Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:29, курсовая работа
В данной курсовой работе мною рассмотрены теоретические аспекты развития стратегии предприятия (фирмы), а также представлена практическая часть. В первой главе работы, дано определение такому понятию, как стратегическое планирование. Найдены ответы на вопрос, как следует формулировать стратегию. Представлено содержание, структура и особенности стратегического управления, а так же типы развития стратегий бизнеса. Отражены преимущества и недостатки стратегического планирования. Во второй главе уделено внимание вопросу стратегии организации: сущности и видам стратегии.
Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления пр
Введение
1.Специфика стратегического планирования
2.Теория стратегического планирования на предприятии
3.Анализ и выработка стратегий с помощью портфельных матриц
3.1. Понятие портфельного анализа и портфельных стратегий
3.2. Модель Бостонской консалтинговой группы (БКГ)
3.3 Планирование стратегий с помощью матрицы БКГ
3.4 Модифицированная модель БКГ
Заключение
Список литературы
Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования:
1.
Стратегическое планирование
описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос — выживет или нет фирма в конкурентной борьбе.
2.
Стратегическое планирование
3. Процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием. Это объясняется более жесткими требованиями к стратегическому плану. Он должен быть гибким, реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде. Численность работников, занятых стратегическим планированием, выше, чем в перспективном.
4. Негативные последствия ошибок стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для предприятий, осуществляющих хозяйственную безальтернативную деятельность. Высокая степень риска в перспективном планировании может быть объяснена теми областями производственно-хозяйственной деятельности, в которых принимаются решения о выпускаемой продукции; направления вложений средств; новые возможности осуществления бизнеса и т.п.
5.
Стратегическое планирование
2.Теория стратегического планирования на предприятии
Стратегический подход в управлении и планировании
Основной идеей стратегического управления является идея органичного последовательного приспособления организации к изменяющейся обстановке внешней среды. Но чтобы уметь приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом всегда выдерживать курс на достижение поставленных целей, организация должна иметь стратегию.
Стратегическое управление призвано обеспечить фирме выживание в долгосрочной перспективе, а это означает, что фирма довольно успешно справляется со своими задачами, принося своей деятельностью, удовлетворение тем, кто входит в сферу ее делового взаимодействия. В первую очередь это касается покупателей, сотрудников фирмы и ее собственников. [6, с. 12]
Стратегическое планирование – выбор направления и организация деятельности, которые позволяют добиваться поставленных целей даже в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, негативно влияющих на бизнес. [13, с. 113]
Такое определение вытекает из рассмотрения трех способов разрешения возникающих проблем. (Рис. 1).
Традиционное
решение — это воздействие
на видимую часть проблемы, то есть
ее симптомы. Симптоматическое решение
— это всегда кратковременный
результат, часто загоняющий проблему
вглубь и тем самым усложняющий
процесс устранения проблемы. Это
дорогой способ работы на рынке, так
как в этом случае требуются постоянно
повторяющиеся затраты и
1. Традиционное решение
2. Системное решение
3. Стратегическое решение
Рис.1. - Способы разрешения возникающих проблем
Системное решение предполагает этап поиска причины, реальной проблемы, скрытой под симптомами. Такой процесс позволяет решать проблему основательно, но все еще затратен по ресурсам и времени и поэтому неэффективен. Данный вариант работы считает возможным появление проблемы и поэтому не позволяет избежать убытков. Стратегическое решение как способ работы может создать систему превентивных мер в условиях меняющейся среды бизнеса и защитные механизмы против появления проблем, а следовательно, и убытков.
Стратегическое мышление должно быть системным и нацеленным па «организацию будущего», т. е. на подготовку действии, которые обеспечат желаемые результаты в перспективе. Назначение стратегического плана – четко и системно описать стратегический выбор, сделанный предприятием в целях обеспечения своего долгосрочного развития. Своевременное и правильное определение целей предприятия позволяет четко формулировать перспективные и текущие цели и стратегии предприятия, учитывая их взаимовлияние и иерархию.
Сущность
любого предпринимательства
Как считает один из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления М. Портер, существует три основных подхода к выработке стратегии поведения фирмы на рынке.
Первый подход связан с
Второй подход к выработке стратегии связан со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированное производство и качественный маркетинг.
Третий подход относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма досконально выясняет потребности определенного сегмента рынка и определенного типа продукции. Скоординированное руководство предполагает корректное расписание действий, обеспечивает гарантированные ресурсы.
Другой подход позволяет понять структуру и место конкретных стратегий в управлении предприятием. Иерархическая схема корпоративных стратегий компании представлена на рис. 2.
Первым уровнем разработки стратегии является формулирование миссии предприятия - программного заявления. Миссия – это генеральная цель предприятия. Она характеризует в целом, что представляет собой предприятие, зачем оно существует и каково его единственное в своем роде место.
Рис. 2. - Принципиальная схема стратегических решений компании
Следующий уровень работы в рамках иерархии стратегий – это разработка набора деловых стратегий, куда входят решения по портфельным стратегиям, стратегиям развития и конкурентным стратегиям.
Портфельные стратегии – это решения о том, с чем (с какими товарами, услугами или их комплексами) предприятие выйдет на рынок.
Стратегии развития – это решения о том, как будет развиваться весь портфель предприятия, а также каждая единица портфеля.
Конкурентные стратегии – это решения, связанные с тем, как будет развиваться портфель предприятия в целом, а также отдельные единицы в условиях конкурентной среды.
Разработка и реализация стратегических решений в данной иерархии позволяет выбрать способы работы на рынке, наиболее эффективные с точки зрения использования ресурсов и достижения целей предприятия.
Разработка стратегических планов в большинстве школ стратегий базируется на использовании инструментов стратегического анализа и планирования. Эти инструменты появились в разное время как результат обобщения практики стратегического планирования в деятельности ведущих компаний мира. Большая часть инструментов продолжает развиваться путем модификации и усовершенствования аналитического аппарата.
Таким
образом, менеджеры должны принять
решение об определении набора инструментов
стратегического анализа и
Варианты
такой модели могут быть различными.
Содержание используемой модели зависит
прежде всего, от специфики рынка и величины
предприятия. Один из возможных вариантов
комплексной корпоративной модели стратегического
планирования представлен на рис. 3.
Рис. 3. – Вариант корпоративной модели стратегического планирования
Верхний
сектор модели включает методики для
проведения анализа всех уровней
среды бизнеса. Здесь может быть
использован и другой вариант
набора методик для анализа среды.
Это первый этап работы по разработке
стратегического плана
3.Портфельные
стратегии и их анализ
Портфельная стратегия по своей сути предполагает существование ряда конкурентных стратегий в различных стратегических зонах хозяйствования, областях бизнеса. Она появляется как решение по формированию определенной совокупности стратегических областей деятельности организации, зон хозяйствования. Портфельная стратегия, по И.Ансоффу, включает в себя четыре основных компонента:
1. географический вектор роста, определяющий направление и масштаб будущих областей деятельности;
2. конкурентное преимущество, используемое в различных областях деятельности (в России это могут демонстрировать предприятия ВПК, налаживающие использование технологий по принципу «двойного назначения»);
3. синергизм, возникающий между различными областями деятельности (это часто становится возможным после слияния или иной формы налаживания партнерства различных компаний);
4. стратегическая гибкость за счет деятельности в различных областях.
Известная во всем мире «матрица Ансоффа» характеризует географический вектор стратегического роста фирмы. Первоначально он определялся двумя факторами: степенью новизны рынка и степенью новизны товара, а матрица выглядела так, как это представлено на рис. 6.1. Усредненная вероятность успеха при этом оценивается экспертами следующим образом: рост рыночной доли — 25—30%, развитие рынка - 20%, развитие товара - 25-30%, диверсификация - 0—5%. Впрочем, многое зависит от величины подразумеваемого временного интервала для реализации стратегии.