Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Относительно новая проблема современного этапа хозяйственной жизни: как правильно управлять предприятием-банкротом, или, точнее, как «вытащить» его из состояния банкротства. Конечно, единого рецепта на все случаи жизни не может быть, но научиться решать названную проблему - это не то же самое, что приложить какую-то универсальную формулу к предприятию, которое попало в тяжелейшую финансово-экономическую ситуацию, чтобы оно начало действовать бесперебойно.

Оглавление

Введение 3
Часть 1. Краткая характеристика предприятия 4
Часть 2. Анализ вероятности ухудшения финансового состояния предприятия и вероятности банкротства 7
2.1. Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия 7
2.2. Оценка платежеспособности предприятия 8
2.3. Анализ финансовой устойчивости 11
2.4. Анализ кредитоспособности 14
2.5. Анализ влияния деловой активности на финансовое состояние предприятия 16
2.6. Анализ рентабельности 22
Часть 3. Разработка рекомендаций по преодолению кризисных явлений 24
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры управления дебиторской задолженностью 24
3.2. Использование коммерческого векселя 27
Заключение 31
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

520 Антикризисное управление (КР - ПСИ МОСУ - Байзетова).doc

— 358.00 Кб (Скачать)

 

Итак, введение должности специалиста по управлению дебиторской задолженностью обойдется предприятию в 390,28 тыс. руб., в том числе ежегодно – 334,08 тыс. руб.

Прошлый опыт предприятия  показывает, что только ежедневные звонки – напоминания должникам  предприятия ведут к погашению около 20% дебиторской задолженности только в первый месяц.

10882 тыс. руб. * 20% = 2176,4 тыс. руб.

Это самый минимальный  эффект, который можно ожидать  от работы специалиста по управлению дебиторской задолженностью. В будущем это можно рассматривать как недопущенную дебиторскую задолженность.

Э = 2176,4 тыс. руб. – 390,28 тыс. руб. = 1786,12 тыс. руб.

Как видим, полученный эффект полностью покрывает затраты  на введение должности.

3.2. Использование коммерческого векселя

 

Кредиторская задолженность  также является одной из проблем неблагополучного финансового состояния ОАО «ЭЛИЗ». В 2011 г. ее сумма составила 39687 тыс. руб.

В целях эффективного управления кредиторской задолженностью рекомендуется использовать коммерческий вексель - это вексель, используется для кредитования операций, когда покупатель, не обладая в момент сделки достаточной суммой денег, предлагает продавцу вместо них другое платежное средство - вексель, который может быть как его собственным, так и чужим, но имеющим передаточную надпись.

ОАО «ЭЛИЗ» рекомендуется выпустить векселя на сумму 100 тыс. руб. каждый и использовать их в качестве платежного средства при расчетах за продукцию, причем новый обладатель также может передать его третьему лицу.

Вексель может быть ОАО «ЭЛИЗ» в качестве платежного обязательства заплатить соответствующую сумму денежных средств своему поставщику за полученную продукцию или оказанные услуги, это так называемые товарные векселя.

Завершающей и обязательной стадией обращения векселей является получение платежа. Предъявление векселя к оплате совершается по сроку, указанному на векселе. Обязательство уплатить является денежным обязательством и прекращается исполнением, то есть уплатой суммы вексельного долга.

Предприятие ОАО «ЭЛИЗ» может предоставить своим поставщикам в оплату векселя с процентной оговоркой, часть из которых в дальнейшем поставщик может продать. Важная деталь состоит в том, что векселя выписываются не массой разнородных покупателей, а промежуточным звеном в виде подконтрольной компании. В этом случае формально вся продукция реализуется этому оптовику и отгружается от его имени. Векселя выписывает, таким образом, единственный векселедатель. В результате практическая реализация схемы значительно упрощается, она становится более гибкой и управляемой. С этой же целью заказываются фирменные бланки для векселей или они выписываются на бланках векселей единого образца. В договоре, заключенным предприятием ОАО «ЭЛИЗ» и организацией, выпускающей векселя, обусловлено, что поставщик поставляет ему продукцию (услуги) в кредит, проценты за который относятся на себестоимость и проставлены в векселе в виде процентной оговорки. Физическим и юридическим лицам векселя продаются на основании договоров купли-продажи. Векселя, помимо продажи, используются поставщиком в качестве расчетного средства с поставщиками сырья, топлива и пр. В последнем случае не происходит обращения к денежному кредиту, а задействуется коммерческий.

Таким образом, суммарная  валюта проданных и использованных для расчетов векселей и составляет массу привлеченных в оборот средств. Покупатель векселя (инвестор) получает доход по ставке, указанной в процентной оговорке (если вексель продан по номиналу).

Проведем сравнительный  анализ расчетов с помощью векселей и кредита и рассчитаем экономический эффект.

Первый вариант - банковский краткосрочный кредит.

Второй вариант - привлечение  заемных средств у предприятия - партнера.

Третий вариант - использование  товарных векселей, предполагаемых к  внедрению в данной работе.

Итак, исходные условия следующие:

-привлекаемая сумма 20000 тыс. руб. (часть кредиторской задолженности поставщикам за товары).

-процент ставки для кредита – 18 %.

-сроки использования кредита 3 мес.

-плата за кредит рассчитывается следующим образом:

Iт.р. =

                                                                (7)

где I т.р. - плата за кредит;

Р - сумма кредита;

i - процентная ставка;

h - сроки пользования  кредитом;

Т - количество дней.

Iт.р. = = 887,7 тыс. руб.

Для заемных средств  сумма платы за кредит скорректирована  с учетом того, что она выплачивается  за счет чистой прибыли предприятия. При этом стоимость заемных средств составляет 14 %:

Тi =

                                                                 (8)

где Кн.п.- ставка налога на прибыль предприятия заемщика (ставка для заемного предприятия  равна 13,5%).

Т = = 783,6 тыс. руб.

Данные расчеты сводим в таблицу 33.

Экономический эффект при  использовании товарных векселей выразится в экономии средств, связанных с привлечением кредитных ресурсов.

 Таблица 33. - Сравнение нескольких способов привлечения заемных средств

Показатели

Банковский кредит

Заемные средства

Товарные вексели

1

2

3

4

Сумма, тыс. руб.

20000

20000

20000

Процентная ставка

18%

14%

-

Сроки использования кредита

3 мес.

3 мес.

3 мес.

Плата за кредит

887,7

783,6

-


 

Экономический эффект при  использовании товарных векселей выразится  в экономии средств, связанных с привлечением кредитных ресурсов. Если сравнивать с банковским кредитом, то экономия средств при использовании векселя составит 887,7 тыс. руб.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, разработка антикризисных мероприятий была рассмотрена на примере ОАО «ЭЛИЗ», основными видами деятельности которого являются: производство изоляторов и прочих приборов и инструментов для измерения, контроля и испытаний.

По результатам анализа  были сделаны следующие выводы:

1. Анализ коэффициентов  ликвидности показал, что за  исследуемый период произошло  снижение всех коэффициентов – текущей, быстрой и абсолютной ликвидности – на 0,011. При этом все коэффициенты находятся существенно ниже норматива. Исходя из этого можно утверждать, что баланс предприятия является неликвидным.

2. Оценка платежеспособности  предприятия показала, что у ОАО «ЭЛИЗ» наблюдается значительный недостаток чистого оборотного капитала, собственного капитала, из-за чего коэффициент оказался очень низким. Коэффициент чистой выручки имеет тенденцию к росту, но он остается очень низким, что указывает на проблемы предприятия с наличием свободных денежных средств. Коэффициент платежеспособности увеличился с 1,036 до 1,08, что указывает на опережающее поступление денежных средств (над затратами). В целом, ситуация указывает на крайне низкую платежеспособность предприятия и дефицит собственных средств.

3. Расчеты коэффициентов  финансовой устойчивости показали, что коэффициенты обеспеченности  собственными оборотными средствами, обеспеченности запасов собственными  оборотными средствами и маневренности собственных средств имеют отрицательное значение из-за дефицита собственных оборотных средств, т.е. находятся существенно ниже нормы и продолжают снижаться.

4. Коэффициент финансовой  устойчивости показывает, что в  общем объеме финансовых ресурсов  доля «надежных» источников составляет всего 15,1% при норме 50%, и это значение за анализируемый период еще снизилось. Индекс постоянного пассива, который должен быть ниже единицы, в 2011 г. составил 4,77 пунктов, и за период, наоборот, возрос на 1,18 пунктов. В целом анализ показывает, что финансовая устойчивость ОАО «ЭЛИЗ» падает.

5. Коэффициент кредиторской  задолженности, который представляет  собой долю кредиторской задолженности  в общей задолженности, сократился  на 0,11 пунктов и составил 0,89 пункта  при норме – меньше 1,0. Также негативным моментом является рост соотношения заемных и собственных средств. Положительно необходимо отметить отсутствие долгосрочной задолженности.

6. Наблюдается замедление  оборачиваемости оборотных активов,  запасов, дебиторской задолженности и собственного капитала. И практически все эти показатели оборачиваются очень медленно. Так, например, дебиторская задолженность делает один оборот за 102,5 дня, что на 18,2 дней больше, чем в 2010 г. В свою очередь, кредиторская задолженность оборачивается за 391,6 дня, т.е. медленнее, чем дебиторская задолженность. Это ведет к задержке платежей и «замораживанию» денежных средств и в целом ухудшает финансовую ситуацию на предприятии.

7. Результаты анализа  представленных показателей свидетельствуют об увеличении уровня рентабельности предприятия. Так, рентабельность продаж возросла с 0,66% до 1,25%, рентабельность активов – с 0,85% до 1,21%, а рентабельность собственного капитала - на 1,56 пунктов. При этом уровень рентабельности остался практически низким.

В целом, приведенный  анализ показал, что финансовая ситуация на предприятии ОАО «ЭЛИЗ» стремительно ухудшается. Предприятие теряет финансовую устойчивость, платежеспособность и  рентабельность. В целях преодоления  кризисных явлений были разработаны следующие рекомендации:

1. Ввести должность  специалиста по управлению дебиторской  задолженностью.

Как показал анализ, проведенный во второй главе, дебиторская задолженность является важной частью активов предприятия ОАО «ЭЛИЗ». Следует отметить, что ее общая сумма выросла за год с 9901 тыс. руб. до 10882 тыс. руб. В целях решения этой проблемы предлагается организовать отдельную должность специалиста по управлению дебиторской задолженностью, который будет входить в состав финансовой службы (бухгалтерия). Специалист будет заниматься только всеми вопросами, касающимися дебиторской задолженности.

Введение должности специалиста по управлению дебиторской задолженностью обойдется предприятию в 390,28 тыс. руб. Прошлый опыт предприятия показывает, что только ежедневные звонки – напоминания должникам предприятия ведут к погашению около 20% дебиторской задолженности, что составит 2176,4 тыс. руб. Полученный эффект полностью покрывает затраты на введение должности.

2. Использование коммерческого  векселя.

Кредиторская задолженность также является одной из проблем неблагополучного финансового состояния ОАО «ЭЛИЗ». В 2011 г. ее сумма составила 39687 тыс. руб. В целях эффективного управления кредиторской задолженностью рекомендуется использовать коммерческий вексель. Экономический эффект при использовании товарных векселей выразится в экономии средств, связанных с привлечением кредитных ресурсов. Если сравнивать с банковским кредитом, то экономия средств при использовании векселя составит 887,7 тыс. руб.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: Дело и сервис, 2007. - 378 с.
  2. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебник. – М.: Проспект, 2010. – 410 с.
  3. Гончарук О.В., Кныш М.И., Шопенко Д.В. Управление финансами предприятий. – СПб: Питер, 2009. – 452 с.
  4. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: учеб. пособие. – М.: Фин – пресс, 2007. - 208 с.
  5. Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент. — М.: «ТАНДЕМ», ЭКМОС, 2008. – 258 с.
  6. Дж.К.Ван Хорн. Основы управления финансами. - М.: «Финансы и статистика», 2007. -  442 с.
  7. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Дело и сервис, 2008. - 302 с.
  8. Дорофеев В.Д., Левин Д.Н., Сенаторов Д.В., Чернецов А.В. Антикризисное управление: Учебное пособие. – Пенза, 2007.
  9. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика. – СПб: Бизнес – пресса, 2008. - 336 с.
  10. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: БГЭУ, 2007. - 284 с.
  11. Захаров В.Я. Антикризисное управление. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2007. – 348 с.
  12. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. - 610 с.
  13. Любушин Н.П. Анализ финансово- экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2008. - 168 с.
  14. Остапенко В.В. Финансы предприятий: учебное пособие /  под ред. В.В. Остапенко. – М: Омега – Л, 2010. - 304 с.
  15. Попов Р.А. Антикризисное управление. – М.: Высшая школа, 2009. – 408 с.
  16. Практикум по финансам предприятий: учебное пособие / под ред. П.И. Вахриева. – М.: Маркетинг, 2007. - 260 с.
  17. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. - 360 с.
  18. Уткин Э.А. Антикризисное управление., М.: «ТАНДЕМ», Изд.ЭКМОС, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 


Информация о работе Антикризисное управление