Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 08:13, лекция
АУ – применение к п/п экономически и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности. Объектом АУ являются одновременно все эл-ты деятельности п/п: ср-ва пр-ва, раб. сила, финансы, инвестиции. Предметом выступают профилактические меры фин-го оздоровления п/п. Целью АУ является подготовка базы для последующего старта, развития и совершенствования деятельности п/п.
Показатели рентабельности рассчитываются на основании Баланса ф.1 и Отчета о финансовых результатах предприятия ф.2. В основу расчета показателей рентабельности могут быть положены различные величины прибыли предприятия: маржинальная прибыль, операционная прибыль, прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (EBIT), прибыль до выплаты налога на прибыль (EBT), чистая прибыль. Чаще всего для расчета коэффициентов рентабельности используется чистая прибыль или прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль.
Факторами, влияющими на рентабельность, являются, с одной стороны, используемый капитал, обеспечивающий возможность производительной деятельности и получение прибыли, с другой — выручка от реализации произведенной продукции, имущества и т. п. (оборот), как источник поступления средств на предприятие и формирования прибыли. Исходя из целей анализа используют различные сочетания прибыли по отношению к показателям, для которых исследуется их отдача (эффективность использования), что позволяет сконструировать множество различных показателей (табл. 15.1): 1) рентабельность экономическая (активов), рентабельность собственного капитала, рентабельность применяемого в производстве капитала, рентабельность оборотных активов, рентабельность чистых активов и т.п. (ресурсный подход); 2) рентабельность оборота (продаж); 3) рентабельность реализованной продукции, рентабельность отдельных видов или групп продукции, рентабельность инвестиций и т.д. (затратный подход).
Таблица 15.1.
Показатели рентабельности
Группа |
Показатели рентабельности |
Формулы расчета |
Назначение |
1 |
рентабельность экономическая (активов) |
, где - чистая прибыль после налогообложения; А – активы предприятия. |
Характеризует экономическую рентабельность всего используемого на предприятии капитала, т.е. суммы собственных и заемных средств, отдачу, которая приходится на рубль активов |
Рентабельность собственного капитала |
, где СК – величина собственного капитала предприятия. |
Характеризует эффективность собственного капитала предприятия, насколько успешно он используется. Увеличение этого показателя соответствует цели роста прибыли предприятия. На него опираются при сравнении и оценке преимуществ альтернативных инвестиций и при принятии решений об инвестициях и дезинвестициях на предприятии |
|
Рентабельность текущих активов Рентабельность чистых активов |
, где - оборотные активы.
|
Показатели характеризую отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов |
|
2 |
Рентабельность реализации (оборота) |
, где Воб – выручка от обычных видов деятельности; , где В – выручка от обычных видов деятельности+ операционные и внереализационные доходы и расходы |
Характеризует прибыль, которую получает предприятие с каждого рубля реализации |
3 |
Рентабельность продукции |
, где С – себестоимость продукции |
Характеризует прибыльность затрат, используется при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью) производства продукции |
Рентабельность отдельных видов продукции |
, где - прибыль по изделию i; - себестоимость по изделию i; |
Характеризует прибыльность различных видов продукции. Используется к качестве базы расчета прибыли при определении цен и в аналитических целях при контроле за прибыльностью (убыточностью) изделий, решений по неэффективным изделиям |
|
Рентабельность инвестиций (Return On Investment – ROI) или расчетной(средней) нормы прибыли (accounting rate of return – ARR method). |
где – величина прибыли после налогообложения; - учетная стоимость активов на начало периода; - учетная стоимость активов на конец периода; , где - среднегодовой чистый доход (прибыль после вычитания налогов + амортизации); – первоначальные капиталовложения. |
Применяется при выборе наилучшего
варианта инвестирования. Инвестиции
осуществляются в тот проект, у
которого рентабельность выше. Показывает
степень возрастания капитала в
результате основной производственной
и внепроизводственной |
Рассмотрим схему анализа на примере одного из показателей рентабельности (рентабельности продаж).
Для анализа факторов, влияющих на рентабельности оборота, воспользуемся приемом цепных подстановок. На изменение рентабельное влияют два фактора: прибыль после налогообложения (в зависимости от целей анализа может использоваться прибыль отчетного периода, прибыль до налогообложения, прибыль от обычных видов деятельности) и выручка от реализации . На в свою очередь влияет изменения объема реализации и структура, себестоимость и цена реализованной продукции. На величину также влияют эти факторы. Поэтому при анализе рентабельности продаж (оборота) исследуется влияние этих факторов на изменение как , так и . Исходные данные представлены в табл. 15.2.
Таблица 15.2.
Сведения для расчета влияния факторов на рентабельность
Показатель |
Базовый (плановый) период |
Данные базового периода, пересчитанные на объем реализации отчетного периода (факт) |
Отчетный период |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг)-В |
5424,0 |
5481,0 |
6404,0 |
Затраты на производство (себестоимость) продукции – |
4453,0 |
4497,0 |
5264,0 |
Прибыль от реализации продукции – |
971,0 |
984,0 |
1140,0 |
Первый шаг – расчет плановой рентабельности оборота при плановой прибыли и плановой выручке (15.1):
, (15.1)
Второй шаг – расчет рентабельности оборота при условии, когда прибыль и выручка отчетного периода от реализации (оборот) продукции пересчитаны на объем продаж отчетного периода без изменения цены и себестоимости продукции (15.2):
(15.2)
Третий шаг – расчет рентабельности оборота при условии учета влияния изменения прибыли за счет изменения фактора «средней цены, по которой реализуется продукция» Расчеты начинаются с определения суммы прибыли и выручке отчетного периода от реализации (оборот) продукции , которые могло бы получить предприятие при фактических значениях объема реализации; структуры товарной продукции, фактических цен, и базовой (плановой) величине затрат (влияние этого фактора исключается). Выполняя подобный расчет из объема реализации за отчетный период – 6404,0 (см. табл. 15.2, гр. «отчетный период») вычитают затраты на производство (себестоимость) продукции базового периода, пересчитанную на объем реализации отчетного периода (факт) – 4497,0 (см. табл. 18-2, гр. «данные базового периода, пересчитанные на объем реализации отчетного периода (факт)») = 6404,0 – 4497,0 = 1907,0 млн. руб., = 5481,0 (15.3):
, (15.3)
При анализе влияния изменения рентабельности оборота за счет изменения прибыли и выручки под влиянием фактора «затраты на производство (себестоимость) продукции» исходим из предположения, что при сравнении прибыли в фактических объемах, при фактической структуре реализованной продукции, при фактических ценах и фактических затратах, с прибылью, которую могло бы получить предприятие при базовой (плановой) величине затрат и фактических значениях остальных факторов, отразилось влияние на прибыль изменения затрат на ее производство (под влиянием увеличение/снижение в объемах реализованной продукции той продукции, которая имеет большую/меньшую себестоимость). Для этого, необходимо из прибыли отчетного периода = 1140,0 млн. руб. (см. табл. 15.2, гр. «отчетный период»), вычесть сумму прибыли = 1937,0 млн. руб., которую могло бы получить предприятие при базовой (плановой) величине затрат, но при фактических значениях всех остальных факторов. Расчет выполняется по формуле (15.4):
, (15.4)
При анализе влияния изменения рентабельности оборота за счет фактического изменения прибыли и выручки отчетного периода от реализации в формулу (15.4) вместо плановой величины подставляем ее фактическое значение (15.5):
, (15.5)
Таблица 15.3.
Сведения по изменению уровня рентабельности
Факторы, влияющие на изменение уровня рентабельности |
Расчет |
Изменение |
объем реализации |
18,0 – 17,9 |
+ 0,1 |
структура реализованной продукции |
34,8 – 18,0 |
+16,8 |
цена реализованной продукции |
35,3 – 34,8 |
+ 0,5 |
себестоимость реализованной продукции |
17,8 – 35,3 |
- 17,5 |
Всего |
17,8 – 17,9 |
- 0,1 |
Анализ влияния факторов показал,
что изменение объема реализации
привело к увеличению рентабельности
продаж на 0,1%, изменение структура
реализованной продукции
Оценка показателей
приятия. Это не означает, что чем выше
значение коэффициента, тем лучше. Существенное
увеличение рентабельности в течение
отчетного периода может привести к значительному
снижению ликвидности. Планируя коэффициенты
рентабельности, предприятию всегда требуется
решать, что на данном этапе важнее: рентабельность
или ликвидность.
Сами по себе все показатели могут быть полезными, чтобы сравнить:
изменение их во времени; фактические результаты с прогнозом; бизнес-единиц между собой; со среднеотраслевыми показателями, что позволяет определить место предприятия среди других предприятий отрасли.
19.Модели банкротсва Э. Альтмана
Большую популярность в области
прогнозирования риска
Он разработал на базе множественного дискриминантного анализа модель оценки кредитоспособности, которая может разделить предприятия на два класса: финансово устойчивые и потенциальные банкроты. Эта модель получила название Z-score. Известны двух- пяти- и семи факторные Z-модели, а также пятифакторная модифицированная модель. В США пятифакторная модель прогнозирования банкротства Альтмана является одной из основных методик
диагностики финансовой устойчивости
предприятия.
Рекомендую QFinAnalysis 1.2 - качественный расчет Альтмана в excel за 5 минут
Двухфакторная
модель Альтмана.
Одной из самых простых и понятных моделей
прогнозирования банкротства предприятия
является двухфакторная модель Альтмана,
которая рассчитывается по формуле:
Где:
А – коэффициент текущей ликвидности
=
В – финансовой независимости =
В России эту модель подробно исследовала
М.А. Федотова, которая советует добавить
к этой модели показатель рентабельности
активов. Достоинство этой модели простота
и малый объем необходимой информации.
Недостаток – невысокая точность прогнозирования
банкротства.
Пятифакторная модель Альтмана (Z-score).
Пожалуй, самая популярная модель прогнозирования
банкротства предприятия была опубликована
в 1968 году профессором Эдвардом Альтманом
с помощью «методологического сдвига»
- разработка модели строилась на основе
множественного дискриминантного анализа
(MDA-анализ) благодаря которому высчитывались
веса при коэффициентах в модели. При построении
своей модели Альтман изучил 66 американских
фирм, из которых 33 обанкротились с 1946-1965
годов, а также 22 финансово-хозяйственных
коэффициента, определяющих банкротство
предприятия. Из этой выборки он выбрал
пять ключевых финансовых коэффициента,
на основе которых построил многофакторное
регрессионное уравнение с помощью MDA-анализа.
Все последующие авторы моделей использовали
этот инструментарий и логику вычисления
для построения своих моделей. Z-score Альтмана
рассчитывается по следующей формуле:
Где:
А – оборотный капитал/ сумму активов
=
В – не распределенная прибыль/ сумма
активов =
С – операционная прибыль/ сумма активов
=
D – рыночная стоимость акций/ заемные
пассивы =
E – выручка/ сумма активов =
Критическое значение показателя Z =2,675,
сравнение этого критического показателя
со значениями для каждой конкретной фирмы
позволит судить о возможном банкротстве
за 2-3 года до его наступления (если Z<2,675).
Если показатель предприятия Z>2,675, то
это говорит о ее финансовой устойчивости.
Для того что бы определить вероятность
риска банкротства можно использовать
следующую таблицу:
|
Лингвистическая переменная банкротства |
Вероятность банкротства, % |
1,8 и меньше |
Очень высокая |
80-100 |
От 1,81 до 2,7 |
Высокая |
35-50 |
От 2,8 до 2,9 |
Возможная |
15-20 |
3,0 и выше |
Очень низкая |
0 |
Точность модели составляет 95% для
прогнозирования банкротства за
1 год и 83% для прогнозирования
за 2 года, которая снижается с
увеличением горизонта
Пятифакторная модель Альтмана обладает
одним недостатком: ее можно применять
только для предприятий, котирующих свои
акции на фондовом рынке, так как только
для них можно получить рыночную стоимость
собственного капитала, что бы решить
эту проблему Альтман предложил модифицированную
модель.
Модифицированная модель Альтмана для компаний, чьи акции торгуются на
фондовом рынке, имеет вид:
В нашей формуле пятифакторной модели
мы заменили значение рыночной стоимости
капитала на балансовую стоимость капитала
(стр. 490 Форма1) в коэффициенте D.
D – балансовая стоимость собственного
капитала/ заемные пассивы =
Если Z<1,23, то компания станет банкротом
в ближайшие 2-3 года, если Z лежит в диапазоне
от 1,23 до 2,89, то ситуация неопределенна,
если Z> 2,89 – компания финансово устойчива.
Применение моделей Альтмана для российской
переходной экономики затруднено. Это
вызвано, прежде всего:
Тем не менее, экономисты из множества стран, проверяющие на практике его модель, соглашаются с ее универсальностью и надежностью. Адаптировав веса при коэффициентах в модели для своих государств и отраслей множество экономистов сходится в ее высокой работоспособности и статистической надежностью. Таким образом, для успешного применения модели Альтмана в России необходима корректировка весов при коэффициентах с учетом специфики переходной рыночной экономики.