Аттестация персонала: понятие, характеристики, принципы, цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

К сожалению, практика проведения внутрифирменных (внутрипроизводственных) аттестаций свидетельствует, что зачастую они проводятся формально, исключительно с учетом требований соответствующих нормативных документов или локальных положений, разрабатываемых самими предприятиями (организациями). Такой подход не позволяет в достаточной степени оценить деловые и профессиональные качества работников и правильно определить меры мотивационного воздействия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…..3
Аттестация персонала: понятие, характеристики, принципы, цели…………4
Элементы аттестации……………………………………………………………8
Организация системы аттестации……………………………………………..10
Методы и критерии оценки при аттестации персонала……………………..14
Традиционные методы оценки персонала…………………………………....24
Нетрадиционные методы оценки персонала…………………………………28
Подготовка к аттестации……………………………………………………….29
Проведение аттестации…………………………………………………………33
Решения, принимаемые по результатам аттестации…………………………36
Анализ результатов аттестации……………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

КР Васе1.docx

— 86.62 Кб (Скачать)

Вид продукции (товаров, услуг)2008 г., %2009 г., %2010 г., %2011 г. ( план)1. Товарооборот1001001001001.1. Реализация нефтепродуктов, ВСЕГО90,090,087,685,5В том числе:- мелкий опт26,020,516,511,0-внутренний транзит1,81,31,01,1- АЗС58,562,663,769,6- Экспорт3,75,66,43,81.2. Услуги производственного характера8,87,99,07,8В том числе:- Хранение3,12,62,42,1- Перевалка ч/з причалы4,33,52,53,2- Перекачка1,41,51,81,7- Прочие услуги0,32,30,81.3. Прочие1,22,13,46,7

Стоит отметить, что в течение 2010 г. Общество ежемесячно наращивало объёмы реализации, привлекая клиентов стабильностью поставок, гибкостью формирования цен, и добилось определённых успехов к концу года. Особое внимание в деятельности Общества уделяется развитию существующих АЗС и строительству новых. На долю реализации нефтепродуктов через АЗС в общем объёме реализации приходится 19,3%. В 2010 г. через заправочные станции, расположенные на территории Хабаровского края и ЕАО Обществом реализовано 113,9 тыс. тонн нефтепродуктов.

Предприятие, как и любое организационное единство с необходимостью действует в определенной среде. При этом такая среда оказывает значительное влияние на предприятие в целом, его персонал и мотивацию.

Внешняя среда Общества прямого воздействия:

  1. вышестоящие структуры,
  2. потребители (предприятия, население),
  3. поставщики,
  4. правительство России в лице различных территориальных представительств,
  5. органы государственного управления в регионе и органы местного самоуправления.
  6. предприятие в своей деятельности руководствуется приказами, указаниями, распоряжениями и другими нормативными актами вышестоящих организаций. Поставщиками для предприятия являются специализированные организации по снабжению материально-техническими средствами, а также посторонние организации.

Внешняя среда косвенного воздействия включает:

- экономику в целом (уровень  жизни людей, капитал, поставщики, потребители, цены),

  1. политику (конституционные основы, формы собственности, особенности законодательства, политическая стабильность),
  2. социально-культурные факторы (социальные нормы, социальные воззрения, этические нормы),
  3. технологическую среду (развитие науки и технологий),
  4. погодно-географические условия,
  5. право.

Экономические факторы могут воздействовать на предприятие посредством высокой налоговой ставки, которая не оставляет необходимых денежных средств на вложение в развитие производства, приводит к увеличению стоимости выполняемых работ, низким уровнем загруженности предприятий, что приводит к неплатежам за выполненные работы.

Нередко политические факторы воздействия выражаются в том, что нормативные акты центрального правительства и местных органов власти не в полной мере позволяют предприятию реализовывать свои возможности, и низкий уровень развития правового регулирования в экономике вносит неопределенность в отношениях с потребителями и деловыми партнерами.

Основные конкуренты Общества в настоящее время являются: ООО «РН - Востокнефтепродукт» (НК Роснефть), ООО Торговый дом «ЮКОС-М», осуществляющие поставки нефтепродуктов на территории Хабаровского края.

Основными оптовыми потребителями Общества являются предприятия агропромышленного комплекса, автотранспорта, воздушного транспорта, золотодобывающие предприятия края и области.

Основные поставщики за отчетный период:

Общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточный Альянс», доля в общем объёме поставок н/продуктов - 81%;

Общество с ограниченной ответственностью «Альянс - Хабаровск», доля в общем объёме поставок н/продуктов - 9%;

Общество с ограниченной ответственностью «Нафтатехресурс», доля в общем объёме поставок н/продуктов - 5%.

Внутренняя среда ОАО «Хабаровскнефтепродукт» включает:

  1. главное и вспомогательное производство,
  2. административную и технологическую структуру,
  3. персонал,
  4. ресурсы,
  5. трудовые отношения.

ОАО «Хабаровскнефтепродукт» возглавляет генеральный директор. Его назначение на должность и освобождение от должности производится в соответствии с установленной номенклатурой должностей.

Имеются заместители: по текущему содержанию предприятия, по инженерным сооружениям, по механизации, главный инженер, заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам.

Участки возглавляют старшие мастера, рабочие отделения, бригадиры по текущему содержанию предприятия.

Взаимоотношения трудового коллектива Общества с администрацией Общества регулируется законодательством РФ и коллективным договором. Споры, возникающие при заключении и исполнении коллективного договора, разрешаются в порядке, установленном законодательством РФ.

Организационная структура управления предприятия - линейно-функциональная представлена в Приложении 1. Основой являются линейные участки подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе: кадры, финансы, сырье и материалы, план. Достоинства линейно-функциональной системы управления Общества:

высокий уровень специализации управленческой деятельности в определенных, конкретных сферах, что обеспечивает высокое качество и высокую эффективность принимаемых решений,

компетентный охват практически всех сфер управленческой деятельности,

  1. максимальная адаптация к разнообразным требованиям и условиям диверсификации производства,
  2. относительная простота подбора руководителей для управления специализированными сферами управленческой деятельности.

К недостаткам линейно-функциональной системы предприятия относятся:

  1. нарушение принципа единоначалия,
  2. трудности принятия и реализации согласованных управленческих решений, сложность подбора руководителей высших уровней управления.

Так как каждое из структурных подразделений получает указания и распоряжения не только от руководителя производства, но и от руководителей функциональных служб, то управление осуществляется как линейными, так и функциональными руководителями. Поэтому в линейно-функциональной системе необходимо ранжировать распоряжения, указания, т.е. устанавливать их порядок и очередность их выполнения.

Руководитель предприятия осуществляет руководство предприятием, организует работу предприятия и направляет деятельность структурных подразделений на развитие производства, широкое внедрение новой техники и технологии на основе рационального и эффективного использования технических и материальных средств с гарантией безопасности. Обеспечивает развитие производственной базы, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятия. Заключает договора. Утверждает структуры и штаты предприятия и т.д. поручает выполнение отдельных функций своим заместителям.

Анализ среды позволяет предприятию своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть поставленных целей и предотвратить потенциальные угрозы и выгодные возможности.

Современное состояние бизнеса в отрасли характеризуется следующими основными факторами:

увеличением количества сбытовых фирм;- ужесточением конкурентной борьбы за счёт дешёвого топлива с западных заводов;

Негативными факторами, которые могут повлиять на сбыт нефтепродуктов являются:

рост цен на нефть;

Снижение покупательской способности потребителей;

Рост транспортных расходов;

насыщение Дальневосточного рынка дешевыми западными нефтепродуктами.

Основные факторы риска, связанные с деятельностью Общества:

неблагоприятное изменение закупочной цены нефтепродуктов;

неустойчивость спроса;

невыполнение покупателем своих обязательств;

риск потери имущества;

управление персоналом.

Деятельность Общества на рынке нефтепродуктов в 2005 году была подвержена действию следующих потенциальных рисков:

производственные риски, связанные с различными нарушениями в процессе поставок нефтепродуктов. Мерами по снижению производственных рисков являются контроль за поставками, страхование грузов;

коммерческие риски, связанные с реализацией продукции на рынке (уменьшение размеров и емкости рынка, снижение платежеспособного спроса, дебиторская задолженность, появление новых конкурентов, колебания цен на рынке и т.п.). Меры по снижению коммерческих рисков: систематическое изучение коньюктуры рынка, чёткое календарное планирование и управление реализацией, соответствующая ценовая политика, целенаправленная работа с дебиторами, своевременные маркетинговые мероприятия, диверсификация рынков сбыта, создание общественного мнения (паблик рилейшнз) и «фирменного стиля», реклама и т.д.;

финансовые риски, вызванные инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов, изменениями в законодательной базе и пр. Эти риски могут быть снижены благодаря созданию системы финансового менеджмента на предприятии, применению гибкой системы контроля за издержками и ценами, работе с клиентами на условиях предоплаты или гарантий оплаты со стороны третьих лиц.

Продолжая работу по улучшению финансового состояния Общество планирует в 2012 г. продолжить работу по снижению затрат на производство, усилению контроля за использованием денежных средств на строительство и капитальный ремонт, и выполнения комплекса мер по сокращению незавершенных капитальных вложений в области строительства. В 2012 г. планируется построить 2 АЗС и реконструировать 4 АЗС.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

ОАО «Хабаровскнефтепродукт» осуществляет свою деятельность на основе принципов рыночной экономики, стремится к максимальной открытости и прозрачности и ставит целью достижение качественно нового уровня обслуживания клиентов, укрепления и сохранения позиции на региональном рынке при сохранении уровня прибыли.

Основные задачи: укрепление занимаемого положения, в том числе лидеров регионального рынка; сохранение доминирующего положения; выход на новые рынки; освоение и предложение клиентам новых видов нефтепродуктов и услуг в рамках наиболее перспективных и доходных видов; укрепление занимаемого положения по развитым услугам.

ОАО «Хабаровскнефтепродукт» обеспечивает до трети потребностей Хабаровского края и Еврейской автономной области в нефтепродуктах. Основными оптовыми потребителями Общества являются дорожно-строительные организации, лесозаготовительные и золотодобывающие предприятия, предприятия агропромышленного комплекса, автотранспорта, воздушного транспорта и бюджетные организации края и области.

В 2010 г. усилия Общества были направлены на увеличение розничных продаж нефтепродуктов через АЗС. В настоящий момент на всех АЗС действует система взаиморасчетов с клиентами с помощью бензиновых карт, талонная и дисконтная системы. Особое внимание уделяется развитию продаж сопутствующих товаров, повышению качества реализуемых нефтепродуктов и оказываемых услуг, улучшению культуры обслуживания клиентов. По всем этим показателям одна из хабаровских АЗС Компании (АЗК-1) является лучшей на Дальнем Востоке.

 

2.2 Социально - экономический  анализ персонала ОАО «Хабаровскнефтепродукта»

 

Персонал - это личный состав организаций, включающий всех наёмных работников, а также работающих собственников и совладельцев.

Основными характеристиками персонала организации являются: численность и структура.

Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоёмкости производственных и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы определяют её нормативную (плановую) величину. Более объективно персонал характеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. числом сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.

Структура персонала организации - это совокупность отдельных групп работников, объёдинённых по какому-либо признаку [9 с.56]. Структура персонала ОАО «Хабаровскнефтепродукт» представлена на рисунке 2.1:

 

Рисунок 2.1 - Структура персонала ОАО «Хабаровскнефтепродукт»

 

По признаку участия в производственном или управленческом процессе, т.е. по характеру трудовых функций, а следовательно, занимаемой должности, персонал в ОАО «Хабаровскнефтепродукт» подразделяется на следующие категории: руководители; специалисты, другие служащие; рабочие.

Руководители (1,66%) - осуществляют функции общего управления. Их условно подразделяют на три уровня: высший; средний; низовой. Специалисты (5,36%) - лица, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические функции. Другие служащие (7,03%), осуществляющие подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание: Рабочие (85,93%) - которые непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера.

В таблице 2.4 приведен анализ социальной структуры персонала ОАО «Хабаровскнефтепродукт» за 2008 г., 2009 г., 2010 г.

 

Таблица 2.4 - Анализ социальной структуры персонала

Показатель2008 г.2009 г.2010 г. Абсолютное отклонение 2009/2008 гг.Абсолютное отклонение 2010/2009 гг.1.Списочная численность1027106210813519В том числе:По полу - мужчин - женщин 267 760 306 756 283 798 39 -4 -23 42По возрасту -18-25 лет -26-35 лет -36-45 лет -46-55 лет -старше 56 лет 180 339 347 105 56 165 377 403 85 32 135 303 487 119 37 -15 38 56 -20 -24 -30 -74 -84 34 5По уровню образования: -среднее -средне-специальное -неоконченное высшее -высшее 205 597 30 195 179 642 23 218 190 636 19 236 -26 45 -7 23 11 -6 -4 18По стажу работы: -менее 1 года -1-5 лет -6-10 лет -11-15 лет -16-20 лет -более 20 лет 185 380 239 177 28 18 243 375 232 171 26 15 276 367 230 170 25 13 58 -5 -7 -6 -2 -3 33 -8 -2 -1 -1 -2

Информация о работе Аттестация персонала: понятие, характеристики, принципы, цели