Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 08:13, лекция
АУ – применение к п/п экономически и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности. Объектом АУ являются одновременно все эл-ты деятельности п/п: ср-ва пр-ва, раб. сила, финансы, инвестиции. Предметом выступают профилактические меры фин-го оздоровления п/п. Целью АУ является подготовка базы для последующего старта, развития и совершенствования деятельности п/п.
8, Виды государственного
регулирования кризисных
Вследствие невозможного
автоматического регулирования
экономики все социальные и экономические
интересы общества приводят к вмешательству
государства в экономическую
систему. На основании нормативно-
1. Нормативно-законодательная деятельность.
Деятельность предприятия, регламентируется Гражданским, Трудовым кодексами РФ и законами (как то: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от
26 октября 2002 г. № 127-ФЗ
«О несостоятельности (
Важную роль занимает государственное нормативное регулирование в кризисной ситуации.
2. Финансовое регулирование
– включает в себя денежные
средства, находящиеся во владении
и распоряжении домохозяйств
или предприятий, является
При исполнении бюджета самое значительное сокращение претерпевают программы, обязанные быть профинансированными государством. Как следствие, сокращение заработной платы и задержки по ее выплате, ухудшение уровня жизни.
Способы выхода из кризисной ситуации:
1) постепенное восстановление утраченных сбережений;
2) стимулирование привлечения новых накоплений граждан в банки и другие финансовые институты;
3) привлечение непосредственного и портфельного иностранного капитала и других внешних заимствований;
4) использование широко применяемой практики по учету и переучету векселей.
3. Государственное регулирование всфе-ре производства связано с активным проведением промышленной политики. Главной задачей является обеспечение капиталом сырьевой базы, инфраструктуры и тяжелых отраслей.
Производственная сфера должна разрабатывать свою долгосрочную стратегию, согласно которой достигается наиболее стабильное положение в каждой отрасли хозяйственного субъекта.
4. Стратегия социальной политики —
согласно ей государство должно регулировать рыночные силы, что позволит решить многие вопросы, касающиеся несостоятельности рынка, и организовать деятельность по распределению доходов. Главная цель данного подхода – это предотвращение бедности.
Вводится арбитражныс судом на срок не более 18 месяцев. Может быть следствие процедуры финансового оздоровления, но их совокупный срок не должен превышать 24 месяца. Внешний управляющий назначается арбитражным судом и имеет ледующие полномочия:
- Может распоряжяться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;
-Имеет право заключать от
имени должника мировое
- Имеет право сообщать ою отказе исполнения договоров или расторгать договорные отношения, которые могут усугубить полномочия должника;
-сохраниее имущества должника;
- Отчитываться перед собрание кредиторов;
- Страховать свою ответственность.
Процедура внешнего управления может
быть прекращена досрочно, если должник
исполнил свои обязательства или
если принято решение о
Досудебная санация — эта мера по восстановлению платежеспособности должника, принимаемая собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.Меры по восстановлению платежеспособности
Существуют множество способов восстановить платежеспособность унитарного предприятия:
В течение 10 дней после вынесения определения о введении наблюдения руководитель обязан обратиться к участниками юридического лицах в целях проведения общего собрания учредителей унитарного предприятия. Цель такого собрания является обращение учредителей к первому собранию кредиторов (см. процедуру наблюдения), в котором учредители просят ввести в отношении должника процедуру финансового оздоровления с помощью дополнительной эмиссии ценных бумаг.
Также возможно увеличение уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов учредителей унитарного предприятия. Срок таких размещений не превышает 3 месяцев при этом акционеры должника имеют право преимущественной покупки акций.
Другим способом восстановления платежеспособности является замещение активов должника. Замещение происходит с помощью создания на базе должника одного или нескольких ОАО. В это ОАО вносится все имущество (а также имущественные права). А после, акции ново созданного ОАО продаются на открытых торгах, и денежные средства идут на погашение задолженности должника.
11. Конкурсное производство
Срок не более 18 месяцев. Процедуру осуществляет конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом. Цель- удовлетворение требований кредиторов в порядке их очередности путем реализации имущества и формирования конкурсной массы. Реализация имущества осуществляетсяя в ходе открытых торгов. Начальная цена определяется незавизсимым оценщиком. Расчеты с кредитооами погашаются соответтственно очередности. Вне очереди погашаются слудующие текущие обязательства:
- Судебные расходы
- Расоды по з/пл арбитражного управляющего
- Текущие коммунальные и эксплутациоонные платежи
- Требования кредиторов, возникшие после введения процедуры банкротства
- Задолженность по з/пл , возникшая после введения производства банкротсва.
Очередность
Первая-расчеты с гражданами, перед которыми возникли обязательсвта из за превинения вреда их здорорвью, компенсации морального вреда
Вторая- выходные пособия и з/пл
Трерья –иные кредиторв
Особенностью процедуры
13. Принципы антикризисного
Антикризисное финансовое управление представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий. Система антикризисного финансового управления базируется на определенных принципах.
1. Принцип постоянной готовности реагирования. Теория антикризисного финансового управления утверждает, что достигаемое в результате эффективного финансового менеджмента финансовое равновесие предприятия очень изменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется естественным откликом на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих изменений усиливает конкурентную позицию предприятия, повышают его финансовый потенциал и рыночную стоимость; другие — наоборот, вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике (т.е. объективная вероятность возникновения финансовых кризисов предприятия) определяют необходимость поддержания постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.
2. Принцип превентивности
3. Принцип срочности реагирования
4. Принцип адекватности
5. Принцип комплексности
6. Принцип альтернативности
7. Принцип адаптивности
8. Принцип приоритетности
9. Принцип оптимальности внешней санации. Принцип оптимальности внешней санации предполагает, что при выборе ее форм и состава внешних санаторов следует исходить из системы определенных критериев, разрабатываемых в процессе антикризисного финансового управления. Такими критериями могут быть сохранение управления предприятием его первоначальными учредителями, минимизация потери рыночной стоимости предприятия и другие.
10. Принцип эффективности. Реализация этого принципа обеспечивается сопоставлением эффекта антикризисного финансового управления и связанных с реализацией его мероприятий финансовых ресурсов.
Рассмотренные принципы служат основой организации системы антикризисного финансового управления предприятием.
14. Политика антикризисного финансового управления.
С позиций финансового
менеджмента возможное
Рыночная экономика выработала обширную
систему финансовых методов предварительной
диагностики и возможной защиты предприятия
от банкротства, которая получила название
"Системы антикризисного финансового
управления". Для реализации этой системы
управления готовятся особые финансовые
специалисты — менеджеры по антикризисному
управлению предприятием. Суть этой финансовой
системы управления состоит в том, что
угроза банкротства диагностируется еще
на ранних стадиях ее возникновения, что
позволяет своевременно привести в действие
специальные финансовые механизмы или
обосновать необходимость определенных
реорганизационных процедур. Если эти
механизмы и процедуры в силу несвоевременного
или недостаточно эффективного их осуществления
не привели к финансовому оздоровлению
предприятия, оно стоит перед необходимостью
в добровольном или принудительном порядке
прекратить свою хозяйственную деятельность
и начать ликвидационные процедуры.
Система антикризисного финансового управления
предприятием базируется на определенных
принципах. К числу основных из этих принципов
относятся:
1. Постоянная готовность к возможному
нарушению финансового равновесия предприятия.
Теория антикризисного финансового управления
исходит из того, что достигаемое в результате
эффективного финансового менеджмента
финансовое равновесие предприятия очень
изменчиво в динамике. Возможное его изменение
на любом этапе экономического развития
предприятия определяется естественной
реакцией на изменения внешних и внутренних
условий его хозяйственной деятельности.
Ряд этих условий усиливают конкурентную
позицию и рыночную стоимость предприятия.
Другие — наоборот, вызывают кризисные
явления в его финансовом развитии. Объективность
проявления этих условий в динамике определяет
необходимость постоянной готовности
финансовых менеджеров к возможному нарушению
финансового равновесия предприятия на
любом этапе его экономического развития.
2. Ранняя диагностика кризисных явлений
в финансовой деятельности предприятия.
Учитывая, что угроза банкротства предприятия
реализует самый высокий уровень катастрофического
риска, присущего финансовой деятельности
предприятия, и связана с наиболее ощутимыми
потерями капитала его собственников,
она должна диагностироваться на самых
ранних стадиях с целью своевременного
использования возможностей ее нейтрализации.
3. Дифференциация индикаторов кризисных
явлений по степени их онасности для финансового
развития предприятия. Финансовый менеджмент
использует в процессе диагностики банкротства
предприятия обширный арсенал индикаторов
его кризисного развития. Эти индикаторы
фиксируют различные аспекты финансовой
деятельности предприятия, характер которых
с позиции генерирования угрозы банкротства
неоднозначен. В связи с этим, в процессе
антикризисного управления предприятием
необходимо соответствующим образом группировать
индикаторы кризисных явлений по степени
их опасности для финансового развития
предприятия.
4. Срочность реагирования на отдельные
кризисные
явления в финансовом развитии предприятия.
В соответствии с теорией антикризисного
финансового управления каждое появившееся
кризисное явление не только имеет тенденцию
к расширению с каждым новым хозяйственным
циклом предприятия, но и порождает новые
сопутствующие ему кризисные финансовые
явления.
Поэтому, чем раньше будут включены антикризисные
механизмы по каждому диагностированному
кризисному явлению, тем большими возможностями
к восстановлению нарушенного финансового
равновесия будет располагать предприятие.
5. Адекватность реагирования предприятия
на степень
реальной угрозы его финансовому равновесию.
Используемая система механизмов по нейтрализации
угрозы банкротства в подавляющей своей
части связана с финансовыми затратами
или потерями, вызванными сокращением
объемов операционной деятельности, приостановлением
реализации инвестиционных проектов и
т.п. При этом уровень этих затрат и потерь
находится в прямой зависимости от целенаправленности
механиз
мов такой нейтрализации и масштаба их
использования.
Поэтому "включение" отдельных механизмов
нейтрализации угрозы банкротства должно
исходить из реального уровня этой угрозы
и быть адекватным этому уровню. В противном
случае или не будет достигнут ожидаемый
эффект (если действие механизмов недостаточно),
или предприятие будет нести неоправданно
высокие расходы (если действие механизма
избыточно для данного уровня угрозы банкротства).
6. Полная реализация внутренних возможностей
выхода предприятия из кризисного финансового
состояния.
В борьбе с угрозой банкротства, особенно
на ранних стадиях ее диагностики, предприятие
должно рассчитывать исключительно на
внутренние финансовые возможности. Опыт
показывает, что при нормальных маркетинговых
позициях предприятия угроза банкротства
полностью может быть нейтрализована
внутренними механизмами антикризисного
финансового управления и в пределах финансовых
возможностей предприятия. Только в этом
случае предприятие может избежать болезненных
для него реорганизационных процедур.
7. Использование при необходимости соответствую
щих форм санации предприятия для предотвращения
его
банкротства. Если угроза банкротства
диагностирована
лишь на поздней ее стадии и носит катастрофический
характер, а механизмы внутренней ее нейтрализации
не
позволяют достичь необходимого эффекта
в восстановлении финансового равновесия
предприятия, оно должно инициировать
свою санацию, избрав для этого наиболее
эффективные ее формы. Такая мера принимается
как крайняя в системе мероприятий по
антикризисному финансовому управлению
предприятием в целях предотвращения
его реального банкротства.
Рассмотренные принципы служат основой
организации антикризисного финансового
управления предприятием при угрозе банкротства.