:
1. В настоящее время ни одна компания не может чувствовать себя защищенной от угрозы устаревания технологии, насыщения спроса и социально политических изменений.
2. В некоторых отраслях необходимо постоянно отслеживать возникновение стратегических угроз и появление новых возможностей во внешней среде.
3. Все компании должны как минимум периодически пересматривать свои стратегические портфели.
Особую популярность идеи портфеля стратегий получили благодаря работам Boston Consulting Group ( BGG, или по-русски Бостонской консультационной группы, БКГ) и основателя этой группы Б. Хендерсона. Матрица БКГ, именуемая также матрицей «рост-доля рынка», использует два критерия классификации имеющихся и возможных товарных стратегий компании:
По каждому критерию оценка осуществляется по двоичной системе: высокие или низкие темпы роста рынка и большая или мала* относительная доля рынка. В итоге получается матрица с четырьмя квадрантами, почти каждый из которых получил целый ряд названий (рис.
6.2).
Темп роста рынка | Относительная доля рынка | ||
Большая | Малая | ||
Высокий | «Звёзды», также «Жемчужины» | «Знаки вопроса» или «???», также «Проблемные (трудные) дети» или «Почки» | |
Низкий | «Дойные коровы» | «Собаки», также «Загнанные лошади» или «Хромые утки» или даже «Мёртвый груз» |
Рис. 6.2. Матрица БКГ «рост-доля рынка»
В
этой матрице срединная
Роста рынка», отделяющая «звёзды» и знаки вопроса» от «дойных коров» и «собак», соответствует среднему темпу роста валового продукта на рассматриваемом рынке или средневзвешенному значению темпов роста различных сегментов, в которых действует фирма. Срединная вертикальная линия, проходящая по оси «относительная доля рынка» и отделяющая «звезды» и «дойных коров» от «знаков вопроса» и «собак», соответствует единице в соотношении между долей рынка данной фирмы и долей ведущего конкурента в конкретном сегменте рынка по конкретному товару.
Матрица БКГ основана на двух базовых гипотезах:
1. Существенная доля рынка отражает достижение экономии на издержках (благодаря «эффекту масштаба»), а небольшая доля - повышенные издержки. Отсюда следует, что самый крупный конкурент имеет наивысшую рентабельность и наиболее благоприятные финансовые потоки.
2. Присутствие на растущих рынках означает повышенную потребность в финансах, а на малорастущих - соответственно малую потребность в них.
Легко
заметить, что в четырех квадрантах
отражаются различные стадии жизненного
цикла товара и по каждому требуются особые
стратегические решения, предполагающие
особые конкурентные стратегии, из сочетания
которых складывается та или иная портфельная
стратегия. Более конкретно, это выглядит
следующим образом.